- формировать представление о свойствах тканей, выработанных полотняным переплетением;
- способствовать усвоению терминологии, применяемой в разделе «Материаловедение»;
- совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы.
- корригировать мыслительную деятельность учащихся, через работу с различными источниками информации;
- учить анализировать, сравнивать, делать вывод, через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение;
- способствовать развитию умения ориентироваться в задании, давать словесный отчет о выполненных действиях;
- способствовать увеличению объема активного словаря учащихся.
- воспитывать умение работать в парах, команде.
Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа |
Организационная работа |
3 | - Психологический настрой учащихся на работу. Приветствие. - Добрый день девочки! А вы замечали, что в зависимости от настроения человек произносит эту фразу по-разному? Мини-игра «Настроение» - Попробуем поздороваться друг с другом: - как грустный человек, - как удивлённый человек, - как весёлый человек, - как уверенный в себе человек. - Я надеюсь, чувство уверенности в себе будет сопровождать вас на протяжении урока, всего дня и в дальнейшем тоже. - Проверка явки учащихся и готовности их к уроку. - Заполнение классного журнала. - Все на местах? Все готовы продолжать? На вас надеты фартуки? На столах ручки, карандаши, ластики, фломастеры? Тогда начнём! | Подготавливают рабочее место, надевают рабочую форму.
- Да!
- По кругу, поворачиваясь друг к другу, здороваются, изображая с помощью мимики и пантомимики грустного, удивлённого, весёлого, уверенного в себе человека. - Да - Да - Да - Да | Формирование мотивов и желания работать. |
Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений. |
7 | * Доведение до учащихся темы, целей и плана урока. Слайд №2 - Ученицы, посмотрите внимательно на картинки и скажите, что у них общего? (учащимся предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены различные виды одежды.) - Из чего сделана одежда? - Правильно из ткани, процесс производства которой мы с вами изучали на прошлом уроке. Слайд №3 - Сегодня мы расширим ваши знания о ткани и изучим самое простое переплетение нитей – полотняное, узнаем о свойствах тканей с полотняным переплетением, а так же зарисуем схему этого переплетения и даже поиграем в куклы. Как именно вы узнаете позже. Слайд№1 Запишите тему урока в тетради. * Мотивация учащихся на учебную деятельность. - Прежде, чем приступить к изучению данной темы, хотелось бы понять, сможете ли вы справиться с поставленными целями и заданиями урока? Мини-игра «Я могу, я умею» - Встаньте полукругом, я буду кидать мяч каждой из вас по очереди и говорить «Я могу» или «Я умею». Попробуйте продолжить фразу и кинуть мяч мне обратно. Например, я могу - рисовать, я умею - чертить по линейке. - Вы уже столько можете и умеете, вы легко справитесь со всеми заданиями урока, в течение которого я буду раздавать жетончики за отличную работу. В конце урока тот, кто наберёт больше всех жетонов получит от меня супер- приз. * Повторение пройденного материала: - Фронтальный опрос по теме «Ткачество» с помощью игры. Игра «Буквы заблудились» Неизвестно, как случилось, Только буквы заблудились, Вы друзья их все найдите В свое слово посадите Вставьте пропущенные буквы в слова, а я вам помогу (слайд№4): 1) Название ткани выработанной из пряжи разных цветов. Пес*ротк*ная Слайд№5 2) Приспособление, на которое намотаны нити основы, поступающие на ткацкое производство. Такое же название имеет плод кукурузы. Поч*т*к Слайд №6 3) Устройство, с помощью которого производят ткань. **анок Слайд №7 4) Свойство, которое приобретает нить основы, после обработки шлихтой (клеящим составом). *ладк*сть Слайд №8 5) Процесс изготовления ткани, путём переплетения нитей основы и утка. ***чество Вы прекрасно справились с вопросами и заслужили жетоны. |
- На этих картинках изображена одежда - Из ткани
Записывают тему урока в тетради.
Ученицы ловят мяч, продолжают фразу, начатую учителем, и кидают мяч обратно. - пестротканая - початок - станок - гладкость - ткачество | - Активизация мыслительной деятельности учащихся; - учить анализировать, обобщать, делать выводы. |
Теоретическая часть урока |
9 | * Рассказ учителя с опорой на презентацию и показом образцов: - Полотняное переплетение (определение, признаки, внешний вид): Слайд №9 На ткацких станках выполняются различные виды ткацких переплетений. Самое простое из них – полотняное. В полотняном переплетении нити утка и основы переплетены через одну нить. Это переплетение имеет одинаковый ткацкий рисунок и с лицевой и с изнаночной стороны. Рассмотрите образцы тканей через лупу, попробуйте разделить нити в образцах иголкой. Правила безопасной работы иглой нам скажет Лия. - Свойства тканей, выработанных полотняным переплетением: Слайд №10 Ткани полотняного переплетения прочные, имеют малую осыпаемость срезов, поэтому не вызывают трудностей при раскрое и обработке. Возьмите образцы в руки и попробуйте потрепать края. Осыпаются ли нити? Потяните за края. Ткань рвётся или нет? - Названия тканей, выработанных полотняным переплетением: Большую часть хлопчатобумажных тканей вырабатывают полотняным переплетением, например, ситец, бязь, батист, фланель и другие. Рассмотрите образцы, потрогайте их. Слова такие - ситец, бязь - сложные, хотела вам на стенд их поставить, а все слоги перепутались. Помогите из слогов правильно слова составить. Слайд №11 Скажите, что же можно изготовить из этих тканей? Слайд №12 Молодцы! Получите свои жетоны. *Индивидуальная работа с учебником и натуральными образцами.(стр.12-13). Взгляните в учебник, сопоставьте рисунок 5 с образцом ткани. |
Записывают в тетрадь определение.
