2. | Актуализация знаний (повторение пройденного материала) | Учитель: Напомните, пожалуйста, тему прошлого урока? (Молоко и кисломолочные продукты) Какие молочные и кисломолочные продукты вы знаете? (Простокваша, кефир, творог и творожные изделия, сметана, йогурт, масло, сыр, молочные консервы) Как проверить доброкачественность молока? ( По внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции. При кипячении несвежее молоко сворачивается). Чем ценно молоко? (В его состав входят: белок, жир, кальций, фосфор, железо, витамины А, В, РР, С). Что можно приготовить из молока? Какие способы приготовления пищи вы знаете? Так, жаренье! А что можно жарить? Молодцы! Вот сегодня мы с вами на уроке познакомимся еще с одним блюдом, которое можно жарить. | Фронтальный опрос | Отвечают на вопросы |
3. | Изучение нового материала | Учитель: А для этого разгадайте загадку и вы сразу поймете о чем пойдет сегодня речь на уроке. И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки – … (блины) Слайд № 2 Учитель: А знаете ли вы, кто придумал блины? Блины считаются одним из самых любимых русских блюд. История их создания покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного изделия. Некоторые русские историки считают, что дрожжевые блины появились на Руси в 1005-1006 годах. Однажды, разогревая овсяный кисель, наш предок зазевался, кисель поджарился и подрумянился, так получился первый блин. По мнению историка В.Похлебкина, блины появились на Руси до IX в., и само слово «блин» - это искаженное слово «млин», берущее начало от слова «молоть». Значит, слово «млин» - это мучное изделие. До крещения Руси блины являлись жертвенным хлебом. Блины пеклись на Руси в течение всего года, а с XIX века они стали основным угощением во время Масленицы. Почему? Слайд № 3 Если спросить у любого, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. (Сообщения детей « история масленицы») Учитель: Масленица, весна, солнце- возможно, поэтому и пеклись блины, потому что круглый блин олицетворял солнце. Слайд №4 Учитель: Принесла я для вас сегодня пословицы, поговорки о Масленице, но они у меня почему-то все перепутались. Попробуйте их собрать. Что у вас получилось? Учитель: Скажите, а без какого продукта нельзя приготовить тесто, в том числе и для блинов? Слайд № 5 Мука – основной продукт для приготовления теста. Как вы думаете, как получают муку? Это питательный продукт получается путем размола зерен пшеницы, ржи, кукурузы и других зерновых культур. А для приготовления каких блюд используют муку? Область применения муки очень разнообразна: мука служит основой теста, из которого выпекают хлебобулочные изделия, из нее приготавливают такие блюда как пельмени, блины, оладьи. Перед использованием муку проверяют на доброкачественность. Как это сделать? Качество муки определяется по её цвету, запаху, вкусу: вкус муки должен быть сладковатым и пресным, без горечи; мука не должна иметь затхлого постороннего запаха; влажность должна быть в пределах нормы. Муку хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте. В муке содержатся практически все ценные питательные вещества, много углеводов, белков, жиров, минеральных веществ. Мукомольная промышленность выпускает муку нескольких сортов. А что необходимо сделать с мукой перед употреблением? Перед употреблением муку просеивают через сито, чтобы удалить из муки посторонние примеси и насытить ее кислородом. Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем истинно русские блины — из гречишной. Учитель: Давайте с вами посмотрим какова технология приготовления блинов, и какие продукты нам понадобятся для этого. Слайд № 6 Учитель: Откройте учебники на стр. 31 Изделия из жидкого теста Слайд № 7 (дети читают вслух параграф) Слайд № 8, 9,10 Учитель: Блины – блюдо универсальное. Сочетаются со сладким и соленым. Все зависит от вашей фантазии. С какой начинкой можно приготовить блины? Слайд № 11 Можно приготовить блины с начинкой из творога, мяса, рыбы, печени, и т.д. Учитель: Как вы думаете, можно ли приготовить торт из блинов? Слайд № 12 Учитель: Скажите, а с чем подают блины на стол по исконно русской традиции? Слайд № 13 Учитель: Не менее вкусным будет сочетание блинов со сметаной, вареньем, джемом или медом. Слайд №14 Учитель: Очень интригующим блюдом на вашем столе могут стать мешочки с сюрпризом, внутри которых может быть самая разнообразная начинка. Учитель: И, конечно, никто не останется равнодушным, увидев и попробовав ваши ажурные блинчики! Учитель: А кто знает, простой способ приготовления таких красивых ажурных блинчиков? ТБ и санитарно-гигиенические правила при кулинарных работах. Правила поведения за столом. Учитель: Давайте вспомним правила техники безопасности и санитарно-гигиенические правила при кулинарных работах? Перед началом работы вымыть руки, надеть фартук, косынку. Нож не поднимать высоко, передавать ручкой вперед Не браться за горячую посуду голыми руками, использовать прихватку. Не оставлять включенной плиту без присмотра Не оставлять на плите прихватки, полотенца и др. Не включать электроплиту, если поврежден шнур. По окончании работы выключить плиту. По окончании работы убрать на кухне. Учитель: А как следует вести себя за столом? Садиться за стол бесшумно. Не прихлебывайте горячую пищу, чай. Не разговаривать во время еды Учитель: (СМ. КОНСПЕКТ «Сервировка стола») | Беседа Беседа Работа с презентацией Беседа с демонстрацией презентации «Виды блинов» Беседа Обсуждение | Отгадывают загадку Сообщения детей Собирают разрезанные пословицы и читают то, что получилось Отвечают на вопрос Нюхают и пробуют муку на вкус Изучение схемы приготовления блинов Работа по учебнику Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос |