«Использование образовательных технологий на уроках технологии»
«Использование образовательных технологий на уроках технологии»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей № 5»
Проектная деятельность
(обобщение опыта по теме: «Использование образовательных технологий на уроках технологии»)
Работа
учителя технологии
Пучкиной Наталии Викторовны
Оренбург 2015 год
Проект – это завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным возможностям исполнителей. Как подчеркивает Е.С.Полат, «проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления».
Цели:
Выяснить качество общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, способствовать их закреплению и обогащению.
Развивать исследовательские умения, творческое начало личности.
Задачи:
Обучать учащихся планированию
Развивать критическое и творческое мышление.
Прививать умение работать с информацией.
Формировать умение работать в коллективе, позитивное отношение к работе.
Учить составлять письменный отчет.
Примерная тематика проектов
по кулинарии, обработке ткани и культуре дома
в 5-8-х классах
5-й класс
Фартук (передник) — элемент русского национального костюма.
Фартук традиционный и современный.
Художественная отделка фартука.
"Дитя солнца" хлопок в быту и производстве.
Русский лен — современный шелк.
Вышивка — древнее рукоделие.
Веселые лоскутки.
Тайна бабушкиного сундука.
Игрушки-подушки.
Осенние хлопоты (заготовка овощей).
Овощи-лекари.
Праздничный стол из салатов.
Этот удивительный бутерброд!
Электробытовые приборы — хорошие помощники.
6-й класс
Из истории посуды, столовых приборов.
Виды десерта.
Праздник моей семьи.
Подарок своими руками.
Интерьер моей квартиры.
Мой дом — мой двор.
Воротник.
Салфетки для праздничного стола.
7-й класс
Праздник моей семьи.
Как накрыть праздничный стол (этикет).
Подарок своими руками.
Виды тепловой обработки продуктов.
Изделия из лоскута.
Юбка своими руками.
Современная одежда.
Одежда для отдыха.
8-й класс
Из истории костюма.
Торт ко дню рождения.
Интерьер моей кухни.
Салфетки для семьи и в подарок.
Изготовление диванной подушки.
Одежда для дома.
Подарок для друга.
Отделка готового швейного изделия.
Стиль в одежде.
Вегетарианская кухня.
Русская кухня.
Приготовление изделий из теста.
Приготовление закусочных блюд.
Русские обычаи и традиции.
Интерьер моей квартиры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование образовательных технологий на уроках технологии» »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей № 5»
Проектная деятельность
(обобщение опыта по теме: «Использование образовательных технологий на уроках технологии»)
Работа
учителя технологии
Пучкиной Наталии Викторовны
Оренбург 2015 год
Проект – это завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным возможностям исполнителей. Как подчеркивает Е.С.Полат, «проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления».
Цели:
Выяснить качество общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, способствовать их закреплению и обогащению.
Развивать исследовательские умения, творческое начало личности.
Задачи:
Обучать учащихся планированию
Развивать критическое и творческое мышление.
Прививать умение работать с информацией.
Формировать умение работать в коллективе, позитивное отношение к работе.
Учить составлять письменный отчет.
Примерная тематика проектов
по кулинарии, обработке ткани и культуре дома
в 5-8-х классах
5-й класс
Фартук (передник) — элемент русского национального костюма.
Фартук традиционный и современный.
Художественная отделка фартука.
"Дитя солнца" хлопок в быту и производстве.
Русский лен — современный шелк.
Вышивка — древнее рукоделие.
Веселые лоскутки.
Тайна бабушкиного сундука.
Игрушки-подушки.
Осенние хлопоты (заготовка овощей).
Овощи-лекари.
Праздничный стол из салатов.
Этот удивительный бутерброд!
Электробытовые приборы — хорошие помощники.
6-й класс
Из истории посуды, столовых приборов.
Виды десерта.
Праздник моей семьи.
Подарок своими руками.
Интерьер моей квартиры.
Мой дом — мой двор.
Воротник.
Салфетки для праздничного стола.
7-й класс
Праздник моей семьи.
Как накрыть праздничный стол (этикет).
Подарок своими руками.
Виды тепловой обработки продуктов.
Изделия из лоскута.
Юбка своими руками.
Современная одежда.
Одежда для отдыха.
8-й класс
Из истории костюма.
Торт ко дню рождения.
Интерьер моей кухни.
Салфетки для семьи и в подарок.
Изготовление диванной подушки.
Одежда для дома.
Подарок для друга.
Отделка готового швейного изделия.
Стиль в одежде.
Вегетарианская кухня.
Русская кухня.
Приготовление изделий из теста.
Приготовление закусочных блюд.
Русские обычаи и традиции.
Интерьер моей квартиры.
На уроках технологии в 5-8 классах, изучая раздел «Творческие проектные технологии», я использую модель совместной деятельности учителя и учащихся над творческим проектом.
Первый этап называется «Постановка проблемы».
Ставлю перед учащимися проблему, предлагаю банк перспектив, раскрываю требование к проектам, технологию выполнения и критерии оценивания. Урок оснащаю выставкой наиболее удачных творческих проектов учащихся предыдущих лет. Девочки, рассматривая готовые проекты, анализируют увиденное и услышанное, а некоторые уже выбирают тему проекта, делая записи в рабочих тетрадях.
Второй этап «Исследование, взаимодействие идей».
На этом этапе учащиеся исследуют потребность в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, проведения праздников, дней рождений и т.д. Они опираются на собственные знания и анализируют источники информации. А именно: знакомятся с предложенными мною темами, изучают справочники, рекламные буклеты, просматривают журналы, книги, используют компьютерную поддержку, телеинформацию. Проводят маркетинговое исследование. Проводят мысленный эксперимент под девизом «А я бы сделала так!»
Моя задача на этом этапе: наблюдение, консультация. Я помогаю учащимся сформулировать стоящую перед ними проблему, конкретизировать ее, участвую в принятии решения.
Третий этап «Обоснование темы проекта»
На этом этапе, когда ученицы выбрали темы, я ставлю перед ними цели и знакомлю с задачами, которые необходимо решить.
Цели:
Определить свои возможности в области проектной деятельности.
Разработать и выполнить проект
Оценить проделанную работу.
Задачи:
Стремиться к самообразованию.
Изучить навыки работы с различными материалами.
Развивать художественный вкус, творческий подход к работе.
Учиться доводить начатое дело до конца.
Выбор тем осуществляется учениками в соответствии с их способностями, потребностями и интересами (познавательными, творческими, прикладными).
Я вижу достоинства такого подхода:
Ученик действительно работает в той области, которая ему интересна, а проект не является для него обузой.
У школьника есть возможность развиваться, познавать новое, быть услышанным.
Он учится искусству «держать» себя перед публикой, а это – важнейший навык для того, кто хочет добиться успеха в жизни.
Знакомлю учащихся с анализом предстоящей деятельности – составлением схемы обдумывания «схематическое» изображение составляющих творческого проекта).
Схема обдумывания
Четвертый этап «Исследование объекта проектирования»
На этом этапе предлагаю учащимся альтернативные модели и варианты.
Учащиеся выполняют эскизы, рисунки, чертежи своих альтернативных моделей. Заносят наброски на лист «Разработка эскизов».
Поиск различных вариантов. Разработка эскизов.
Пятый этап «Развитие идеи»
Предлагаю учащимся из альтернативных идей выбрать одну лучшую и провести ее анализ, подобрать к ней материал, инструменты, оборудование.
Провожу детальное исследование и оценку возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых):
Мини-маркетинг исследование (если изделие производится с целью реализации).
Экологические ограничения и достоинства, безопасность труда.
Шестой этап «Технологический»
На этом этапе консультирую учащихся по вопросам технологического изготовления изделия, корректирую последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки.
Обращаю внимание на соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
Наблюдая за процессом выполнения проектов учащимися, пришла к выводу, что школьники умело применяют те знания, которые они получили на уроке технологии:
Способны выполнять усвоенные ранее трудовые операции.
Понимают свойства материала, с которым пришлось работать.
Обеспечивают личную безопасность.
Рационально организовывают свое рабочее место.
Стремятся выполнить поставленные задачи и выполнить задание на высоком уровне качества.
Седьмой этап «Заключительный»
Он посвящается анализу и оценке работ. Для этого я рекомендую ответить учащимся на следующие вопросы:
Эффективно ли я использовал отведенное время?
В чем сильные, а в чем слабые стороны моего проекта?
Знаю ли я сейчас, куда обратиться за помощью?
Если бы я этот проект выполнял снова, то какие бы внес изменения?
Легко ли я решал возникающие проблемы?
Уложился ли я в отведенные сроки?
Каково мнение других о моем проекте?
После ответов на вопросы проводится оценка качества проектной деятельности учащихся, где ставится оценочный балл.
Он исчисляется так:
если показатели критерия присутствуют в объекте оценивания в полной мере — 1 балл; при частичном присутствии — 0,5 балла; если отсутствуют — 0 баллов.
Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «итого» для каждого аспекта. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «всего». Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.
Защита проектов проводится по следующей схеме:
- объявить название выполненного проекта, показать его;
— назвать причины, побудившие взяться за выполнение данного проекта, и указать цели и задачи, поставленные перед его выполнением;
— назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта;
— назвать разделы программ предмета технологии и дополнительную литературу, задействованную при выполнении проекта;
— рассказать о выбранной модели изделия, отделке;
— обосновать выбор ткани с учетом ее свойств, соответствия ткани назначению и форме модели;
— указать на положительные и отрицательные особенности модели, то есть выявить недостатки и достоинства выполненной модели, которые сказались при выборе оборудования, ткани, прокладочного материала, отделки, конструирования, методов обработки изделия и др.;
— необходимо указать, что можно изменить из вышеперечисленного в случае повторного выполнения проекта с целью улучшить его качество и эстетическое восприятие;
— рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта, об использовании прогрессивных методов обработки ткани, если они имели место;
— объявить окончательную себестоимость изделия и сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильности выбора изделия;
— учащийся может самостоятельно объективно оценить выполненную практическую работу, выслушать мнения одноклассников и оценку учителя.
