Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Виды транспорта" 5 класс»
Конспект урока технологии
Тема: Виды транспорта.
История развития транспорта.
7 класс
Подготовила
учитель технологии
МОУ «Школа № 101 города Донецка»
Павленко Л.П.
Тема: Виды транспорта. История развития транспорта.
Цель: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.
Задачи: . Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей.
Воспитательная: Подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-рассказ, беседа.
Методы обучения: сочетание монологического и диалогического изложения с постановкой творческих заданий.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний
Мотивация
Какие марки автомобилей вы знаете? перечислять их можно очень долго. Автомобиль – пожалуй, одно из самых любимых и популярных изобретений человечества. В подтверждение этого сейчас по планете колесит более четырехсот миллионов автомобилей, и их количество увеличивается с каждым годом. Как любое великое изобретение, автомобиль родился не вдруг, к нему человечество шло несколько поколений.
Всюду необходимы средства доставки грузов, перевозки людей, обеспечение почтовой связи. Эти средства доставки и перемещения называют транспортными средствами и просто транспортом.
Изучение материала:
Транспорт — отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая перевозку грузов, пассажиров, энергии, информации от места к месту. Включает: средства для перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, линии электропередачи и связанное с ними функциональное оборудование.
Виды транспорта.Существуют 6 основных видов транспорта, которые разделяют по видам среды перемещения и способу движения: железнодорожный, водный, дорожный безрельсовый, воздушный, космический и трубопроводный.
Как вы думаете, с чего все началось? . «Колесо» Правильно, с колеса, которое было изобретено шумерами 5 000 лет назад. Историки и археологи пришли к выводу, что первые прообразы современных колес можно было увидеть около трех тысяч лет до нашей эры. У многих племен и народов колесо было даже определенным божественным символом, поскольку его часто сравнивали с Солнцем.
В древние времена человеку приходилось самостоятельно перетаскивать тяжести и грузы на большие расстояния. Как правило, груз волочили по земле. Вскоре люди заметили, что гораздо легче тащить, если на пути попадаются сучья и ветки. Некоторые начали сами подкладывать под тяжести круглые палки. Так родились своеобразные катки. Они применялись, например, при строительстве знаменитых египетских пирамид, когда огромные каменные блоки перетаскивали именно с помощью катков. Вскоре бревна, использовавшиеся для катков, начали обжигать посередине, в то время как их концам оставляли прежний диаметр. Так появились по - существу первые грузовые телеги и повозки .
С приручением лошади и соответственно увеличением скорости движения повозок, старые сплошные колеса стали слишком тяжелы. Кроме того, они часто ломались при ударе о камни. Люди задумались над тем, как же «модернизировать» старые колеса, и начали выпиливать в них отверстия или сколачивать их из нескольких составных частей.
А позже колеса стали насаживать на неподвижную ось – так появилась ступица. Можно сказать, что в этот момент (примерно две тысячи лет до н.э.) уже появился некий прообраз современного колеса. Появились деревянные жесткие повозки – телеги, которые успешно дожили до наших дней и до сих пор ими пользуются сельскими жителями.
Летом люди передвигались на телеге, а зимой на санях. - , как вы думаете, чем отличаются друг от друга сани и телега?
Следующее полезное изобретение – кареты, но они были большой редкостью и пользовались ими только титулованные особы. Тяговой силой в них оставались лошади.
Несмотря на то, что карета была легче телеги и повозки, лошади быстро уставали. Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут, их нужно было хорошо корить и поить в дороге. А человек всегда торопится. - Затем появился первый в мире трамвай, ездил он с помощью лошадей.
Но прошло время, и широко используемая на протяжении многих веков конная тяга перестала удовлетворять все нарастающие потребности в передвижении. Идея использовать другие силы при движении зарождалась в умах наиболее пытливых и смелых ученых, механиков, занятых изобретательством..
И вот в 1769 году французский инженер Николо - Жозеф Кюньо решил «запрячь» в телегу паровую машину и назвал ее «огненная повозка».
Она имела 3 колеса, могла перевозить 4 пассажиров при средней скорости 3,5 и максимальной скорости 9,5 км/ч. Это был первый автомобиль, и в переводе на русский язык означает «самодвижущийся». Когда пар в автомобиле заканчивался, котел нужно было снова прогревать, разводя под ним костер. Поэтому водителя стали называть «шофером», что в переводе на русский означает «кочегар».
Но ездить на первых автомобилях было не только неудобно, но и опасно: от перегрева котел мог взорваться. И на смену паровому автомобилю пришел бензиновый, который начали производить немецкий изобретатель Готлиб Даймлер в 1885 году и его соотечественник Карл Бенц в 1886 году.
Автомобиль Даймлера имел одноцилиндровый двигатель 469 куб.см., 1,5 лошадиные силы и развивал скорость до 16 км/ч.
Автомобиль Бенца имел следующие характеристики: одноцилиндровый двигатель 984 кб.см., мощность 0,9 лошадиных силы, скорость до 15 км/ч.
Современный автомобиль среднего класса имеет следующие характеристики: объем двигателя составляет 1300 куб.см., 98 лошадиных силы, максимальная скорость 180 км/ч.
В 1900 году Майбах конструирует первый «Мерседес» большой длины и колесами одинакового размера.
В 1908 году Генри Форд создал первый массовый автомобиль марки «Форд-Т». Это был идеальный автомобиль для массового покупателя. Машина не требовала регулировок, ее электропроводка не боялась сырости и загрязнений, коробку передач нельзя было сломать, даже специально нажимая на педали. Таких автомобилей было выпущено 15 178 888 штук.
С каждым годом менялся внешний вид автомобилей, улучшалась конструкция, возрастала скорость.
Первый автомобиль отечественного производства появился в 1896 году. Его сконструировали инженеры Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе.
Транспортная логистика - раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.
Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами
Физкультминутка
4.Закрепление изученного материала
Составить кроссворд из ответов на загадки
1.На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый.
Седи военных кораблей
Известен легкостью своей.(Катер)
2. Красный вагон по рельсам бежит, Всех куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям,
Та в чем же мы с вами по городу ездим?(Трамвай)
3.Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка) Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет.
Это мой…(Велосипед)
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет? (Самолет)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Я тяжёлый, я большой,
Знаешь, мощный я какой!
Грузы я возить привык.
Кто, скажи, я?… (Грузовик)
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. (Метро)
На стрекозу похож слегка,
Взлетает ввысь под облака
Он без разбега. В нем пилот
. Конечно, это… (Вертолет)
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. (Комбайн)
Я катаюсь на нем до вечерней поры. Но ленивый мой конь возит только с горы, А на горку всегда сам пешком я хожу И коня своего на веревке вожу.
(Санки)
5. Подведение итогов.
Что же мы сегодня узнали о транспорте? О каких видах транспорта мы говорили с вами в течении урока? (выслушиваются ответы учащихся)