Тема: Петельные стежки
Цель: Познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения петельных стежков; создать условия:
- Для формирования навыков работы с книгой, самостоятельной работы, зрительного и сенсорного восприятия, самоконтроля;
- Для развития словесно- логической речи;
- Воспитания культуры труда, эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Ручные стежки и строчки»
Образцы выполнения петельных стежков, рабочие коробки.
Ход урока
- Организационный момент.
Добрый день всем кто пришёл на наш урок!
Встаньте красиво, поприветствуйте гостей, посмотрите как их сегодня много, и я думаю, что мы их порадуем хорошей работой.
(Рапорт дежурного)
А теперь тихонько садитесь. И с хорошим настроением начнём наш урок. Я уверена, что вы всё знаете, и все получите хорошие оценки.
- Актуализация опорных знаний.
Девочки, послушайте меня внимательно, подумайте и ответьте на вопрос.
1.Что такое: Переплетение нитей на поверхности ткани между двумя проколами иглы?
(Стежок)
Составьте пожалуйста это слово на доске из кубиков.
2.Какие стежки вы научились выполнять на прошлых уроках?
(прямой, косой, крестообразный)
3. Что такое : ряд повторяющихся стежков?
(строчка)
Расставьте кубики со строчками под названия стежков.
4. Для чего служат ручные строчки, выполненные крестообразными стежками?
( для отделки, украшения, подшивания)
5. Для чего служат ручные строчки, выполненные косыми стежками?
(для обметывания)
-Мы продолжаем знакомиться с видами ручных стежков и строчек, с технологией их выполнения.
Тема урока – «Петельные стежки». Запишите её в рабочие тетради. А в нашу табличку добавляется новое слово: ПЕТЕЛЬНЫЙ стежок.
- Объяснение нового материала.
Петельные стежки и с лицевой, и с изнаночной стороны напоминают петельки, отсюда и название: петельные.
Чтобы получить петельный стежок, игла вкалывается в ткань снизу, с изнаночной стороны. Когда кончик иглы выглянет на лицевую сторону, на него накидывают петлю из нитки и вытягивают иголку, затянув петлю. Затем иголка «шагает» вправо, и стежок повторяется опять. Строчку выполняют слева направо, нитки затягивают с одинаковым усилием. Стежки должны быть ровные и располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга и от среза.
Кто уже догадался, для чего применяют строчки петельных стежков? (ответы детей)
- Строчи петельных стежков применяют для обработки срезов швов от осыпания. Эти стежки используют также и для обмётывания прорезных петель. Стежки располагают на одинаковом расстоянии от среза, плотно один к другому, затягивая с одинаковым усилием. В конце петли ставят закрепку несколькими косыми стежками.
- практическая работа «Выполнение петельных стежков»
- Перед началом работы нужно внимательно ознакомится с инструкцией и повторить правила техники безопасности.
- Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.
(чтение вслух: метод разъяснительного чтения)
Игла и карандаш
Игольница линейка
Нитки
Ножницы
Ткань
-Девочки, как вы думаете какие инструменты главные для работы швеи? (ответы детей)
Для того чтобы узнать какие инструменты главные для работы швеи, я расскажу вам сказку. Называется она
«Кто важнее?»
Просмотр презентации сказки «Кто важнее»
У одной швеи в рабочей коробке жили разные инструменты и приспособления.
Но вот только Ножницы и Иголочки всё время спорили, кто из них важнее для швеи.
Ножницы говорили: -Мы лучше! Так как нас используют больше, чем остальные приборы! Мы умеем резать бумагу, нитки, ткань и многое другое!
А Иголочки говорили им в ответ: зато мы умеем шить одежду и зашивать разные дырочки.
Долго спорили Ножницы и Иголочки
их спор услышала бабушка Булавка.
Она попыталась им объяснить, что все предметы важны и необходимы для швеи. Но они и слышать не хотели бабушку Булавку. Когда Иголочки и Ножницы успокоились, бабушка Булавка сказала им: Каждый хорош собой и очень важен:
И Ножницы, и Иголочки, и швейные машинки, и сантиметровая лента, и мелок, и напёрсток!
Ножницы могут резать,
Иголочки могут зашивать и вышивать,
Машинки швейные стачивать, притачивать,
А мелок строить выкройки.
Все предметы важны и один без другого существовать не может. После этого разговора Иголочка и Ножницы долго думали и пришли к общему мнению, что каждый прибор хорош собой и ни кто не должен спорить кто из них лучше!
Когда они помирились, они стали вместе работать. Иголочка зашивала, а Ножницы перерезали ниточку, и им это очень понравилось,
А бабушка скрепка за ними наблюдала и давала нужные советы.
Какие инструменты главные в работе швеи?
(все)
-После того как мы выяснили, что понадобится для работы, следует организовать своё рабочее место, убрав всё лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.
-Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?
(повторение правил ТБ, работа с планшетами со стенда)
-Есть ли вопросы по выполнению практической работы?
Если вопросов нет, приступайте к выполнению.
Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.
Организация выставки работ учащихся. Анализ работ, разбор ошибок и устранение их причин.
Проверяем качество работы:
- стежки без наклона, одинаковые по длине.
- выполнены на одинаковом расстоянии друг от друга.
- Закрепление нового материала.
Работа в тетради: найти в учебнике и записать в рабочую тетрадь, для чего служат строчки, выполненные петельными стежками.
Работа учащихся. Текущий инструктаж учителя по ходу работы.
Запись в тетради: строчки петельных стежков применяют для обработки срезов от осыпания.
Вопросы к учащимся:
- Какие стежки вы выполняли сегодня?
- Как называются строчки, выполненные петельными стежками?
- Где применяются строчки, выполненные петельными стежками?
- как выглядит изнаночная сторона строчки, выполненная петельными стежками?
- для чего нужна линейка при выполнении петельных стежков?
- Сколько видов ручных стежков вы знаете? Перечислите их.
- Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Сегодня вы познакомились с назначением и технологией выполнения петельных стежков. Как можно судить по названию, строчки петельных стежков применяются для обмётывания петель, ими можно подрубать края ткани, а также вышивать. Лицевые и изнаночные стежки здесь расположены перпендикулярно к краю ткани. Шьют слева направо, при этом край ткани находится внизу. Сначала делается прокол с изнаночной стороны на лицо, а все последующие проколы стежков делаются с лица на изнанку.
Оценка работы учащихся на уроке.