Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить игрушку, выполнить вышивку и т.д.
Описание этапов урока
Этап урока
Содержание и деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД (универсальные учебные действия)
I. Организационный (3 мин)
-приветствие;
-проверка явки учащихся;
-проверка готовности учащихся к уроку;
-настрой учащихся на работу
-приветствуют учителя;
- визуально контролируют свою готовность к уроку;
-рассаживаются на рабочие места.
Личностные:самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
II. Повторение пройденного материала (5 мин)
Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.
Ответы учащихся на вопросы по предыдущей теме «Основы машиноведения».
Повторение устройства швейной машины.
- отвечают на вопросы;
- выходят к доске показывают различные части устройства швейной машины;
-выбирают оптимальные решения;
Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.
III. Изучение нового материала (10 мин)
Формулировка цели урока.
Запись в тетрадь новых понятий.
Терминология ручных работ.
Виды ручных стежков.
Вперед иголка
Назад иголка
Стебельчатый
Шнурок
Петельный
Тамбурный
«Козлик»
- формулируют цель урока вместе с учителем;
- беседа с учителем;
- записывают необходимые понятия в тетрадь;
- запись швов и зарисовка схем;
- подготовка к выполнению практической работы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений.
извлекать необходимую информацию из прослушанного рассказа;
структурировать знания;
Личностные: построение логических рассуждений.
IV. Инструктаж по технике безопасности
(5 мин)
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой (слайд 20-22).
- повторение техники безопасности при работе с ножницами.
Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.
V. Практическая работа (45 мин)
Выполнение образцов ручных швов. (слайд 23)
- выполнение образцов ручных швов под руководством учителя в соответствии с зарисованной схемой.
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату. Познавательные:умение ориентироваться в понятиях.
Коммуникативные:взаимодействовать с учителем, умение правильно выражать свои мысли.
VI. Подведение итогов оценка работы учащихся (10 мин)
Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу.
Повторение пройденного материала, ответы на вопросы.
Оценивание работу друг друга в парах по пятибалльной системе.
- проверка качества работы у соседа по парте;
- отвечают на вопросы учителя;
Личностные: развитие творческого мышления; умение провести самооценку и организовать взаимооценку;
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях по теме «Ручные работы».
Коммуникативные: работа по парам, умение правильно выражать свои мысли.
VII. Рефлексия (10 мин)
А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу учащихся ответить на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что было сложным для понимания, выполнения?
- отвечают на вопросы.
Регулятивные:
умение применять полученные знания на уроке во время ответа на вопросы;
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к моделированию, заинтересованность в конечном результате своего труда.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
Словесные методы: рассказ учителя, беседа с детьми;
Наглядные: презентация «Ручные стежки и строчки»;
Практические: выполнение образцов ручных швов.
Дидактическое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Ручные стежки и строчки», образец ткани х/б 15*15 см, нитки, игла, ножницы
Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек
Цели:
Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.
Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.
Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.
Требования к уровню подготовки
предметные
личностные
метапредметные
Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить игрушку, выполнить вышивку и т.д.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Регистрация учащихся в классном журнале.
- Проверка готовности к уроку.
II. Повторение.
Вопросы:
-Для чего надо знать свойства ткани?
-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?
- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?
-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?
-Что относится к приспособлениям?
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока.
Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?
(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку - игрушку или другое изделие.
Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.
Сведения о ручных стежках и строчках.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.
Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.
Шов - это место соединения деталей.
Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)
Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)
Рассмотреть таблицу №3 в учебнике на стр. 22-23. «Виды ручных стежков и строчек»
Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.
Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.
К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.
Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец; вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество игл и булавок в игольнице; убрать рабочее место.
Организация рабочего места для выполнения ручных работ.
При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )
- Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.
- Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.
Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.
- Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.
- Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.
Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.
- Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.
Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.
Практическая работа.
Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)
Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:
Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.
Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани
Текущий инструктаж
I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования.
НЕЛЬЗЯ:
• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1
• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;
II. Пользование основными инструментами для шитья.
Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения
учащимися самостоятельной работы):
- разбор типичных ошибок
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
Правила безопасной работы
Во-первых, все иголки свои собери И маленький домик для них смастери. Открою тебе интересный секрет: Ты другу расскажешь, а может, и нет.
У нас у иголок имеются ушки, Ушки, конечно же, любят подушки. Иголкам подушку скорей подари, На ней все иголки свои собери.
Поверь, они счастливы будут безумно, А мы- то с тобой поступили как умно! Не будешь иголки искать где попало, Ну вот, и от мамы тебе не попало…
Игла в работе весела, Она тонка и так мила! Не будешь класть ее на место, Вдруг потеряется в отместку. И затаится в беспорядке… А тебе потом воткнется в пятку.
Иголки надо сосчитать, Когда садишься за работу, Потом внимательно собрать, Хотя бывает неохота.
С ножницами не шути, Зря в руках их не крути И, держа за острый край, Другу их передай.
Лишь окончена работа- Ножницам нужна забота. Не забудь их закрыть И на место положить.
Напомнить хочу про рабочее место- Диван или кресло? Усядемся лучше с тобою за столом, И ткань здесь разложи, и мыло найдем, Коробку достанем, где все инструменты. Сошьем все детали, набьем элементы, Те из, которых игрушка родиться, Рабочее место тебе пригодится! Все правила эти обязан ты знать И неуклонно их выполнять!
IV. Итог урока.
Анализ выполненной работы учащимися.
Вопросы для повторения:
Какие нитки используют для выполнения ручных работ?
Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
Где применяют прямые стежки?
Где применяют петельные стежки?
V. Домашнее задание § 3,4
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Подведение итогов урока учителем.
Оценка работы.
Использованная литература.
Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
2. Методические рекомендации авторов-разработчиков УМК (Кожина О. А Методическое пособие к учебнику «Технология. Обслуживающий труд».– М.: Дрофа, 2014.).
Требования к уровню подготовки
предметные
личностные
метапредметные
Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить игрушку, выполнить вышивку и т.д.
Описание этапов урока
Этап урока
Содержание и деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД (универсальные учебные действия)
I. Организационный (3 мин)
-приветствие;
-проверка явки учащихся;
-проверка готовности учащихся к уроку;
-настрой учащихся на работу
-приветствуют учителя;
- визуально контролируют свою готовность к уроку;
-рассаживаются на рабочие места.
Личностные:самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
II. Повторение пройденного материала (5 мин)
Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.
Ответы учащихся на вопросы по предыдущей теме «Основы машиноведения».
Повторение устройства швейной машины.
- отвечают на вопросы;
- выходят к доске показывают различные части устройства швейной машины;
-выбирают оптимальные решения;
Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.
III. Изучение нового материала (10 мин)
Формулировка цели урока.
Запись в тетрадь новых понятий.
Терминология ручных работ.
Виды ручных стежков.
Вперед иголка
Назад иголка
Стебельчатый
Шнурок
Петельный
Тамбурный
«Козлик»
- формулируют цель урока вместе с учителем;
- беседа с учителем;
- записывают необходимые понятия в тетрадь;
- запись швов и зарисовка схем;
- подготовка к выполнению практической работы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений.
извлекать необходимую информацию из прослушанного рассказа;
структурировать знания;
Личностные: построение логических рассуждений.
IV. Инструктаж по технике безопасности
(5 мин)
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой (слайд 20-22).
- повторение техники безопасности при работе с ножницами.
Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.
V. Практическая работа (45 мин)
Выполнение образцов ручных швов. (слайд 23)
- выполнение образцов ручных швов под руководством учителя в соответствии с зарисованной схемой.
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату. Познавательные:умение ориентироваться в понятиях.
Коммуникативные:взаимодействовать с учителем, умение правильно выражать свои мысли.
VI. Подведение итогов оценка работы учащихся (10 мин)
Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу.
Повторение пройденного материала, ответы на вопросы.
Оценивание работу друг друга в парах по пятибалльной системе.
- проверка качества работы у соседа по парте;
- отвечают на вопросы учителя;
Личностные: развитие творческого мышления; умение провести самооценку и организовать взаимооценку;
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях по теме «Ручные работы».
