Мы познакомимся с историей такого удивительного вида деятельности как фигурная нарезка овощей и фруктов.
Высокая кухня — это не удел для избранных. Каждый человек, независимо от материального и социального положения, способен заняться творчеством на своей кухне! Любые, даже самые изощрённые кулинарные рецепты, по которым обычно готовят свои блюда лишь повара высочайшей категории, могут быть легко воплощены в реальность руками профессионалов из самых простых, доступных продуктов.
Но мы сегодня не будем заниматься готовкой, как обычно мы быту мы говорим. Сегодня мы посвятим себя высокому искусству.
Красиво оформленное блюдо — важный элемент современного ежедневного и праздничного стола. Украшения преображают даже привычные блюда, всегда радуя детей и взрослых. И фигурная резьба по овощам и фруктам в этом немалое подспорье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство кулинарии. Карвинг »
Тема урока « Искусство кулинарии. Карвинг».
Подготовила учитель технологии МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки
Липецкого района Липецкой области - Лаврова Г.Н.
Цель урока:
Повышение кулинарного мастерства, выявление прогрессивных направлений в оформлении кулинарных изделий, популяризация кулинарного искусства, привлечение внимания к отрасли.
Задачи:
структурировать ранее изученный материал по предложенным вопросам;
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
скорректировать развитие обсуждения в рамках предложенной темы;
научить украшать блюда из овощей;
формировать у учащихся эстетический вкус.
Оборудование:
ножи, большая тарелка, салфетки, фрукты - яблоки
Источники информации:
inga-dymova.narod2.ru
blog.kp.ru
culinarism.blogspot.com
scholainternat4.ucoz.ru
sovetdlyzdoroviy.ru
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного
1.Вступительная беседа.
Сл. № 1 На пороге весна – март месяц и всё, что с ним связано: проталины, ручьи, весёлое щебетание птиц.
Что такое - весна?
Это трепет природы, восставшей от сна,
Это - говор и блеск возрождаемых струй,
Это - первой любви молодой поцелуй.
А с какими ощущениями вы связываете это время года? (Ответы)
Весна – пробуждение в природе и в человеческой жизни.
Сл. № 2 Был такой старинный фильм «Весна» и в нём звучала удивительная песня в исполнении Любови Орловой – советской киноактрисы
2.Слушание музыкального фрагмента
3. Продолжение беседы.
Не знаю была ли знакома вам эта песня, но у меня она всегда вызывала удивительные чувства – пробуждение как от тяжёлого сна. Именно весной только это можно испытывать. Я недавно нашла вот такие определения слову «весна»:
«Весна – это когда обувь намокла, высохла…и никаких следов соли. Весна – это когда под ногами мокро, а на душе тепло! Весна – это когда бельё с балкона заносишь сухим, а не плоским. Весна – это когда ёлку точно пора выносить…»
А с чем ещё у вас ассоциируется весна?
Действительно, весна ассоциируектся с прекрасным женским днём. С женщинами и девушками, подарками для них.
Ведь какую роди играет в обществе женщина, девушка? (Ответы)
А каждая девушка или женщина – хозяйка, хранительница домашнего очага. Современной девушке может и не надо сегодня многое уметь - сегодня всё можно купить в магазине, но на мой взгляд, домашнее – ни с чем не сравнишь… Домашняя кухня приятней на вкус и полезней!..
Сл. № 3 А так как мы с вами уже кое-что знаем и можем, проведём проверку ваших знаний.
4. Викторина. «Из истории появления некоторых овощей
- Культурное растение относится к 1000 – 2000 г до нашей эры. Родиной этого овоща является Среднеземное море, откуда распространилась по всему свету. Овощ этот еще называют «копилкой» каротина (морковь).
- Ее оценили еще до нашей эры. Широкое применение впервые получила в Древней Греции. У греков она была под названием «брасика», а в Древнем Риме называли - «косулис». Не случайно великий математик, философ и талантливый врач Пифагор написал, что этот овощ поддерживает постоянно бодрость и веселое, спокойное настроение духа (капуста).
- Когда Колумб со своими спутниками спустились на берег открытого им материка, то в числе заморских диковин ему показали «красные яблочки». Местные жители называли их «томатиль». Первыми их разводить их стали французы и итальянцы. Известен исторически достоверный факт, когда с помощью этого овоща была предпринята попытка, отравить Джорджа Вашингтона (помидор).
- В Африке этот фрукт считается одним из самых эффективных анти септических средств. Африканские знахари считают плод панацеей от цинги, болей в сердце, гипертонии и многих других недугов. Сок этого фрукта с медом помогает при гриппе. Что это за фрукт? (Лимон.)
- Это фруктовое дерево впервые завез в Италию в 1840 г. Неаполитанец Мишель Тенор. Растение свое название получило в Китае из-за того, что плоды его были доступны лишь богатым. Этот фрукт очень любим детьми. В России он считается новогодним фруктом. Что это за фрукт? (Мандарин.)
