Развивающая – развивать познавательные способности учащихся, умения при помощи графического изображения (опорных схем) достичь поставленную на уроке цель.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны научиться выполнять цветы из атласных лент; должны уметь сочетать цвета при составлении букета из цветов.
Наглядные пособия и оборудование: цветовой круг Гете, образцы ручных швов, графические наглядности, образцы цветов выполненных из атласных лент, иллюстрации, ножницы, клеевой пистолет, нитки, иголки, мультимедийная презентация.
Небольшие сообщения учащихся с демонстрацией изделий в технике «Ручные стежки и строчки».
Сообщение познавательных сведений по «Цветоведению».
Определение целей и задач урок.
Демонстрация презентации по теме «Цветочный этюд»; демонстрация опорных схем по изготовлению цветов.
Практическая работа - изготовление цветов, составление букета.
Заключительный этап.
Ход урока
I. Организационный момент
приветствие
отметить отсутствующих
проверить готовность к уроку
класс заранее был разделен на 2 группы (название группы, можно назвать, используя названия цветов).
II. Актуализация знаний.
Учащиеся демонстрируют, комментируют, заранее полученные задания по группам:
1 группа: учащиеся показывают свои изделия, которые они выполняли в различные года обучения и применяли ручные стежки и строчки.
2 группа: углубление знаний по «Цветоведению» - рассказ о цветовой гармонии; выполнение цветового круга из полосок гладкокрашеной ткани на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, но добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, соблюдая цветовую гармонию.
Приложение 1
Основы цветовых сочетаний
Представьте себе радугу на голубом небе. Нежные тона, еле уловимые переходы от цвета к цвету. Смотришь – и кажется вот- вот растает. Наверное, у каждого по-своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в своей гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой. Раскладывая перед собой лоскутки ткани, постарайтесь воскресить эти ощущения, ведь нам предстоит создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции данной местности, отношение в семье, знакомства с различными видами искусства.
Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные. Из двух основных цветов получают промежуточные. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый, желтого с синем – зеленый, синего с красным – фиолетовый.
Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга. Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей. Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.
Цветовой круг Гете
III. Сообщение темы урока, определение задач урока.
Задачи урока:
закрепление темы «Ручные стежки и строчки», углубление знании учащихся по основам цветовой грамотности.
воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного взаимопомощи в групповой работе.
развитие познавательных способностей учащихся, уметь при помощи графического изображения (опорных схем) изготавливать различные цветы, составлять букет.
.
Слово учителя: Все люди любят цветы. Особенно женщины, если она отказывается от них, считают, что она цинична и зла. Но, к сожалению, жизнь цветов не вечна. Как приятно иметь в доме букет никогда не увядающих цветов! Сделать его совсем не сложно, и нужны для этого сущие пустяки: остатки разноцветных шелковых лент или полоски эластичных тканей, бусинки, суровое полотно (для фона) и рамки. Вместо рамок хороши различные плетенные из прутиков, из бумаги корзиночки, плетенки на которые закрепляют цветы.
Начинайте работу с подготовки фона. Обтяните суровым полотном или однотонной тканью картон в размере рамки и прикрепите к ней. Интересен фон в виде корзиночного плетения: нарежьте полосы из тесьмы, равные длине и ширине рамки. Количество полос зависит от ее размера. Короткие отрезки расположите один под другим и прострочите непрерывной строчкой по одной из сторон. Длинные отложите и прострочите точно также. Переплетите свободные короткие и длинные концы между собой по принципу штопки и скрепите строчкой по краям.
Для чего я так долго об этом рассказываю, чтобы вы дома попробовали выполнить индивидуальную творческую работу и фон выполнили именно в этой технике. А сегодня мы будем изготавливать цветы из атласных лент, составлять букет - создавать «Цветочный этюд».
IV. Перед практической работой провести инструктаж по технике безопасности:
V. Практическая работа: изготовление цветов из атласных лент, составление букета из цветов.
Работа в группах:
1 группа – изготовление розы, листочка.
2 группа – изготовление пышного цветочка –хризантемы, листика.
Демонстрация слайдов: комментарии к цветам из атласных лент, схемы, графические изображения по изготовлению цветов.
Слово учителя: Итак, как сделать царицу цветов - розу. Существует несколько способов ее изготовления. Предлагаю наиболее простой. Возьмите атласную ленту длиной 50-70 см и шириной 5 см. Отутюжьте. Положите лицевой стороной вверх, подровняйте ножницами левый край и скрутите слева направо часть ленты (4-5см) в тугой стерженек – сердцевину розы. Прошейте его снизу нитками в цвет ленты, чтобы не раскрутился. Теперь держите стерженек в левой руке, а правой - перегните ленту по диагонали и образовавшимся сдвоенным отрезком ленты не туго обкрутите сердцевину так, чтобы роза приняла вид воронки с узким отверстием, направленным вниз. Сшейте витки снизу - в руке изнаночная сторона ленты. Снова перегните ее по диагонали вплотную к цветку и уложите еще ряд витков – на этот раз в руке лицевая сторона ленты. Продолжайте перегибать ленту и укладывать витки – лепестки. Стараясь придать им естественный объем. Закончив работу, скрепите низ розы стежками.
Виды опорных схем.
Хризантема: Ее делают из рюша – «змейка». Необходима атласная лента шириной 3-4 см. Готовый рюш укладывают по спирали в форме цветка, прикрепляя к основе каждый очередной виток небольшими стежками.
Изготовление листиков: Используется атласная лента зеленых оттенков.
Отрежьте заготовку длиной равной двойной ширине ленты. Например, если лента шириной 4 см, то длина заготовки 8 см. Положите заготовку изнаночной стороной вверх и отогните верхние края вниз, образуя треугольник. Острые углы наложите друг на друга и стяните низ ниткой.
Есть и другие способы изготовления листиков (демонстрация схем).
Когда цветы и листики готовы, учащиеся работают над созданием общей картины, цветочного этюда. Можно сплести корзину и составить цветы; можно сделать панно; можно прикрепить к ободку.
VI. Закрепление пройденного материала:
– Какие материалы используют для изготовления цветов? – Назовите, в какой технике выполнены наши цветы? – Какие виды работ выполняли при изготовлении цветов?
VIII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Демонстрация лучших работ.
Д/З. Написать последовательность изготовления цветов.