Коммуникативные: работа по парам, умение правильно выражать свои мысли.
VII. Рефлексия (10 мин)
А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу учащихся ответить на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что было сложным для понимания, выполнения?
- отвечают на вопросы.
Регулятивные:
умение применять полученные знания на уроке во время ответа на вопросы;
2. Методические рекомендации авторов-разработчиков УМК (Кожина О. А Методическое пособие к учебнику «Технология. Обслуживающий труд».– М.: Дрофа, 2014.).
Требования к уровню подготовки
предметные
личностные
метапредметные
Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить игрушку, выполнить вышивку и т.д.
Описание этапов урока
Этап урока
Содержание и деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД (универсальные учебные действия)
I. Организационный (3 мин)
приветствие;
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу
-приветствуют учителя;
- визуально контролируют свою готовность к уроку;
-рассаживаются на рабочие места.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
II. Повторение пройденного материала (5 мин)
Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.
Ответы учащихся на вопросы по предыдущей теме «Основы машиноведения».
Повторение устройства швейной машины.
- отвечают на вопросы;
- выходят к доске показывают различные части устройства швейной машины;
-выбирают оптимальные решения;
Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.
III. Изучение нового материала (10 мин)
Формулировка цели урока.
Запись в тетрадь новых понятий.
Терминология ручных работ.
Виды ручных стежков.
Вперед иголка
Назад иголка
Стебельчатый
Шнурок
Петельный
Тамбурный
«Козлик»
- формулируют цель урока вместе с учителем;
- беседа с учителем;
- записывают необходимые понятия в тетрадь;
- запись швов и зарисовка схем;
- подготовка к выполнению практической работы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений.
извлекать необходимую информацию из прослушанного рассказа;
структурировать знания;
Личностные: построение логических рассуждений.
IV. Инструктаж по технике безопасности
(5 мин)
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой (слайд 20-22).
- повторение техники безопасности при работе с ножницами.
Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.
V. Практическая работа (45 мин)
Выполнение образцов ручных швов. (слайд 23)
- выполнение образцов ручных швов под руководством учителя в соответствии с зарисованной схемой.
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях.
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, умение правильно выражать свои мысли.
VI. Подведение итогов оценка работы учащихся (10 мин)
Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу.
Повторение пройденного материала, ответы на вопросы.
Оценивание работу друг друга в парах по пятибалльной системе.
- проверка качества работы у соседа по парте;
- отвечают на вопросы учителя;
Личностные: развитие творческого мышления; умение провести самооценку и организовать взаимооценку;
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях по теме «Ручные работы».
Коммуникативные: работа по парам, умение правильно выражать свои мысли.
VII. Рефлексия (10 мин)
А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу учащихся ответить на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что было сложным для понимания, выполнения?
- отвечают на вопросы.
Регулятивные:
умение применять полученные знания на уроке во время ответа на вопросы;
Подготовка к работе на следующем уроке по теме «Вышивка». Принести образец ткани для вышивания, нитки мулине, ножницы.
Учащиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1 Ручные стежки и строчки
Слайд 2 Тема предыдущего урока?
Слайд 3
Слайд 4
плакаты по теме, ткань, нитки, игла, наперсток, ножницы, карточки-задания.
Планируемые результаты
Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.
Метапредметные (УУД): регулятивные - освоить теоретические знания техники ручного шитья, коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, познавательные - познакомить с видами ручных швов и строчек. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.
Личностные –воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду
№ этапа урока
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )
2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу» )
3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).
Слайд 1.На слайде фотографии ручных стежков и строчек. Начинаем урок:
- Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать?
-Какие виды кубанских ремёсел связанных с шитьем вы знаете?
Слайд 2.Разнообразие видов стежков и строчек.
-Какие приемы шитья вам известны? (Изучались в начальной школе)
-Как организовать рабочее место?
- Какие инструменты могут понадобиться?
- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний!
Предполагаемые ответы:
-без техники безопасности,
-умение шить ручными стежками
-лоскутное шитье, вышивка.
-вперед иголкой
Организация рабочего места.
