kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока технологии "Красота и мода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Сформулировать учащимися свое собственное отношение к моде. Ознакомить учащихся с понятиями: “силуэт”, “стиль в одежде”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Красота и мода"»

Урок технологии (девочки) "Красота и мода". 7-й класс

  • Битурина Дина Дуйсеналовна

  •  учитель технологии

Цели урока:

  • Сформулировать учащимися свое собственное отношение к моде.

  • Ознакомить учащихся с понятиями: “силуэт”, “стиль в одежде”.

  • Дать представление о возможных цветовых сочетаниях в одежде. Актуализировать имеющиеся знания по цветоведению.

Тип занятия: комбинированное.

Форма проведения: Лекция с практической частью.

Метод: Поисковый, иллюстративный.

Материально-техническое оснащение урока:

  • Наглядные пособия: изображения “силуэт” и “стиль” в одежде; журналы мод; таблицы хроматических, ахроматических цветов, гаммы цветов одного цветового тона, но с разными оттенками – теплыми и холодными.

  • Оборудование: Лист ватмана формата А 4, карандаши ТМ, М.

Ход уроков

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Основная часть

Объяснение нового материала

I. Исторические сведения.

Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный на талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что – либо надевать – появились передники, юбки, брюки (в настоящее время юбки и брюки называются поясными изделиями).

В качестве материала для одежды человек использовал все то, что могло выполнить защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев и т.п. Выбор материалов для первобытной одежды обусловлен самой природой, в которой жил человек, и главным материалом повсеместно были шкуры животных.

Примитивная одежда первобытного человека представляла собой покрытие с вырезом или разрезом в середине для головы, которое прикрывало спину, грудь, бедра, защищая тело от неблагоприятных воздействий внешней среды – холода, сырости, жары. Наряду с защитой тела человека от внешних воздействий , условием возникновения и совершенствования одежды являлся труд человека как главная движущая сила в развитии общества: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовалась одежда и обувь.

Первоначальные формы одежды (целиком используемой шкуры) закрывавшей грудь и живот ( в виде передника) или спину, в зависимости от способа крепления:

  1. шкуры крепили на плече, связывая лапы – наплечная накидная одежда;

  2. посредине шкуры делали отверстие для надевания ее через голову – туника, пончо;

  3. покрытие обертывали вокруг туловища, закрепляя его сбоку и на плече – нагрудник – бунда.

Соединив покрытия по линии бока ( сначала с одной стороны, потом с обеих сторон) человек получил глухую рубаху без рукавов, которая по форме приблизилась к фигуре и лучше согревала тело человека (северные народы – тунгусский кафтан, одежда эстонцев, финнов, норвежцев).

Развитие трудовой деятельности и кочевой образ жизни в суровых природных условиях требовали более усовершенствованной одежды, которая дала бы возможность свободно двигаться, которая бы согревала бы руки. Общее направление, по которому шло дальнейшее развитие одежды, – появление рукавов, разреза спереди насквозь (распашная одежда), удлинение и расширение нижней части одежды. Развиваются формы глухой рубахообразной одежды из звериных шкур (малица, совик) сохранились и до наших времен на Крайнем Севере.

На большой территории Европы и Азии получила распространение кафтанообразная одежда с расширением в нижней части с помощью боковых клиньев и заужением деталей кроя (полочек, спинки) по линии талии.

Кафтан – длинный свободный верхний плащ восточного происхождения, спереди открытый, иногда подпоясанный, обычно с широкими рукавами.

II. “Красота и мода”

Модой называют существующее в определенный период и общепринятое на данном этапе отношение к внешним формам культуры, в том числе одежды. Историческое развитие одежды неразрывно связано с модой , и между ними поэтому обычно ставится знак равенства. В изменение моды каждый раз снова и снова возникает обещание окончательного “идеала красоты”

Человеческое тело является основополагающим предметом модной стилизации. Одежда подчеркивает или скрывает определеннее части тела для приближения силуэта к общепринятому идеалу. Она поправляет и стилизует.

Подражание является необходимой предпосылкой моды, ее противоречием. Человек приспосабливается к окружающему миру, он приемлет моду, но с помощью моды стремиться отличиться от окружающих. Человек подражает другим и в тоже время старается в этой форме подражания осуществить свою собственную самостилизацию, свое представление о себе самом

  • Костюм (от франц. Comtume – “одеяние” – это устойчивые типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия эпохи. Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи.

  • Композиция (от лат. Compozitio – “составление, сочинение, соединение”), т.е. сочетание элементов одежды, объединенных в единое целое замыслом художника – модельера.

При разработке новой модели художник – модельер учитывает назначение одежды, фактуру ткани, ее цвет, размеры рисунка, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к ней, направление моды, возраст и занятие человека, которому она предназначена, формы и пропорции фигуры человека.

Цвет – одно из самых выразительных средств в костюме. Он влияет на чувства и настроение людей, поэтому при создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Цвета теплые (желтый, оранжевый, красный) энергичные, они возбуждают человека. Цвета холодные (фиолетовый, синий, голубой, зеленый) сдержанные, успокаивают человека.

Выбор цвета зависит от:

  • Индивидуальных особенностей человека (глаза, волосы);

  • Сезонности (лето-зима);

  • Возраста (дети – более яркие рис. 1, а взрослые – более сдержанные рис. 2);

  • Рода занятий (деловой костюм, форменная одежда).











Цветовые сочетания

Основные цвета

Гармонирующие цвета

Негармонирующие цвета и оттенки

Чисто красный

Зеленый, синий, синевато-зеленый, золотисто-желтый

Фиолетовый, кирпичный, коричневый, каштановый, красновато-желтый

Розовый

Бордо, коричневый, серый

Синий, красный, каштановый, сиреневый

Оранжевый

Небесно-голубой, зеленый, фиолетовый, лиловый, коричневый, белый

Красный

Коричневый

Беж, синий с зеленоватым оттенком, серый, золотистый

Бордо, каштановый, сиреневый, розовый

Желтый

Зеленый, коричневый, золотистый

Бордо, розовый

Голубой

Красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый

Бордо, темно-фиолетовый, сиреневый

Синий

Красный, серый, золотистый, бордо

Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый

Фиолетовый

Золотистый, желтый, оранжевый, светло-зеленый, травяной, цвет морской воды.

Красный, кирпичный

Сиреневый

Серый, каштановый, светло-фиолетовый, зеленый

Синий, кирпичный, красный, бордо, золотистый, розовый,

Бордо

Зеленый, сине-зеленый, серый, розовый, синий

Сиреневый, кирпичный, красный, золотистый

Серый

Черный, зеленый, красный, синий, розовый, желтый, голубой

Коричневый, беж

Все активно цветное, пестрое, яркое требует большой осторожности. Во-первых, это уместно в сочетании с яркой внешностью, яркой природой, солнцем; во-вторых, излишне яркие цвета одежды, особенно в виде крупного орнамента, букетов могут сделать фигуру бесформенной; в-третьих, они часто раздражают окружающих, особенно рабочей обстановке. Именно при использовании ярких цветов особенно требуется чувство меры, тонкий вкус.

Аксессуары (от франц. аccessories “мелкая деталь”) – это дополнения к одежде: чулки, шарф, платок, сумка, пояс, перчатки, зонтик…

Ансамбль (от франц. еnsemble “вместе”) – гармоничное по цвету и форме сочетание одежды с головным убором и аксессуарами; все вещи подобраны дуг к другу и выглядят как единое целое.

Ассортимент (от франц. аssoriment) – это совокупность швейных изделий от белья до верхней одежды.

Гардероб (от францgarbe-robe) – это вся одежда, принадлежащая одному человеку и отвечающая определенным социальным, климатическим условиям и образу жизни человека.

Гарнитур (то франц. garniture) – это определенный круг вещей, выполняющих общую функцию (из одного материала и общего стиля).

Комплект – это полный набор вещей, выполненных из сочетающихся материалов, имеющих общее назначение и стилевое решение.

Набор – это ряд вещей, выполняющих общую функцию (белье, Обувь, юбки, кофты и т.д.), где единство материала и стиля не обязательно.

Стиль лат.stilus – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль – это манера одеваться. (Мода приходит и уходит, а стиль остается.)

Основные стили

  1. Древнегреческий характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Эти одеяния назывались по– разному: хитон, гаматий, тога, туника (рис.3 а, б).

  2. Готический – стиль средневековой Европы XII – XIII вв. – заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде (рис. 4 а, б).

  3. Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становиться широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, обнажаются шея и руки (рис 5 а, б).

  4. Одежда стиля барокко (XVII – XVIII вв.) характеризовалось сложностью и многослойностью (рис. 6 а, б).

  5. Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными (рис. 7 а, б).

  6. Классицизм (конец XVIII в.) в одежде характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм (рис. 8 а, б).

  7. Стиль ампир (XIX в.) освободил женское тело от корсета. Платье легкое прозрачное, из воздушных тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры (рис. 9 а, б).

  8. Романтизм (XIX в.). Вновь в платье появляется кринолин – бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается (рис. 10 а, б).

  9. Стиль модерн (конец XIX – начало XX в.) характеризует стремительное изменение форм платья – от легкого, полуприлегающего к тяжелому, потному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса (рис. 11).

Таким образом, одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей.

Современный стиль одежды характеризуют простота и художественная выразительность, разнообразие форм и материалов, гармоничная согласованность формы с назначением и материалом. В одежде XXI в. стали традиционными приемлемые в настоящее время костюмов различных исторических эпох.

Принято различать четыре основных стиля: классический (строгий, деловой, элегантный) (рис. 12).

Спортивный (удобный для движения, активного отдыха и работы) (рис.13).

Романтический и фантази (рис.14, рис.15)

Силуэт – это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, четко ограниченных контурами. Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеч, длиной и шириной изделия внизу. Для точной характеристики силуэт сравнивают с геометрическими фигурами (например, трапеция (рис.16), треугольник ( рис.17), овал – (рис. 18) или с различными предметами (карандаш (рис. 19), тюльпан – (рис.20).

Форма костюма, его силуэт ограничены силуэтными линиями, а внутри силуэта располагаются линии разного назначения:

фасонные (модельные) – подчеркивают особенности силуэта, например линии воротника и лацканов, линия “реглана” и т.п.;

конструктивные – создают объемную форму костюма в пространстве, необходимы для создания силуэта и посадку его на фигуре человека, например плечевые и боковые швы, средняя линия спинки и т. п.;

декоративные – служат для украшения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма, например кокетки, карманы, драпировки и т.п.

Идеальное человеческое тело еще у древних греков считалось образцом гармонии и соразмерности объемов форм и линий. Если за единицу измерения (модуль) принять размер головы, можно рассмотреть отношение частей фигуры между собой. Модуль в росте фигуры укладывается 7,5 – 8 раз. Ширина плеч – 1,5 модуля, ширина бедер – 1,6 модуля, ширина талии – 1 модуль. В верхней части фигуры – от темени до талии – модуль укладывается 3 раза, в нижней – 5 раз. Расстояние от темени до бедер равно длине ног (4модуля). Локтевой сгиб находится на уровне талии. Длина руки равняется 3-м модулям (рис.21).

Пропорциональность фигуры человека зависит не только от правильно выбранных пропорций одежды, но и от прически, величины головного убора, высоты каблука обуви и т.д. Все это должен учитывать художник – модельер при разработке моделей одежды. Одним из средств связи в единое целое всех элементов композиции модели является ритм.

Ритмом называется закономерное чередование соизмеримых форм и элементов одежды.

Самое простое проявление ритма – это повторение одного и того же элемента через равные промежутки. Такой вид ритма называется метрическим (рис. 22). Нарастание или убывание элемента характеризует пропорционально – последовательный ритм (рис. 23). В радиально – лучевом ритме организация элементов может быть лучевой или радиальной (рис. 24)

Контрольные вопросы

  • Какие изделия относятся к плечевой одежде и почему они так называются?

  • Дайте определение понятия “мода”, назовите объекты ее деятельности?

  • Сформулируйте свое собственное отношение к моде?

  • Чем руководствуется художник – модельер в работе над композицией в одежде?

  • Что вы знаете о силуэте?

  • Что такое пропорции в одежде?

  • Расскажите о ритме. Как он может отражаться на композиции модели?

  • Чем отличается классический стиль одежды от спортивного?

III. Практические работы

1. “Выполнение эскиза модели по описанию”.

Оборудование: журналы мод с фотографиями и рисунками одежды, эскизы моделей и описания к ним, выполненные художником – модельером, листы ватманской бумаги формата А4, карандаши ТМ, М.

Порядок выполнения работы:

  1. Внимательно прочитать описание модели и понять общую идею автора.

  2. Нарисовать фигуру человека, нанести на нее линии талии, груди, бедер, вертикальной линией наметить середину фигуры.

  3. Прорисовать силуэт модели, оформить плечевой пояс, линию талии, бедер, низ изделия, низа рукава, воротника. Нанести конструктивные и декоративные линии. Прорисовать все детали и пуговицы. Нанести на эскиз строчки, если они имеются в описании.

  4. Сверить готовый эскиз с описанием модели.

  5. Окончательно оформить эскиз модели.

2. Выполнение цветового круга.

Учащиеся выполняют цветовой круг. Коллективная работа

VI. Проверка результатов практической работы и ее оценка.

  1. Качество выполнения эскиза.

  2. Затраченное время.

  3. Взаимопомощь.

  4. Сочетание цвета.

  5. Культура труда: организация рабочего места, соблюдение ТБ.

V. Домашнее задание

  1. В рабочей тетради выполнить рисунки моделей одежды различных стилей.

Литература

  1. Голыбина Г. Вкус и мода. – М., 1974.

  2. Мельникова Л.В. Обработка тканей 10-11 классы. “Просвещение”, 1986.

  3. Овчаренко Л.А. История костюма. “Корифей”, 2005.

  4. Пармон Ф. Композиция костюма. – М., 1985.

  5. Симоненко В.Д. Технология 7 класс. “Вентана – Граф”, 1999.

  6. Скопцова М.Й. Технология. “Феникс”, 1997.

  7. Труханова А.Т. Основы швейного производства 8-9 классы. “Просвещение”, 1989.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока технологии "Красота и мода"

Автор: Битурина Дина Дуйсеналовна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока технологии на тему: Понятие о моде."
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokatiekhnologhiinatiemuponiatiieomodie"
    ["file_id"] => string(6) "268856"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450707299"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Разработка урока по технологии "Художественная отделка изделия. Обработка накладного кармана" "
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-khudozhiestviennaia-otdielka-izdieliia-obrabotka-nakladnogho-karmana"
    ["file_id"] => string(6) "157107"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421532437"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект открытого урока по технологии для девочек "Вязание крючком" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiekhnologhii-dlia-dievochiek-viazaniie-kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "188859"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426761781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства