Оборудование: рабочие тетради, альбомы, цветные карандаши; презентация «Силуэт и стиль в одежде; требования, предъявляемые к одежде»; бумажные куклы и элементы одежды к ним для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока
– Сегодня мы приступаем к изучению раздела «Конструирование и моделирование плечевого изделия». Откройте тетради и запишите тему урока: «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».
III. Сообщение целей урока
– На уроке вы узнаете, что такое силуэт и стиль в одежде; познакомитесь с видами изделий плечевой группы; с требованиями, предъявляемыми к лёгкому женскому платью; примените полученные знания при выполнении практической работы.
IV. Сообщение нового материала
– Обратите внимание на тему урока: Требования к лёгкому женскому платью. – Какое оно, лёгкое женское платье? И может ли платье быть мужским? – Слово «платье» имеет несколько значений: 1. Это вид женской одежды, верх и низ которой (блуза и юбка) составляют одно целое. 2. Одежда, которую носят поверх белья. (Это вся одежда, кроме обуви и головных уборов).
– Все виды одежды (все швейные изделия) можно разделить на две группы. С одной из этих групп вы познакомились в 6-м классе. Назовите её. (Поясная группа). – Почему так назвали данную группу? Обратите внимание на место крепления. На какой линии туловища человека крепится одежда поясной группы? (На линии талии – самой узкой части туловища). – Ко второй группе относят одежду, которая крепится от линии плеч. – А называется она...? (Плечевая)
1. Рассказ ученицы
Плечевая одежда берёт своё начало от первобытных плащей-шкур. Через тысячелетия она изменилась, например, в мужские и женские костюмы греков, представляющих собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, а искусно драпировались на фигуре человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки – хитона, и верхней – гимантия, более длинный назывался – пеплос. Одежда египтян была облегающей фигуру. А на Руси первые сведения об одежде относятся к VIII-XII столетиям. Женщины носили длинные холщовые рубахи – сорочины – широкого прямого покроя, подпоясанные по бёдрам и расшитые по краям. С тех времён многое изменилось, сейчас существует большое разнообразие изделий плечевой группы. Назовите знакомые вам.
– Отгадайте, о каких видах плечевых изделий идёт речь:
1. Разновидность платья, но без рукавов, иногда на бретелях обычно без воротника. (Сарафан) 2. Домашняя одежда, иногда удлинённая, почти до пят, с разрезом или застёжкой от верха донизу.(Халат) 3. Женская одежда, покрывающая только верхнюю часть туловища. (Блузка) 4. Одежда с проймами, без рукавов, различной длины. (Жилет) 5. Женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединённых в одно целое. (Платье)
2. Силуэт в одежде
– Первое зрительное впечатление от платья, костюма мы получаем, обращая внимание на его силуэт.
Силуэт (фр.) – внешние очертания любого предмета, его тень. Это плоскостное, контурное изображение объёмных форм одежды. – Для более точной характеристики силуэта, его сравнивают с геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, трапеция, овал (или сфера)). Именно в силуэте отражается направление моды. С изменением моды меняется силуэт. Костюмы любой эпохи можно вписать в одну из данных фигур
Название силуэта и происходит от названия фигур
Прямой – одежда прямого силуэта хорошо подходит практически для всех фигур, для всех возрастов. Может быть узкой, вытянутой или широкой. Трапеция – расширение происходит от линии плеча или проймы. Расширение может быть спокойным или более значительным. Хорошо будет смотреться на стройной фигуре. Треугольный – зрительное расширение книзу или наоборот в плечах создаёт впечатление треугольника и лучше выглядит на фигурах высоких, худощавых. Овальный (сфера) – предлагается модой редко и долго не удерживается, т.к. противоречит естественным пропорциям телосложения, выглядит неустойчивым. Приталенный – создают расширенные линии плеча и низа изделия и зауженная талия, можно уподобить двум встречным трапециям или треугольникам.
Меняется мода, меняется силуэт. Если хотите выглядеть современно, нужно прежде всего найти свой силуэт. При всём многообразии одежды, можно выделить 4 силуэта, которые на протяжении последних десятилетий всегда в моде:
прямой
трапеция
приталенный
полуприлегающий
3. Понятие о стиле
– Кроме силуэта, в одежде нам важно и то, к какому стилю она относится. Одежда может быть деловая, нарядная, спортивная.
Вещи, которые мало подвержены изменениям моды: костюм – пара или тройка, платье с рукавами, костюм с прямой юбкой или юбкой в складку, брюки, жилет, рубашка. Спортивный (это не обязательно одежда для занятий спортом) – удобная для движения, приемлема для работы и активного отдыха (куртки, юбки, блузки, комбинезоны, джинсы).
Романтический –область фантазий, поисков. Одежда нарядная, экстравагантная, подчёркивающая женственность и обаяние. Используются элементы исторического, фольклорного костюма, различные виды отделок: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани: воздушные, блестящие, бархатные.
В вашем гардеробе может быть одежда разных стилей, но выбор одежды должен соответствовать её назначению.