ТБ на рабочем месте
Ткань лоскутки, мелок, игла, наперсток, ножницы
- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.
-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.
Выявить затруднения в организации работы.
Слайд 3 «Организация рабочего места.
Слайд 4. «Инструменты и приспособления для шитья».
Слайд 5 «Техника безопасности»
Слайд 6-14 «Терминология выполнения ручных работ» «Техника выполнения ручных стежков и строчек»
-Что будет дальше?
-Для чего вы получите пробное действие?
ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Учитель раздаёт учащимся лоскутки, иголку нитки.
Задание: Выполнение швов и строчек
Через 10 минут:
- У кого нет результата?
- Кто смог выполнить задание?
-Какими правилами вы пользовались?
- Что делать?
Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.
Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…
ЗАТРУДНЕНИЕ!
ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!
- К. учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
-Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Организовать восстановление выполненных операций.
Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном.
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи.
В каком месте испытали затруднение?
Почему?
Я не могу закреплять нитку в начале шитья.
Я не знаю как выполнить шов «козлик» крестообразный?
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы.
-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
Учащиеся ставят цель проекта
Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
Учащиеся определяют средства
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Какую цель поставите перед собой на уроке?
Как будем открывать новое знание?
Вспомним правила работы в группе?
Через … минут ответственный защитит перед классом работу в группе.
Научиться выполнять ручные стежки и строчки
Будем выполнять практическую работу
с основой на инструкционную карту.
Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо , если не понял переспроси.
-Л. Самоопределение, смыслообразование.
-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
-Р.планирование, прогнозирование.
-К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.
Реализация построенного проекта.
Построение и фиксация нового знания:
Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом
Организовать фиксацию нового способа действия речи.
Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона)
Организовать фиксацию преодоления затруднения
Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
Образцы ручных стежков и строчек, карточки-задания.
Трое представителей групп комментируют работу группы.
.Эталон.
Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные виды ручных стежков и строчек и терминологию ручных работ
Сравните свои выводы с эталоном.
Учащиеся работают по карточкам, после каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу.
-Л. Смыслообразование,
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство,
-Р. Познавательная инициатива.
-К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Применение нового знания в типовых заданиях
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
Фронтально
В парах или группах.
Давайте вернёмся к пробному действию и узнаем виды стежков и строчек Работа в парах с опорой на эталон.
Слайд 15 игра «Прочтите названия инструментов»
Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи.
Закрепление . Название инструментов .
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация
-К.учёт разных мнений, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведения партнёра, осознание ответственности за общее дело.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Самостоятельная работа «Выполнение ручных стежков и строчек»
Проверка учителем.
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация,выполнение действий по алгоритму,доказательство
-Р. Контроль,оценка,волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
-К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, исполь-зование критериев для обоснования своего суждения.
Включение в систему знаний и повторение.
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия,
Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Для чего нам нужно знать терминологию выполнения ручных работ?
Правила по технике безопасности при работе?
Если неверно …
Выполнение практической работы.
Ручные стежки и строчки по эталону, составленному образцу.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
• предметные УУД:
-имеют понятие «ручные стежки», создание изделия с применением ручных стежков;
-умеют выполнять базовый стежок «шов вперед игла»;
• познавательные УУД:
-умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Понимания понятия:
«шов вперед иголку»
«петельный стежок»
«крестообразный стежок»
«косой стежок»
Технология выполнения ручных стежков.
Влияние ручных швов на декоративную отделку изделий.
1 уровень -узнавание
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
1 уровень -выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
2 уровень -совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
1 уровень -выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.
2 уровень -самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Наглядные материалы
Этапы урока время этапа
Задачи этапа
Методы приемы и формы обучения
Действие учителя
Действие ученика
Универсальные учебные действия
I. Организационный момент (2мин)
Орг. момент
Организовать
самоопределение детей к деятельности на уроке
Фронтальная
Посещаемость. Готовность к уроку
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
II. Введение в тему
Презентация
Актуализация знаний
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Беседа.
Фронтальная
Ребята обратите внимание на экран. Что вы видите?
