Урок из раздела программы 5 класса «Конструирование и моделирование швейных изделий».
На данном занятии учащиеся знакомятся с понятиями «масштаб», «чертеж», с применяемыми линиями и знаками при построении чертежа, учатся пользоваться чертежными инструментами, выполняют расчеты и чертеж основы фартука.
На уроке используется мультимедийная презентация. Выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока (получение новой информации, наглядность при изучении нового материала, закрепление знаний).
Учащиеся на практической работе работают индивидуально, в конце урока проводится опрос, для закрепления знаний и подведении итогов урока.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»
Конспект урока по технологии
5 класс
Подготовила:
учитель технологии
Куракина Е.А.
Урок в 5 классе
Тема урока: Построение основы чертежа фартука в М 1:4.
Цель урока: Научить строить основу чертежа фартука
Задачи:
Образовательная - разъяснить назначение чертежных инструментов; ознакомить с понятиями «масштаб», «чертеж»; с применяемыми линиями и знаками при построении чертежа, научить пользоваться чертежными инструментами.
Развивающая - развивать память, мышление, воображение речь, внимание.
Воспитательная - воспитывать аккуратность, самостоятельность, этику взаимоотношений.
Материально-техническое оснащение:
компьютеры;
демонстрационный экран;
мультимедийный проектор;
программное обеспечение:
- операционная система Microsoft Windows;
- программа разработки презентаций Microsoft Power Point.
Мультимедийная презентация «Декоративное оформление окна»
раздаточный материал: (технологическая карта, чертежные инструменты)
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
ЭТАП 1 | Организационный момент |
Цель | Настроить учащихся на работу на уроке Слайд 1,2 |
Длительность этапа | 5 минут |
Форма организации деятельности учащихся | Проверка готовности к уроку |
Функции преподавателя на данном этапе | Контролирующие |
ЭТАП 2 | Изучение нового материала |
| 2.1. Актуализация знаний учащихся Слайд 3 2.2. Знакомство с новыми понятиями. Разъяснение назначения чертежных инструментов и принадлежностей. Слайд 4 2.3. Знакомство с линиями и знаками, применяемыми при построении чертежа Слайд 5-6 2.4. Приемы работы чертежными инструментами Слайд 7 |
Цель | Закрепить знания учащихся |
Длительность этапа | 10 минут |
Функция преподавателя на данном этапе | Организующая и информирующая |
Основные виды деятельности преподавателя | Демонстрация презентации и ее сопровождение |
Промежуточный контроль | Обобщение сведений Слайд 8 |
ЭТАП 3 | Практическая работа «Расчет и построение чертежа» |
Цель | Формирование навыков и умений по построению основы чертежа |
Длительность этапа | 65 мин |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация Слайд 9-15 |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная |
Функции преподавателя на данном этапе | Демонстрация |
Основные виды деятельности преподавателя | Проверка работы учеников |
Промежуточный контроль | Подведение итогов выполненной работы |
ЭТАП 4 | Подведение итогов, рефлексия учащихся |
Цель | Дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока. Наметить перспективу последующей работы. |
Длительность этапа | 10 мин. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Контрольные вопросы рефлексии Слайд 16-17 |
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, индивидуальная |
Функции преподавателя на данном этапе | Контроль результатов |
Основные виды деятельности преподавателя | Анализ результативности урока |
Информационные ресурсы:
Технология: Учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы В.Д. Симоненко, – М.: Вентана –Граф, 2007 год.
Конструирование одежды Э. К. Амирова, О. В. Сакулина, Москва 2004 г.
Конструирование и технология изготовления одежды Н.М Конопальцева, П.И.Рогов,- Издательство: Академия, 2007 г.
Школа Белошвейки Е.Н. Гузайрова - Москва, 2001 год.
http://r.office.microsoft.com/r/rlidClipArtFromClient?clid=1049&ver
Материалы к уроку.
Перед началом работы по построению чертежей и изготовлению выкроек швейного изделия разъясняю назначение инструментов и принадлежностей, используемых на уроках по конструированию, показываю приемы работы линейкой и угольником (построение параллельных и перпендикулярных линий), знакомлю с требованиями, предъявляемыми к построению и оформлению чертежа в презентации.
Так как у пятиклассниц не сформированы представления о построении чертежа, их необходимо познакомить с наименованиями, графическими изображениями и назначением линий чертежа, также познакомить с условными обозначениями и знаками.
Следующий этап – расчет и построение чертежа фартука. Пользуясь инструкционной картой, которая выдается на каждую парту, ученицы читают и проговаривают по цепочке каждый пункт.
Например,
Строим (·) В
Читаем: «Строим в правом верхнем углу тетради прямой угол с вершиной в точке В.
Или ТТ1 = Сб : 2 + 6 =
Читаем: влево от точки Т до точки Т1 откладываем… (далее говорят уже готовые расчеты, которые делают заранее)
Чертеж можно строить как на доске, так и подготовить презентацию. У меня подготовлена презентация по построению чертежей фартука.
Ученицы одновременно рассчитывают и строят чертеж в масштабе 1:4 в тетради. Во время практической работы слежу за правильностью построения чертежа. Для закрепления даю им задание на дом самостоятельно построить чертеж по своим меркам в М 1:1.
Технологическая карта
«Расчет и построение основы чертежа фартука»
Мои мерки:
Ст = см ; Дн = см;
Сб = см ; Д нч = см.
Построение фартука
1. Строим ()В
ВТ = Дн =
ТТ1 = Сб : 2 + 6 =
ТН = Днч =
ВВ1 = 7 см ;
ТТ2 = 9 см ;
() В1 и Т2 – соединить прямой линией ;
ТК = 7 см ;
КК1 = 7 см ;
от () К1 по 14 см;
соединить в .
Пояс Бретели
12. Строим () П; 15.Строим () Б;
13. ПП1 = 5 см ; 16. ББ1 = 5см;
14. ПП2 = Ст + 25 = 17. ББ2 = 50 см.
соединить в соединить в
Просмотр содержимого презентации
«Построение чертежа фартука »
Подготовила учитель технологии МОУСОШ№9
Куракина Елена Анатольевна
Научить строить основу
чертежа фартука
- Какие линии называются горизонтальными? Вертикальными?
- Как построить прямой угол?
- это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде.
- Масштабная линейка (линейка закройщика);
- Карандаш ТМ и М;
- Угольник;
- Циркуль.
указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше.
Масштаб записывают в виде отношения двух чисел, первое из которых относится к чертежу, а второе – к предмету. Масштаб 1:4 означает уменьшение в 4 раза.
Наименование линий
Начертание линий
Сплошная основная
Сплошная тонкая
Применение
Сплошная волнистая
Обводка контуров основных деталей
Штриховая
Вспомогателные линии построения, выносные и размерные линии
Прерывание чертежа
Штрихпунктирная
Сгиб ткани, местоположение детали на выкройке
Оси симметрии детали или изображения
Обозначения в формулах
Строим ( · ) В
Читаем
Строим в правом левом углу прямой угол, получаем точку В
=
получаем
откладываем
↓ ОБ = ОТ + Дст : 2 =
п/в
Вниз от точки О до точки Б откладываем (например, 24 см)
Постоянная величина
- Какие мерки нужны для построения чертежа фартука?
- Могут ли мерки быть для всех одинаковыми?
Почему?
- Почему мерки Ст и Сб записываются в половинном размере?
- Какие инструменты нужны для построения чертежа?
- В каком масштабе будем строить чертеж и почему?
Ст = 30 см; Сб = 34 см;
Дн = 18 см; Д нч = 32 см.
1. Строим ( )В
2. ВТ = Дн = 18 см;
В
Т
В
Ст = 30 см; Сб = 34 см;
Дн = 18 см; Д нч = 32 см.
3. ТТ 1 = Сб : 2 + 6 = 23 см;
4. ТН = Днч = 32 см;
5. Соединить в ( · ) Н 1
Т
Т 1
Н
Н 1
В
В 1
Ст = 30 см; Сб = 34 см;
Дн = 18 см; Д нч = 32 см.
6. ВВ 1 = 7 см ;
7. ТТ 2 = 9 см ;
8. ( ) В 1 и Т 2 – соединить прямой линией ;
Т 2
Т 1
Т
Н
Н 1
В
В 1
Ст = 30 см; Сб = 34 см;
Дн = 18 см; Д нч = 32 см.
9. ТК = 7 см ;
10. КК 1 = 7 см ;
11. от ( ) К 1 по 14 см;
12. Соединить в
Т 2
Т
Т 1
К 1
К
Н
Н 1
Самостоятельная работа: построение пояса и бретели
13. Строим ( ) П;
14. П П 1 = 5 см ;
15. П П 2 = Ст + 25 =
16. Соединить в
Построение бретели
17. Строим ( ) П;
14. Б Б 1 = 5 см ;
15. Б Б 2 = 50 см;
16. Соединить в
П
П 1
Б 1
Б
Б 3
Б 2
П 3
П 2
В 1
В
- Оформить чертеж сплошными основными и штриховой линиями
Т 2
Т
Т 1
П 1
П
К 3
К 1
Б
Б 1
К 2
К 4
Б 2
Б 3
П 2
П 3
Н
Н 1
В
В 1
Подписать детали фартука
Нагрудник
с
е
р
е
д
и
н
а
Т 2
Т 1
Т
П 1
П
К 1
Б 1
Б
К 3
Пояс
Бретель
Карман
К 2
К 4
Нижняя часть
Б 2
Б 3
П 2
П 3
Н
Н 1
- Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму?
- Какой отрезок обозначает середину фартука? Боковую линию фартука?
- От какой мерки зависит ширина нижней части?
- Объясните, почему при расчете пояса к мерке Ст дается большая прибавка (25 см).
- Назовите парные детали фартука.
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научилась…
- меня удивило…
- мне захотелось…