4. Требования, предъявляемые к одежде:
Гигиенические требования заключаются в том, что одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма и предохранять тело от внешних воздействий. Одежда должна обладать теплозащитными свойствами, газо- и воздухопроницаемостью, гигроскопичностью. Гигиенические требования зависят от свойств материала, из которого изготовлена одежда, от формы и конструкции одежды.
Экономические требования к одежде заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.
Эстетические требования к одежде заключаются в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной, соответствовать хорошему вкусу, а также должны учитываться возраст, особенности внешности.
Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, что она должна быть устойчивой: размеры, расположение отдельных узлов и деталей должны соответствовать фигуре, не должна теряться форма при длительной носке.
5. Беседа о профессиях, занятых в производстве одежды
– Оценивая достоинства одежды, предъявляя к ней требования, мы предъявляем требования к людям, изготовившим её. Скажите, люди каких специальностей участвуют в создании одежды? – В процессе изготовления одежды участвуют люди различных профессий:
Швея;
технолог швейного производства;
художник – конструктор;
художник-модельер.
– Кто из художников-модельеров вам известен?
6. Рассказ о Вячеславе Зайцеве и Валентине Юдашкине
– Вячеслав Зайцев в области моды работает более 30 лет. Зайцев является основателем российского модного рынка. Он был первым советским модельером, который участвовал в международных демонстрациях моды. Родился в Иваново, окончил Московский текстильный институт, работал главным дизайнером Всесоюзного Дома моделей в Москве, директором Московского дома мод, затем открыл свои салоны моделей. Кроме одежды создаёт модели обуви, ювелирных украшений, кухонной посуды, мебели. Характерные черты его творчества: вкус, изысканная строгость, деловитость, элегантность и классика. Валентин Юдашкин окончил Московский индустриально-педагогический техникум. Начинал работать как визажист, что помогло ему при его дальнейшей работе модельера. Первоначально создаёт модели для pret-a-porter и деловых женщин. Первым из российских модельеров участвовал в Неделе высокой моды в Париже. Филиалы его Дома моделей открыты в Милане, Париже. Одевает арабских принцесс. Валентин Юдашкин делает по 1000 моделей в год. Практически все модели распродаются. Любимые – хранятся в личном музее. 50% платьев делаются и драпируются модельером на модели вручную. Ткани для коллекций разрабатываются по личным эскизам Юдашкина. В. Юдашкин одевает звёзд российской эстрады: Иосифа Кобзона, Аллу Пугачёву, Филиппа Киркорова, Александра Буйнова, Владимира Преснякова, Надежда Бабкину. Характерные черты его творчества: дороговизна ткани и отделки; сочетание несочетаемого; вызываемость форм, экстравагантность.
Кутюрье – мастер по изготовлению одежды высшего мирового класса.
– В чём суть работы художника-модельера? (Придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях.)
V. Закрепление изученного
– И, конечно же, художник-модельер должен обязательно знать, какие существуют стили одежды. А вы их уже запомнили? Назовите.
– А сейчас на время станем художниками-модельерами и применим свои умения и полученные знания в практической работе.
VI. Практическая работа
1. Сообщение названия практической работы.
– Практическая работа называется, как и тема нашего урока: «Силуэт и стиль в одежде». Возьмите листы с образцом модели.
2. Разъяснение задач практической работы
– Для первой бригады задача – придумать для модели одежду спортивного стиля, сделать эскиз, определить тип силуэта. – Для второй бригады – придумать и выполнить эскиз одежды классического стиля, определить тип силуэта. – А для девочек третьей бригады задание следующее. Вам необходимо подобрать, выбрать из большого количества дополнений, отделок такую, чтобы это простое платье превратилось в платье романтического стиля.
3. Ознакомление с объектом труда (образцом)
4. Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
5. Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы
VII. Самостоятельная работа учащихся
– Сейчас можете приступать к самостоятельной работе.
VIII. Текущий инструктаж
IX. Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися
– Давайте посмотрим, проверим и оценим работу девочек, справившихся с заданием первыми.
X. Инструктаж по выполнению домашнего задания
– Если не успели выполнить задание, то можете его доделать дома и принести на следующий урок, а также не забудьте принести с собой альбомы и тетради, простые карандаши.
XI. Уборка рабочих мест
XII. Кроссворд
– Перед тем, как подвести итоги урока, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили новый материал. Для этого нам необходимо разгадать кроссворд:
1. Он бывает спортивный, классический, романтический. (Стиль) 2. Художник, который придумывает новые модели одежды. (Модельер) 3. Одежда этого стиля приемлема и для работы, и для активного отдыха. (Спортивный) 4. Силуэт, в котором от линии плеча происходит расширение. (Трапеция) 5. Внешние очертания предмета, его тень. (Силуэт) 6. Догадайтесь, какое слово получится по горизонтали? (Требования)
– Какие требования предъявляются к лёгкому женскому платью?
XIII. Подведение итогов урока
– Целей урока мы с вами добились. Вы хорошо трудились и индивидуально над своим эскизом, и группой девочки дружно справились с заданием.