В какой технике они исполнены?
Какие ассоциации возникают у вас при слове вышивка?
Вышивка - составить синквейн
Вышитые изделия в разной технике ручной, машинной вышивки.
планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.
Презентация учащихся «Марийская вышивка"
Викторина
1.Какой вид вышивки традиционно применялся в марийском костюме?
а) «набор»;
б) «ришелье»;
в) «гладь».
2. Основные (ведущие цвета) цвета марийской вышивки?
а) черный, красный;
б) красный, белый;
в) синий, розовый
3. Традиционная марийская вышивка выполнялась
а) по нанесенному на ткань рисунку; б) по счету нитей; в) по выполненному эскизу.
4 . Считалось, что вышивка края одежды марийского костюма: а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность; б) охраняет от несчастий; в) оберегала от проникновения злых духов
5. Прямая горизонтальная линия в марийской вышивке обозначала:
а) символ земли;
б) символ воды;
в) символ дождя .
6. Самые древние вышивки 4-5 века найдены на территории:
а) Древнего Китая
б) Ирана
в) Византии
Отвечают на вопросы викторины в технике «пила» (учащиеся в группах отвечают на два вопроса, затем меняются участниками)
Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения новым понятиям темы;
называние швов, видов швов
Презентация Физкультминутка
Движения глазами - повторять по слайду презентации
Презентация
Поисково-исследовательский этап
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Рассказ.
Презентация
Рефлексивно-оценочный этап
Осмысление процесса и результата деятельности
Беседа.
В парах, фронтальная
Предлагает оценить работу в паре (сосед).
Предлагает оценить факт достижения цели урока
1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
2. Оценивают степень достижения цели,
Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ручные швы и строчки
Вернуться в раздел Тема 5
Тема: Ручные швы и строчки
Цель: ознакомить с видами ручных стежков и строчек, с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ; закрепить правила безопасности при выполнении ручных работ; повторить санитарно-гигиенические требования; напомнить об организации рабочего места; научить выполнять ручные стежки и строчки.
Наглядные пособия: таблицы "Ручные стежки и строчки", "Терминология ручных работ".
Оборудование и материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями, ручная игла, нитки, ножницы, наперсток.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.
Ход урока
I. Повторение.
Сообщение познавательных сведений.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.
Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы ими.
Шов - это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.
Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки. По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Шов:
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.
Ручные стежки и строчки
Виды отделочных ручных стежков:
Термины ручных работ
При шитье изделия на швейной машине отдельные его части предварительно сметывают, т.е. соединяют ручными стежками, которые затем удаляют.
Текущий инструктаж
I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования.
НЕЛЬЗЯ:
перекусывать нитку зубами - от этого портится эмаль и можно поранить губу;
пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;
ставить утюг на подставку без ограничителя, потому что он может упасть на ноги.
II.Пользование основными инструментами для шитья.
При шитье используют иголки, булавки, наперсток, ножницы, мелок.
Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.
Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых и шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.
Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (рис. 1). Чтобы нитка не закручивалась, вдевать ее в ушко иголки следует концом, оторванным от катушки. Для этого конец нитки скручивают (хлопчатобумажной - от себя, шелковой - к себе). Держа иголку большим и указательным пальцами правой руки, взять в левую руку конец скрученной нитки, продеть его в ушко иглы (рис. 2) и вытянуть нитку на 2/3 ее длины. На длинном конце делают узелок, для чего обводят нитку вокруг указательного пальца левой руки, немного скручивают ее большим пальцем и, сняв с пальца, затягивают узел.
Во время выполнения ручных работ надо следить за тем, чтобы обрабатываемая деталь лежала на столе. При этом левая ее сторона должна находиться на указательном и среднем пальцах левой руки, а большой палец должен придерживать деталь сверху (рис. 5).
Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.
Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы при прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.
Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными - легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными - шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.
Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой - широкий. При работе нужно следить, чтобы концы лезвий смыкались не менее чем на 2-3 мм, узкое лезвие было под тканью, а широкое - сверху.
Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5-1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.
III. Практическая работа №4)
Практическая работа №5 IV. Заключительная часть.
Вопросы для повторения.
1. Какие нитки используют для выполнения ручных работ? 2. Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ? З. Где применяют прямые стежки? 4. Где применяют петельные стежки?
Урок для начинающих
Швы ручные и машинные
Законченный цикл переплетения нитей называется стежком. Длина стежка – расстояние между двумя проколами иглы. Ряд повторяющихся на ткани однородных стежков называется строчкой. По своему назначению и выполнению швы бывают машинные и ручные.
Ручные швы
Для выполнения ручных швов рекомендуется применять наборы только качественных игл известных производителей. Желательно приобрести иглы, имеющие специальное покрытие в области ушка (так называемое «золотое» ушко), обеспечивающее легкое скольжение сквозь ткань, высокую гладкость ушка и легкое вдевание нитки(Фото 1-1).
ручные иглы с покрытием ушка
Фото 1-1
Иглы для ручного шитья нумеруются от 1 до 12. Номер иглы означает наибольший диаметр иглы в миллиметрах, умноженный на 10. Например, игла номер 7 имеет наибольший диаметр 0,7 мм.
Нельзя использовать тупые, ржавые и гнутые ручные иглы. Толщина иглы должна соответствовать толщине используемых ниток. Чем толще игла, тем большее усилие необходимо к ней прилагать для продвижения через ткань, поэтому применение толстой иглы для ручного шитья тонкой нитью не оправдано.
Нельзя для ручных швейных работ применять вышивальные иглы с тупым кончиком, они предназначены для вышивания крестиком по канве.
Для выполнения ручных швов необходимо использовать наперсток. Применение наперстка предохранит пальцы и ногти, а также ускорит шитьё, так как позволит швее уверенно и с большей скоростью нажимать на иглу.
1. Соединительные ручные швы
1.1.а. Смёточный шов «вперед иголку»
Применяется для смётки, то есть для временного соединения деталей перед стачиванием на машине, а также для обозначения на деталях линий середин, для образования сборок и т.д. Шов выполняется справа налево. Длина стежков и расстояние между стежками должны быть одинаковыми по всей длине шва, что при последующем стачивании на машине обеспечивает равномерное продвижение ткани под лапкой. Длина стежка в изделиях из тонких тканей 0,2÷0,5 см, из толстых тканей от 1,0 до 1,5 см (Рис.1-1-1 и Фото 1-1-1а). Для смётки применяют тонкие нитки, которые хорошо рвутся.
смёточный шов вперёд иголку
Рис.1-1-1
смёточный шов вперёд иголку
Фото 1-1-1а
1.1.б. Имитация машинного шва
Шов «вперёд иголку» можно использовать как имитацию машинного шва. Чаще всего этот шов применяется при замене молнии на кожаных изделиях. Шов выполняется в два прохода:
- выполнить шов «вперед иголку» справа налево по лицевой стороне,
- перевернуть лицевую сторону ткани слева направо,
- во втором проходе выполнить шов «вперед иголку» справа налево, заполняя пропущенные стежки с лицевой стороны.
Проколы иглы первого и второго проходов должны совпадать (Фото 1-1-1б).
имитация машинного шва
Фото 1-1-1б
1.2. Стачной шов строчкой или «за иголку»
Шов «за иголку» применяется:
- там, где почему-либо трудно выполнить машинную строчку или нужна особая прочность шва,
- при сшивании деталей в изделиях из скользких и ворсовых тканей (тонкий натуральный шелк, бархат, панбархат).
Шов обладает большой прочностью и растяжимостью. Выполнение шва (Рис.1-1-2а и Фото 1-1-2):
- для первого стежка сделать прокол иглой снизу вверх.
- вывести иглу поверх ткани и проложить стежок назад за первый прокол на 0,2 см.
- сделать прокол ткани сверху вниз, вывести иглу на изнаночную сторону.
- с изнаночной стороны вести иглу под тканью на удвоенную длину стежка, то есть на 0,4 см.
- сделать прокол ткани снизу вверх и вытянуть иглу наверх.
- для второго стежка вести иглу назад по лицевой стороне на 0,2 см, затем сделать новый прокол сверху вниз вплотную к первому стежку и т.д.
Стежки укладывать точно по намеченной линии. Длину стежка выдерживать точно на протяжении всего шва.
шов стачной за иголку
Рис.1-1-2
стачной шов за иголку
Фото 1-1-2
2. Краевые ручные швы
К краевым швам относятся все обметочные швы, которые применяются для предохранения срезов от осыпания, а также швы для декоративной отделки изделия.
2.1. Обметочный шов «через край»
Высота стежков от 0,2 до 0,5 см в зависимости от осыпаемости ткани и должна быть одинаковой по всей длине шва. Частота стежков 2÷3 на 1,0 см длины шва (Рис.1-2-1 и Фото 1-2-1).
шов обмёточный через край
Рис.1-2-1
шов обмёточный через край
Фото 1-2-1
2.2. Шов «в закрутку»
Применяется как отделочный шов для оформления срезов, оборок, кокилье. Шов применяется при выполнении изделий «от кутюр». В ателье этот шов заменяется ролевым швом. В массовом производстве этот шов выполняется машинным способом на специальном оборудовании. Шов выполняется только на очень тонких тканях (тонкий шелк, шифон, батист и т.п.) тонкими нитками (№120÷150) и тонкими иглами (номер 3 или 4). Выполнение шва (Фото 1-2-2):
1. Главное – суметь тонко и туго скрутить ткань в валик (Фото 1-2-2А), левой рукой туго закручивать на себя ткань в валик (для левшей наоборот), правой рукой валик придерживать,
2. Валик туго натянуть на указательный палец левой руки, придерживая большим и средним пальцем левой руки (Фото 1-2-2Б). В связи с тем, что приходится край валика зажимать пальцами, шов не может начаться с начала закрутки (Фото 1-2-2В).
3. Заготовленной заранее тонкой иглой с тонкой ниткой правой рукой обкручивать валик плотными прилегающими друг к другу стежками, прокол иглой ткани делать «на себя» (Фото 1-2-2Б).
4. Толщина обкрученного ниткой валика не более 0,1 см (Фото 1-2-2В).
шов в закрутку
Фото 1-2-2
2.3. Петельный шов
2.3.а. Петельный шов для обметывания срезов ткани
Применяется для ручной обработки срезов ткани. Высота стежков и расстояние между ними должны быть равны 0,5 см и должны быть одинаковыми по всей длине шва. Шов выполняется слева направо (Рис.1-2-3).
шов петельный для обмётывания
Рис. 1-2-3
шов петельный для обмётывания
Фото 1-2-3а
2.3.б. Петельный шов для выметывания петель
Применяется для выполнения петель вручную, а также для выполнения аппликаций. При выметывании петель стежки должны быть уложены вплотную один к другому. Высота стежков должна быть одинаковой по всей длине шва в пределах от 0,2 до 0,3 см (Фото 1-2-3б).
Для выполнения петли необходимо отрезать нитку такой длины, чтобы ее хватило на обработку всей петли или хотя бы одной стороны петли.
шов петельный для вымётывания петель
Фото 1-2-3б
Выполнение петельного шва:
Начало петельного шва (Фото 1-2-4, 1-2-5, 1-2-6):
- выполнить первую петлю, начало нитки протянуть в эту петлю, петлю затянуть,
- начало нитки уложить на ребро обрабатываемого среза ткани,
шов петельный выполнение
Фото 1-2-4
- выполнить несколько петельных стежков,
- начало нитки обрезать, слегка подтянув ее.
шов петельный выполнение
Фото 1-2-5
Продолжение петельного шва, если нитка закончилась (Фото 1-2-7):
- оставить конец закончившейся нитки,
- выполнить петлю следующего стежка с новой ниткой, не затягивая петлю,
- продернуть в эту петлю конец предыдущей нитки и начало новой, затянуть петлю,
- уложить концы ниток на ребро обрабатываемого среза ткани,
- выполнить несколько стежков,
- концы ниток слегка подтянуть, обрезать.
шов петельный выполнение
Фото 1-2-6
шов петельный выполнение
Фото 1-2-7
Завершение петельного шва (Фото 1-2-8 и 1-2-9):
- выполнить последний стежок дважды на одном месте,
- повернуть ткань на изнаночную сторону,
- подвести иглу под несколько последних стежков, - нитку подтянуть, обрезать.
шов петельный выполнение
Фото 1-2-8
шов петельный выполнение
Фото 1-2-9
3. Подшивочные ручные швы
3.1. Потайной шов
Применяется при подгибке низа изделия из высококачественной ткани, шерстяной или шелковой. На хлопке не применяют. На 1,0 см шва выполняется 3 стежка. Шов выполняется шелковыми нитками в тон ткани. Нитку при выполнении шва не затягивать. На лицевой и на изнаночной стороне изделия подобранную в тон ткани нитку не должно быть видно (Рис.1-3-1, Фото 1-3-1а и Фото 1-3-1б).
шов потайной
Рис. 1-3-1
шов потайной
Фото 1-3-1а
Выполнение шва:
- отогнуть край ткани 0,5÷0,7 см на изнаночную сторону одинаково по всей длине шва, приметать, отутюжить,
- от полученного сгиба по лицевой стороне отмерить ширину подгибки 3,0÷6,0 см одинаково по всей длине шва,
- отогнуть ширину подгибки на изнаночную сторону, приметать, отутюжить,
- подогнутый край ткани отогнуть таким образом, чтобы получился «бортик» 0,2 см,
- сделать прокол по изделию, захватывая 1÷2 нитки ткани, и этим же движением провести иглу внутри отогнутого края,
- расстояние между проколами со стороны изделия должно быть 0,5 см (Фото 1-3-1б).
шов потайной бортик
Фото 1-3-1б
3.2. Фигурный шов «козлик»
Шов используется для подгибки низа изделия в том случае, если срез ткани открытый, то есть край (срез) подгибки не подгибается внутрь. Применяется в изделиях из плотных и несыпучих тканей.
Шов выполнять слева направо. Стежки шва должны выходить за край подгибки на 0,1 см для тонких и до 0,3 см для толстых тканей. Высота стежка для тонких тканей должна быть не более 0,5 см, для толстых (пальтовых) – не более 0,7 см. Выполнение шва Рис.1-3-2 и Фото 1-3-2):
- отогнуть край ткани на изнаночную сторону на ширину подгибки 3,0÷6,0 см одинаково по всей длине шва, приметать, отутюжить.
- ввести иглу под подгибку, выполнить первый прокол в подгибке,
- провести нитку вперед, а иглу справа налево выше среза подгибки, захватывая от ткани изделия одну нитку,
- провести нитку вперед, а иглу справа налево, захватывая от ткани подгибки 2 нитки, не прокалывая ткань изделия и т.д.
шов козлик фигурный шов козлик фигурный
Рис.1-3-2 Фото 1-3-2
3.3. Потайной шов «козлик»
Потайной шов козлик используется при подгибке низа изделий из шерстяных и смесовых тканей, когда срез подгибки обработан краевым швом (Фото 1-3-3).
шоа козлик потайной
Фото 1-3-3
Выполнение шва (Фото 1-3-4):
- шов выполняется слева направо,
- игла идет всегда справа налево, а нитка слева направо, образуя крестообразные стежки,
- нитка не затягивается, шов должен быть «на весу».
шов козлик потайной выполнение
Фото 1-3-4
4. Копировальный ручной шов «силки»
Применяется для копирования двойных деталей (рукава, карманы и т.п.). Шов выполняется ниткой мулине. Для этого шва из шести нитей мулине выдернуть только одну. Нельзя прокладывать силки катушечными нитками, так как они высыпаются из ткани. Длина стежка 0,3÷0,5 см, чем мельче и чаще стежки, тем меньше они высыпаются. Шов прокладывать вперед иголкой, оставляя сверху петлю. После выполнения шва по контуру детали слои ткани раздвинуть и разрезать стежки ближе к той детали, на которой прочерчен контур (Рис.1-4 и Фото 1-4).