Рассматривают образцы через лупу, разделяют нити иголочкой. - иглой нужно пользоваться осторожно, не брать в рот, не втыкать в одежду, хранить в игольнице, сломанную иглу отдать учителю. Рассматривают образцы тканей через лупу, пробуют разделить нити в образцах иголкой. Записывают свойства тканей в тетрадь. Берут образцы в руки и пробуют потрепать, потянуть за края. - нити не осыпаются - ткань не рвётся Рассматривают образцы, проверяют какие они на ощупь. Из слогов составляют слова полотняное переплетение, ситец, бязь, батист, фланель. - постельное белье, пижаму, летнее платье. Обращаются к рисунку, сравнивают его с образцом ткани. | Расширение кругозора и увеличение словаря учащихся. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы. Способствовать формированию интереса учащихся к учебной деятельности. |
Физкультминутка |
3 | * Выполнение упражнений для предупреждения переутомления глаз, коррекции осанки. Предлагаю вам дать своим глазам отдохнуть. Игра «Магическая фигура» Игра заключается в следующем. Вы представляете себе воображаемую фигуру, букву или цифру, и следите глазами по контуру. Например. Я называю слово круг. Я сначала слежу за контуром воображаемой фигуры глазами, а затем как будто провожу в воздухе носом эту фигуру. Фигуры: треугольник, цифра 8, буква И, овал, буква Ш, цифра 5. С заданием вы тоже справились на 5. | Выполняют предложенные упражнения. | Предупреждать переутомление глаз, стремиться к коррекции осанки. |
Закрепление знаний учащихся |
4 | *Фронтальный опрос. - какое время года на улице? - что происходит осенью? - у нас тоже есть лист, с какого дерева он упал? - на листе случайно оказались вопросы по сегодняшней теме, попробуем на них ответить? Отрывают по одному листочку, читают задание и отвечают на вопрос. - Как называется самое простое ткацкое переплетение? - В полотняном переплетении нити утка и основы переплетены через одну нить или через две? - Назовите свойства тканей выработанных полотняным переплетением. - Назовите ткани, выработанные полотняным переплетением. - выберите из двух образцов, тот, который выработан полотняным переплетением. | - осень - опадают листья - с рябины - да - полотняное - через одну - прочные, срезы мало осыпаются - ситец, бязь, батист, фланель - показывают образцы. | Способствовать развитию способности анализировать, обобщать, выделять главное. Способствовать расширению кругозора, обогащению словаря учащихся. |
Физкультминутка |
1 | * Выполнение упражнений для развития мелкой моторики и улучшения кровоснабжения организма. Перед практической работой необходимо размяться, встаньте, потянитесь, наклонитесь то вправо, то влево. Мини-игра «Пианист» А сейчас присаживайтесь и постучите по столу, как будто вы играете на пианино. Сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками одновременно. | Выполняют предложенные упражнения. | Развитие координации движений, мелкой моторики. |
Практическая работа |
7 | * Инструктаж по правильной организации рабочего места и посадке; А сейчас, как я и обещала, поиграем в куклы. У нас есть бумажные куклы, раскрасьте платья для кукол по схеме, которая обозначает полотняное переплетение. А затем на рукава приклейте кусочки тканей выработанных полотняным переплетением. Вот что должно получиться (демонстрируется конечный результат). План действий на доске. Таня, прочитай его, пожалуйста. Слайд № 13 Но прежде, чем приступить к работе, нужно вспомнить о технике безопасности. Чтобы приклеить рукава нам придётся использовать … Правильно. Работа с клеем требует соблюдения правил техники безопасности. Дана, подскажи, как обращаться с клеем. Теперь приступаем к работе, будьте внимательны и аккуратны. * Текущий инструктаж, индивидуальная помощь. |
Рассматривают образец куклы в платье. - 1) Раскрасьте клеточки фломастером через одну, согласно рисунку 2) Приклейте кусочки ткани на место рукавов. 3) Наденьте платье на куклу. Изучают план действий. - придётся работать клеем - с клеем нужно обращаться аккуратно, работать нужно на подложке, - если клей попал на руки или в глаза, нужно промыть его водой, - после работы клей нужно плотно закрыть. А подложку и руки вымыть. | Способствовать развитию способности анализировать, обобщать, выделять главное. |
Подведение итогов урока |
4 | * Беседа с учениками по теме урока. Итак, продемонстрируйте, что у вас получилось. - Как вы думаете, вы справились с заданием? Получите заслуженные жетоны. Умницы, справились отлично! - Что нового вы сегодня узнали? Что делали? - Что именно для вас оказалось самым трудным, а что самым простым? - Где вам могут пригодиться полученные знания и умения в будущем? *Взаимооценивание. Подведём итог соревнования жетонов. Самое большое число жетонов получила … Ей вручается приз. | Самооценивание, взаимооценивание.
- Да - Не совсем - Мы узнали, что такое полотняное переплетение и как называются ткани, которые выработаны полотняным переплетением. - Узнали о свойствах тканей и их применении. - Трудно было ровно приклеить кусочки тканей к рукавам, легче всего было отвечать на вопросы «Осеннего листа». - мы знаем свойства тканей, поэтому сможем правильно подобрать ткани для постельного белья или ночной сорочки, сможем правильно обрабатывать ткани. | Формирование адекватной самооценки на основе анализа результатов собственной деятельности. |
Уборка рабочих мест |
2 | *Контроль над приведением в порядок рабочих мест учащихся. | Прибирают ручки и тетради на место. | Способствовать развитию желания трудиться. |