Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Виды машинных швов и их назначение"
Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Виды машинных швов и их назначение"
Конспект урока технологии (обслуживающий труд) в 5 классе
Тема: Виды машинных швов и их назначение.
Цель:
· Обучающая: ознакомление с условиями и приёмами выполнения соединительного и краевого швов и основными терминами, научить стачивать однородные срезы деталей.
· Развивающая: развитие навыков работы на швейной машине, расширение знаний о способах соединения срезов деталей.
· Воспитывающая: формирование коммуникативных отношений между обучающимися, к продукту своего труда и товарищей, воспитание стремления работать последовательно и аккуратно.
Задачи:
· Помочь обучащимся осознать практическую значимость учебного материала;
· обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты и выделять в них главное;
· создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
· создать условия для ознакомления учащихся с видами машинных швов, формирования навыка по их выполнению;
· обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умения работать во времени;
· содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности
· содействовать привитию навыков культуры труда, аккуратности.
Тип урока: комбинированный урок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Виды машинных швов и их назначение" »
Конспект урока технологии (обслуживающий труд) в 5 классе
Тема: Виды машинных швов и их назначение.
Цель:
Обучающая: ознакомление с условиями и приёмами выполнения соединительного и краевого швов и основными терминами, научить стачивать однородные срезы деталей.
Развивающая: развитие навыков работы на швейной машине, расширение знаний о способах соединения срезов деталей.
Воспитывающая: формирование коммуникативных отношений между обучающимися, к продукту своего труда и товарищей, воспитание стремления работать последовательно и аккуратно.
Задачи:
Помочь обучащимся осознать практическую значимость учебного материала;
обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты и выделять в них главное;
создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
создать условия для ознакомления учащихся с видами машинных швов, формирования навыка по их выполнению;
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умения работать во времени;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности
содействовать привитию навыков культуры труда, аккуратности.
Тип урока: комбинированный урок
Средство обучения: экран
Оборудование:
1) Швейные машины с электрическим приводом;
2) гладильная доска, утюг.
Инструменты: иглы, ножницы, булавки, нитки.
Материалы: лоскутки ткани для образцов.
Зрительный ряд:
1) Презентации:
схема машинного шва;
образцы и схемы швов соединительного и краевого швов;
работа со словарём (сметать, ширина шва, срез, смёточные стежки, стачать, приутюжить, заутюжить, разутюжить);
задания: “Путаница”, “Воздушные шарики”, “Улитка”
2) Раздаточный материал:
тесты для проверки знаний по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом и на швейных машинах;
инструкционная карта с последовательностью выполнения машинных швов;
тесты для закрепления материала.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
Проверка присутствующих на уроке.
Проверка готовности обучащихся к уроку:
Чтобы проверить как вы готовы к уроку вам нужно ответить на мои вопросы, ответы помогут нам сегодня в работе.
Молодичка – невеличка, а весь мир одевает. (игла)
Одной мне скучно, как всегда, куда она – туда и я. (нитка)
«Семь раз отмерь, один отрежь» - гласит пословица в народе, а что же резать будем мы сегодня на уроке. (ткань)
Подготовка обучающихся к активной деятельности на основном этапе занятия.
Швейная машина значительно облегчает шитьё одежды. у вас на столах образцы различных швов, разделите машинные и ручные швы.
Если сравнить машинные швы и ручные, то что мы увидим? какие различия?
Машинные швы красивые, ровные и крепкие чем ручные. С помощью машинных швов работа выполняется в пятьдесят раз быстрее, чем в ручную.
А какие виды ручных швов вы знаете?
А знаете ли вы машинные швы? нет….
Так как вы думаете чем мы будем заниматься(говорить?) сегодня на уроке?
Правильно, сегодня на уроке мы должны:
Познакомиться с видами машинных швов.
Научиться выполнять некоторые машинные швы.
Повторение пройденного материала
Вспомним схему шва. На схеме показано соединение двух образцов ткани машинной строчкой.
1. Проверим как вы знаете основные понятия.
Тест № 1 . (взаимопроверка)
Игра «Улитка».
Проверка основных терминов.
Усвоение новых знаний и способов действия
Итак, мы с вами вспомнили терминологию основных ручных и машинных работ, а сегодня мы с вами должны познакомиться с машинными швами и на практике закрепить все наши знания.
Попробуйте разложить образцы на три группы. Почему вы так разложили образцы?
Швы делятся на соединительные, краевые и отделочные.
Соединительные швы служат для соединения отдельных деталей изделия. Краевые швы для обработки краёв и срезов и предохранения их от осыпания. Декоративно – отделочными швами декоративно оформляют изделие.
Соединительные швы, в свою очередь подразделяются на стачные (вразутюжку и взаутюжку) и накладные (с открытым и закрытым срезом).
Вопросы:
Почему стачные швы называются вразутюжку и взаутюжку?
Почему накладной шов так называется?
Чем отличаются накладной шов с открытым от шва с закрытым срезом?
Краевые швы подразделяются на швы в подгибку с открытым срезом и швы в подгибку с закрытым срезом.
Вопросы:
Почему краевой шов называется швом в подгибку с открытым срезом?
Почему краевой шов называется швом в подгибку с закрытым срезом?
Сегодня мы должны научиться обрабатывать машинные швы: стачной шов: в разутюжку и в заутюжку, шов в подгибку с открытым и закрытым срезом.
Мы должны составить технологические карты обработки этих швов. У Вас на столах лежат инструкционные карты, где выполнена пооперационная обработка шва, графическое изображение этапов выполнения шва, нам же необходимо заполнить вашу технологическую карту.
5. Физкультурная пауза – звучит музыка
Встали. Закрыли глаза и представили, что мы сели за свое рабочее место.
перед нами ручная швейная машинка. Крутим колесо правой рукой, получается? крутим колесо левой рукой, получается. Теперь переходим на другую машинку, ножную. Нажимаем педаль левой ногой, правой.
Заполняем технологическую карту.
Ход работы: Стачной шов в разутюжку.
Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.
Сметать детали от края на 1,5 см.
Прострочить на машинке.
Удалить нитки смётывания.
Разутюжить шов.
Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, плечевого шва, стачивание рукавов и т.д.
Откройте карту с последовательностью выполнения стачного шва в заутюжку.
Ход работы: Шов в заутюжку.
Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.
Сметать детали от края на 1,5 см.
Прострочить на машинке.
Удалить нитки смётывания.
Заутюжить шов.
Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, притачивание воротника к горловине, обтачки на юбке и т. д.
Ход работы: Шов в подгибку с открытым срезом.
Подогнуть срез ткани на 1,5 см. и сметать.
Застрочить подогнутый срез.
Удалить нитки смётывания, и приутюжить шов.
Срез обработать ножницами зигзаг.
Обычно когда шьют изделие срез обрабатывается на оверлоке а затем подгибают.
Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки и др.
Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с закрытым срезом.
Ход работы: Шов в подгибку с закрытым срезом.
Подогнуть срез ткани два раза и сметать.
Застрочить подогнутый срез.
Удалить нитки смётывания, и проутюжить шов.
Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки, карманы, а также обрабатывая края салфеток, скатерти.
Мы с вами познакомились с последовательностью выполнения машинных швов стачного в заутюжку и разутюжку и краевого в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом.
Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ.
1. Все внутренние машинные строчки выполняются нитками в цвет ткани.
2. Машинные строчки должны быть ровными, ширина шва должна быть одинаковой.
3. После выполнения машинной работы нитки всех временных строчек (сметывания, наметывания и т.д.) удаляются.
4. Готовые швы надо приутюжить.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Вопросы для закрепления (тесты)
1. На какие три группы делятся все машинные швы? (Найдите лишнее)
А) соединительные;
Б) разъединительные;
В) краевые;
Г) отделочные.
2. Для чего служат соединительные швы? (Выбрать правильный ответ)
А) для закрепления подогнутого края изделия;
Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;
В) для временного соединения двух деталей.
3. Какие швы относятся к соединительным? (Выбрать правильный ответ)
А) стачной взаутюжку;
Б) шов вподгибку с открытым срезом;
В) накладной с закрытым срезом;
Г) шов вподгибку с закрытым срезом.
4. Какие швы относятся к краевым? (Выбрать правильный ответ)
А) накладной с закрытым срезом;
Б) шов вподгибку с закрытым срезом;
В) стачной вразутюжку.
5. Для чего применяются краевые швы? (Выбрать правильный ответ)
А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;
Б) для закрепления подогнутого края изделия;
В) для украшения изделий.
ответ: ГОТОВ. Ну вот к мы с вами готовы к следующему этапу урока.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Практическая работа.
Чтобы перейти к практической работе мы с вами должны повторить правила техники безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при шитье на швейной машине? (используем памятку по ТБ).
С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность?
Как надо сидеть за швейной машиной?
Какова последовательность подготовки к работе швейной машины?
Техника безопасности на швейной машине
Сидеть за машиной прямо.
Расстояние от глаз до изделия должно быть 30-40 см.
Проверить перед соединением деталей, не остались ли в изделии игла или булавки.
Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
Укажите правильное положение рук при шитье на машине?
Техника безопасности при работе с утюгом
Проверить целостность шнура.
При выполнении работ стоять на резиновом коврике.
Утюг ставить на специальную подставку.
включать и выключать утюг сухими руками, держась за вилку.
Техника безопасности при выполнении ручных работ
Инструменты и необходимые материалы хранить в специальной коробке.
Иголки хранить в игольнице.
Во время работы на средний палец правой руки надевать наперсток.
Иголки и булавки вкалывать только в игольницу.
Ножницы передавать с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
7. Закрепление новых знаний и способов действий обучающихся и их
применение
Обучающиеся выполняют практическую работу «Выполнение машинных швов». Выполняем сегодня соединительный шов, стачной, в разутюжку и взаутюжку.
Откройте карту последовательность выполнения стачного шва в разутюжку и в заутюжку положите перед собой, чтобы вам было удобней работать.
Контроль, самоконтроль знаний и способов действий их коррекция
Во время выполнения практической работы учитель обходит
рабочие места, контролирует соблюдение правил техники безопасности, соблюдение технологических условий и последовательности во время работы, правильность выполнения швов. Во время работы обучающиеся производят взаимоконтроль. Анализ и оценка урока
Показ лучших работ обучающихся. Обратить внимание на качество строчек, если есть ошибки. Выставление оценки за выполненные образцы швов.
9. Включение в систему знаний и повторение.
А сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили, названия швов я для вас подготовила задание. Тренажер.
- Поднимите руки, кто самостоятельно и верно выполнил задание.
10. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какую цель ставили на уроке?
Вы достигли цели?
- Сделайте анализ своей деятельности и ее результатов на уроке.
«Светофор»:
Красный – требуется помощь по какому-то вопросу;
Желтый – согласны с высказыванием;
Зеленый – не согласны.
¤ Мне понятна тема.
¤ Я знаю виды машинных швов.
¤ При выполнении практической работы у меня все получилось.
¤ Мне понятна причина ошибки в работе.
¤ Я довольна своей работой на уроке.
Домашнее задание
Выучить название машинных швов по таблице в учебнике. Прикрепить образцы в тетрадь.