- Родиной этого овоща считается древний Вавилон. Однако к нам название его пришло из греческого языка – от слова «сеуклон». Этот овощ у древних персов считался символом ссор, раздора и сплетен. На Руси же издавна почтительно относились к нему. Сок этого овоща применяли в лечебных целях. Без этого овоща не получился всем известный винегрет. Что это за овощ? (Свекла.)
- Труден путь этого овоща на русский стол. Даже в жестокие голодные годы народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт – «чертово яблоко». Но шло время, и этот овощ стал полноправным хозяином нашего стола. Что же это за овощ? (Картофель.)
Отлично.
Сл. № 4 В русском языке есть много пословиц и поговорок, связанных с кулинарией. Итак, «Кулинария в фольклоре». Написаны поговорки, давайте их прокомментируем и объясним их смысл.
а) “Лук от семи недуг” Вопрос: Как вы понимаете это высказывание и верно ли оно?
В армиях Древней Греции и Рима в пищу солдатам добавляли очень много лука. Считалось, что лук возбуждает силу, энергию и храбрость. В древние века рыцари носили на груди талисман —обыкновенную луковицу (считалось, что он предохранял от стрел, ударов мечей). Древние славяне применяли лук как лекарство от многих болезней. Открытие советских ученых биологов подтвердило, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
б) “Недосол на столе, пересол на спине”.Чем правильна эта поговорка? Почему плохо пересолить пищу?
Мало соли —пожалуйста, солонка на столе, можно дело тут же исправить. Ну, а если ты пересолила?... Все пропало! Кушанье становится таким невкусным, хоть выбрасывай. Так что если из двух зол выбирать меньшее, лучше не досолить, чем пересолить.
Вопрос: “В его словах нет никакой соли…” Что означают эти слова?
Пустые, пресные, нет остроты.
Вопрос: “Соль земли” — когда и в каком смысле применяют это выражение?
Самое главное, самое нужное, без чего нельзя обойтись.
Именно потому, что соль человеку очень нужна, слово “соль” и в переносном смысле употребляется всегда для обозначения чего-то главного, без чего нельзя обойтись.
Люди начали солить еще с незапамятных времен.Взрослый человек съедает в год около 6,5 кг соли (считается и соль, которая имеется в разных продуктах). Соль необходима человеческому организму.
Почти у всех народов соль — символ гостеприимства, верности… Недаром и сейчас, когда встречают особенно приятных и почетных гостей им преподносят “Хлеб-соль”.
Наш русский стол отличается не только гостеприимством хозяев, но и разнообразием блюд.
Сл. № 5 Искусство кулинарии — древнейшее из искусств. Его истоки уходят вглубь тысячелетий, к костру первобытного человека. По мере нашего продвижения вперед кулинарное искусство будет быстро развиваться, все больше совершенствоваться, так как полное удовлетворение потребностей гражданина коммунистического общества имеет в виду также удовлетворение его потребности в прекрасно приготовленной, разнообразной, вкусной и здоровой пище.
Искусство кулинарии есть искусство приготовления здоровой и вкусной пищи. Чтобы быть здоровой, пища должна содержать в должной пропорции все питательные вещества, необходимые человеку для его жизнедеятельности и нормального развития. Но этого мало. Чтобы быть здоровой, пища обязательно должна быть вкусной и удовлетворять сложным вкусовым, обонятельным и зрительным восприятиям человека, доставлять ему наиболее приятные вкусовые ощущения.
И не только вкусовые, но и зрительные.
III. Изучение нового материала
1.Сообщение темы и целей урока.
Сл. № 6 Сегодня тема нашего урока: «Искусство кулинарии. Карвинг».
Мы познакомимся с историей такого удивительного вида деятельности как фигурная нарезка овощей и фруктов.
2. Рассказ учителя с просмотром слайдов «Из истории карвинга»
Высокая кухня — это не удел для избранных. Каждый человек, независимо от материального и социального положения, способен заняться творчеством на своей кухне! Любые, даже самые изощрённые кулинарные рецепты, по которым обычно готовят свои блюда лишь повара высочайшей категории, могут быть легко воплощены в реальность руками профессионалов из самых простых, доступных продуктов.
Но мы сегодня не будем заниматься готовкой, как обычно мы быту мы говорим. Сегодня мы посвятим себя высокому искусству.
Сл. № 7- 10 Карвинг — англ. curving (от curve, что означает резать) — «резная работа», «резной орнамент». Карвингом называют резьбу по дереву, льду, камням, овощам, а также стиль катания на горных лыжах и сноуборде и даже способ долговременной химической укладки волос.
Карвинг в кулинарии — это фигурная резка по овощам и фруктам, которую сейчас широко используют повара самых разных ресторанов.
Кулинарный карвинг по своей сути — примитивная форма искусства скульптуры или гравирования по поверхности украшающих стол недолговременных поварских изделий из фруктов и овощей. Примечание: в кулинарии плодное тело растения называется фруктом, а остальные съедобные части растения — овощами.
Красиво оформленное блюдо — важный элемент современного ежедневного и праздничного стола. Украшения преображают даже привычные блюда, всегда радуя детей и взрослых. И фигурная резьба по овощам и фруктам в этом немалое подспорье.
Искусство вырезания из овощей и фруктов возникло много столетий назад в перенаселенной Юго-Восточной Азии как необходимое средство украшения скудного, преимущественно растительного, домашнего стола. Население исторической Европы, имевшее достаточное количество самых разнообразных и полноценных продуктов (домашние животные, красная, мелкая и пернатая дичь, рыба, морепродукты, зерновые, овощи и др.) в излишнем украшении блюд не нуждалось. Здесь даже на столах королей в первую очередь были важны полноценность исходных продуктов, вкус и насыщаемость блюд. Проходя через столетия, в каждой из восточно-азиатских стран карвинг постепенно приобретал свои особые черты, зачастую существенно отличаясь друг от друга. Весьма схожи между собой техники мастеров Китая и Японии — там принято вырезать изображения иероглифов, людей и животных с использованием трафаретов и выемок. Это могут быть традиционные рисунки с драконами, поздравительные надписи и боевые сцены. А вот в государственной символике Таиланда повсеместно присутствует орхидея. Поэтому именно тайские мастера предпочитают вырезать из фруктов и овощей разнообразные цветочные композиции. Они используют тонкий и узкий так называемый "тайский" нож в сочетании с резцами разной формы. Китайской технике карвинга, использующей трафареты, выемки и формочки, обучиться легче, но в ней нет той утонченности и изысканности, которой можно достичь с помощью тайской ручной работы ножом и резцами.
Сл. № 11 Тайский нож - тонкое узкое прямое лезвие. Основной инструмент. Благодаря такому ножу можно выполнять самые сложные узоры, включая мелкие детали.
Серповидный нож - тонкое изогнутое лезвие, применяется при вырезании более крупных элементов.
Ложка-нуазетка - хорошая знакомая европейских поваров. При помощи ее делаются шарики, полусферы и диски из фруктов (дынь, арбузов, яблок) и овощей для дальнейшей термообработки (например, из картофеля для обжарки во фритюре).
Треугольные карбовочные ножи различного сечения - для вырезания остроконечных листочков и для создания гравюрных элементов на кожуре плодов.
Овальные карбовочные ножи различного размера - помогут вырезать лепестки и листики округлой формы и прочие орнаменты.
V-образный нож -двойник треугольного карбовочного ножа для выполнения более крупных деталей.
Современный европейский карвинг. Пришедшая в Европу мода на восточную кухню первоначально вызвала интерес к карвингу по овощам и фруктам именно у поваров ресторанов. Резной орнамент способствует ранее необычной, а потому привлекательной сервировке ресторанного стола. Сейчас ни одна кулинарная выставка или продуктовое шоу не обходится без демонстрации украшения столов различными резными композициями из овощей и фруктов. Частично это объяснимо отсутствием в последнее время новых существенных изобретений и идей в кулинарии. В жесткой конкуренции за привлекательность и оригинальность ресторанные повара все чаще используют в своей практике как сомнительные сочетания продуктов, выдаваемые ими за "новое слово" в кулинарии (например, свинина с суфле из лосося и красной икры с ежевичным вареньем и припущенной папайей), так и внешне яркое, броское оформление и украшение блюд.
Домашний карвинг, как один из многих способов украшения стола, может быть успешно использован в оформлении ежедневных и праздничных домашних блюд.
Искусству карвинга легко научиться самостоятельно, чтобы использовать его в своей домашней практике, внося разнообразие во внешний вид блюд. С помощью вполне доступной даже подросткам техники карвинга несложно оригинально украсить многие ежедневные и праздничные блюда, сделать их более аппетитными и визуально привлекательными. Возможны два творческих подхода домашнего кулинара: — или к имеющемуся плоду придумать подходящий для него узор; — или для выбранного рисунка найти нужный плод.
3. Просмотр видео
4.Практическая работа. Сл. № 12-14
а) Показ выполнения резьбы по яблоку:
«Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством» - говорил Пришвин М. М
а) «лебедь»;
б) «цветы»
б) Инструктаж по т/б.
в) Практическая работа учащихся.
Г) Оформление блюда. Придумывание названия.
IV. Итог урока.
Сл. № 15. Я попрошу вас ответить на вопросы, которые вы видите на слайде:
1) Информация, которую вы получили на занятии, стала полезной для вас?
2) Что для вас было новым и интересным?
3) Пригодятся ли полученные знания и навыки в вашей дальнейшей жизни?
4) Что осталось непонятным или хотелось бы дополнить?
5) Дайте оценку уроку и своей работе на уроке.
Заканчивая урок, хочу вам пожелать: «Устраивая «пир на весь мир», позаботьтесь не только о том, чтобы угощение было вкусным, но и красивым. Тогда вы изумите своих гостей»