Оценочный лист проектной деятельности
№
Критерии оценки
Показатели
Объекты оценивания
Оценка
1.
Эстетичность
Соответствие форме и содержанию. Учет принципов гармонии, целостности, соразмерности.
Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработка.
Пояснительная
записка (чертежи, рисунки)
5.
Экологичность
Отсутствие вредных для здоровья компонентов в процессе изготовления.
Пояснительная
записка
6.
Экономичность
Оптимальные затраты на материалы и изготовление.
Пояснительная
записка
7.
Безопасность
Соблюдение правил ТБ.
Пояснительная
записка
8.
Самостоятельность
Степень самостоятельности учащихся.
Ответы на вопросы
9.
Дизайн
Продуманная система изготовления, художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков.
Пояснительная
записка
10.
Качество доклада
Полнота процесса,
краткость, четкость, ясность формулировок.
Процесс защиты
проекта
11
Ответы на вопросы
Аргументированность, полнота, убедительность.
Процесс защиты
12
Личное проявление докладчика
Уверенность, владение собой, компетентность в отстаивании своей точки зрения, культура поведения, удерживание внимания аудитории, находчивость, эмоциональность, требовательность к себе.
Процесс защиты
ИТОГО:
Тема Защита творческих проектов
Тип урока Обобщающе-повторительный
Форма Урок-игра
Цель
защита творческих проектов,
формирование умственных и познавательных способностей,
развитие радости от приобретения новых знаний.
Оборудование урока
Выставка работ кружка «Умелые ручки».
Проекты учащихся 7 «А» класса, их изделия.
Оформление стенда «Схема обдумывания».
Оформление рабочего стола президента фирмы: телефон, компьютер, папки «Идеи для банка данных».
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады встрече с вами. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня – праздник, защита творческих проектов. Мы долго и трудно шли к этому дню. Результаты своих исследований мы хотим сейчас вам предложить.
Итак, утро, начало рабочего дня в одном из офисов.
Президент фирмы:
Доброе утро! Мы начинаем нашу работу! Уважаемые коллеги! Посмотрите, сколько появилось новых разнообразных товаров, образцы которых представлены нашими сотрудниками в аванзале. Но время не стоит на месте. Оно диктует нам новые идеи. Нам необходимо разработать свои варианты.
В творчестве, как и в хорошем джазе, необходимо коллективное мышление, постоянное общение, если угодно, соперничество единомышленников или единомыслие соперников.
Крупнейший американский архитектор Ф.Л.Райт указывал, что к построению курятника следует относиться так же серьезно, как и к возведению храма.
Итак, давайте наметим план работы. Прошу вас вносить свои предложения, используя схему обдумывания (учащиеся вносят предложения).
Сначала необходимо проанализировать существующее состояние, то есть выяснить, что уже имеется.
Затем осознать нужды и потребности во всех сферах деятельности.
Создать банк идей и предложений.
Выбрать объект.
Разработать варианты объекта, создать эскизы.
Выбрать одну модель.
Подобрать к ней материалы, инструменты, приспособления, оборудование.
Выполнить конструирование и моделирование.
Создать техническую последовательность изготовления изделия.
Рассчитать себестоимость изделия.
Президент:
Считаю ваши предложения продуманными, грамотными. Вам необходимо предоставить через месяц свои творческие проекты. Приступайте к работе. Всем спасибо! (прошел месяц).
Уважаемые коллеги! Я ознакомился с вашими работами. Все они выполнены согласно схеме. Но это не говорит о том, что все они похожи. К работе вы подошли творчески и справились с поставленными задачами:
Изучили навыки работы с различными материалами – тканью, пряжей.
Развивали свой художественный вкус.
Стремились к самообразованию.
Развивали сознательную потребность в знаниях, умении довести начатое дело до конца.
А сейчас, я предоставлю вам возможность, самостоятельно оценить свою работу и ответить на вопрос – целесообразным ли оказался ваш проект.
Излагать материал попрошу по следующей схеме:
Объявить название выполненного проекта.
Показать его.
Назвать причины, побудившие взяться за выполнение данной работы.
Рассказать о выбранной модели изделия.
Обосновать выбор материала (ткани, пряжи).
Назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта.
Асмолова Таня. Изделие в технике пэчворк. Подушка.
Стретина Лена. Блуза своими руками.
Соловьева Аня. Вышивка крестом. Вышивка рушника.
Шнайдарова Валя. Вышивка крестом. Панно «Свечи».
Воробьева Света. Праздник моей семьи.
Медвякова Марина. Изделие из лоскута. Диванная подушка.
Президент.
Уважаемые коллеги! Я пришел к выводу, что изготовление ваших изделий – экологически чистое производство. Это практически безотходное производство – нет выбросов, загрязняющих атмосферу, почву. Даже отходы от края изделия можно использовать в лоскутной технике, аппликации. При работе с материалом (нитка, пряжа) не выделяется вредных веществ для организма человека. Нет затрат природной, чистой воды.
Изделия, выполненные вами оказались необходимыми, а значить проект – целесообразным. Все спасибо за работу!