kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция технологического и художественного образования в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте к уроку технологии в 5 классе "Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно- прикладного искусства" предоставлен материал по выполнению практического задания с использованием элементов квест технологий по созданию эскиза  платков в виде квест-исследования предложенного материала. Используются элементы ролевой игры -  предлагается проблемное задание, требующее творческих подходов, где каждый игрок выполняет отведенные для него задачи. Учащиеся представляют работы групп, делают сравнение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция технологического и художественного образования в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии.»

План-конспект интегрированного урока технологии и ИЗО на тему

«Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

5 класс


Цели:

- знакомство с многообразиемдекоративно-прикладного искусства народов нашей страны;

- создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы над творческим заданием;

- научить работать с источникоми информации;

- развивать творческий потенциал личности, формировать уважительное отношение к своей Родине, людям и результатам их труда.


Учебно-познавательные и воспитательные задачи:

  1. Образовательные:

а) познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства России;

б) прививать навыки презентации подготовленного материала на заданную тему.

2. Развивающие:

а) развивать интеллектуальные качества (познавательные процессы):

самостоятельность и мышление, креативность и умение выделять главное;

б) развивать навыки работы с источниками, совершенствовать умения анализировать и обобщать представленный материал;

в) формировать интерес к творчеству.

3. Воспитательные:

а) воспитание эстетического восприятия;

б) воспитание трудолюбия, ответственности за результаты работы;

в) Умение работать в коллективе, группе;

г) воспитание творческого потенциала личности.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Учащиеся научатся работать над эскизом традиционных и современных платков


Метапредметные (УУД):



Регулятивные

Планирование пути достижения цели

1 уровень -- выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные








Извлечение необходимой информации из учебной презентации, технической литературы. Выработка алгоритма действий. Давать определение понятиям.

1 уровень – выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Коммуникативные

Умение работать в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

2 уровень – совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры; освоение общекультурного наследия России. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Потребность в самовыражении и самореализации.

2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

предметные УУД:

- имеют понятия «цвет», «композиция», «контраст»;

- умеют определять гармоничное сочетание цветов; выполнять эскиз платка с учетом расположения узора на платке, выбора изображений и превращения изображений в узор с учетом цвета и ритма узора;

Познавательные УУД:

- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством педагога.

Методы обеспечения:

приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса :

- по способу организации занятия – словесный, наглядный, практический;

- по уровню деятельности – частично-поисковый;

- по форме организации деятельности -- коллективно-индивидуальный;

- приемы – диалог, работа с профессиональными терминами, работа с учебной презентацией, технологическими картами, практическая работа;

дидактический материал: мультимедийная презентация -- «» , технологические карты «», «»;

техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, инструменты, оборудование, образцы …

Тип урока: комбинированный

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: объяснение, лекция, демонстрация, наглядный метод, объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые.

(Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, учащиеся самостоятельно ее разрешают, преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).

Наглядные пособия и оборудование: мультимедийные средства обучения, наглядный материал, иллюстрации, дополнительная литература,

Выставка работ учеников и местных умельцев ( рушники, скатерти, платки, деревянные изделия, глиняные вазы, корзинки, народные куклы, и т.д.),

презентация, доклады.На плечах учителя – павловопосадский платок.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Приветствие.

- Отметить отсутствующих учащихся.

- Проверка готовности учащихся к уроку.


1.Постановка учебной цели. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 Давайте посмотрим презентацию-загадку. Попробуйте определить, какой вид декоративно- прикладного искусства изображен на картинке. (Просмотр презентации-загадки на тему «Декоративно-прикладное искусство». Демонстрируются изображения, а учащиеся должны отгадать, какой вид декоративно-прикладного искусства показан (программа ИЗО, 5 кл.)).

Предлагается посмотреть на выставку рисунков, выполненных на уроках ИЗО по темам «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве».

– О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

2. Актуализация знаний.

– Как вы понимаете понятие «декор»? (Лат. decoroукрашаю)

Ассоциации со словом «декор» ( мозговой штурм).

– Из уроков изобразительного искусства какие вам известны элементы декора?

– Перед вами представлены изделия с известными вам видами росписи. Назовите их?

Постановка цели: – Что же мы должны узнать на уроке?

3. Сообщение темы урока.

- Назвать тему урока и обратиться к обучающимся для формулировки цели урока.

- Записать в тетрадях тему.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Информационный блок.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 ( Декоративно-прикладное искусство России, Крыма)

Декоративно-прикладное искусство- не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека.


На уроках технологии важно не только освоить основы мастерства, но и творчески соединить при изготовлении изделия технологические знания и знания, полученные на уроках изобразительного искусства.

Одним из наиболее выразительных средств создания образа в декоративно-прикладном искусстве является контраст светлого и темного. Все эффекты контрастов относительны. Линия кажется длиннее или короче при сравнении ее с другой более короткой или более длинной линией. В декоративной композиции большая темная форма кажется еще значительнее, если она контрастирует с маленькой светлой формой. Серый тон может казаться то светлым, то темным в зависимости от того, с чем его сравнивать -- с более светлым или более темным фоном.

Контрастные сопоставления можно наблюдать не только как светлое и темное, но и как большое и маленькое, длинное и короткое, широкое и узкое, прямое и изогнутое, горизонтальное и вертикальное, гладкое и шершавое. Контрасты черного и белого, большого и маленького, теплого и холодного – самые яркие примеры контрастов.

Цветовое решение изделия также имеет очень важное значение для его восприятия. Контрастные по цвету сочетания получаются при произвольном сопоставлении чистых цветов: красного, желтого, синего.

Физкультминутка .

В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сомкнуть руки над головой).
Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ №3 (Основы композиции и восприятия цвета)

Работа в группах (по парам)

Учащимся предлагаются рисунки эскизов носовых платков ( в каждой группе разные эскизы).

Задание. Оформить эскиз в цвете с использованием двух или трех цветов (по цветовому кругу).



Задание. Предлагается сравнить работы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 (Создание платков)

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА « Работа над эскизом орнамента для платка».

Работа в группах с использованием элементов квест технологий

Задание. Исследуя материал, создать элементы узора платка.

1 группа. Павловопосадский платок.

2 группа. Ивановский платок.

3 группа. Бандана.

Таблица распределения работ

(заполнить старшему группы)


Инструкционная карта №1


Действия, обязанности

Результат. Ответственные

Оценка

Время. Материал

1.

Выбрать эксперта (старшего группы) – организует работу в группах, дисциплину. Распределяет карточки. Инстр. карта №1

1. _______________


1 мин.

2.

Определить задание

Название платка:



__________________


2 мин.

3.

Эксперту распределить обязанности

Заполнить фамилии


2-3 мин

4.

Художник (рисовальщик) создает эскиз платка. Карточка №2

2.



15 мин. Заготовки элементов, цветные карандаши

5.

Мастера по эскизу «набивают» узор – выполняют аппликацию. Карточка №3

3.________________ 4.________________


15 мин. Цветные детали узора, клей, бумажная основа

6.

Искусствовед работает с информацией и представляет работу художника и мастеров. Карточка №4

5.________________


7.

Эксперту оценить работу товарищей. Инстр.карта №1







Карточка №2

Задание для художника (рисовальщика)


Название платка: павловопосадский

Задание. Выбрать образец схемы павловопосадского платка, создать эскиз платка


Признаки платка

Расположение узора

1. Построение узора

в углах: крупные, броские цветы


по кайме: средние цветы


в центре: мелкие цветочки

2. Цветовое решение


пестрая гамма



Карточка №2

Задание для художника (рисовальщика)


Название платка: ивановский

Задание. Выбрать образец схемы ивановского платка, создать эскиз платка


Признаки платка

Расположение узора

1. Построение узора

в углах и по кайме: чередование крупных и средних цветов


в центре: мелкий горох или цветочки

2. Цветовое решение


однотонная и пестрая гамма


Карточка №2

Задание для художника (рисовальщика)


Название платка: бандана

Задание. Выбрать образец схемы банданы, создать эскиз платка


Признаки платка

Расположение узора

1. Построение узора

в углах и по кайме: мелкий узор


в центре: крупный цветочный мотив

2. Цветовое решение


расцветка яркая




Карточка №3

Задание для мастеров:

Выбрать образец схемы ______________платка, создать совместно с выбором варианта эскиза художника модель платка


Этапы выполнения задания

Кто выполняет

1. Нанести место расположения элементов узора.

Мастер совместно с художником

2. Приклеить элементы узора.

Мастер


Карточка №4

Задание для искусствоведа


Название платка: ____________________


1.Ознакомиться с информацией, заполнить таблицу


Признаки платка

Ответ

1. Основной вид ткани



2. Главные символы узора



3. Построение узора:

в углах:


по кайме:


в центре:

4. Цветовое решение.



2. Представить особенность платка – работу группы



Материал для исследования.

Павловопосадские платки

Яркие и легкие, женственные павловопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово. На ней производились шерстяные и шелковые платки с набивным рисунком, очень популярным в то время.

В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды садовых и полевых цветов. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги.  Георгины – второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. 

Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)?

Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы. Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов. В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора. Ребята, обратите внимание на характер узора. Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется? (Из растительных элементов). Найдите платки с геометрическим узором.

Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме или в холодной цветовой гамме, а может и контрастными цветами). Пестрая гамма (более 20 цветов ) используется при создании павловопосадских платков.

Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.















Ивановские платки

Истоки ОРНАМЕНТации ивановских ситцев лежат в глубокой древности и обусловлены всем ходом развития мировой и в частности, русской народной культуры. Все, что окружало мастера-набойщика - природная и предметная среда служило темой для узора будущей ткани.

К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: "лапки", "елочки", "горох", "цветы", "рубчики", "глаза". Самым популярным для ситцевых платков является растительный рисунок — цветной мотив – мотив полевых цветов , он отражает красоту местных полей и луговю. Встречаются и заморские орнаменты с изображением "огурцов".

Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)?

По кайме и углам симметрично размещают одинаковый узор с букетами крупных и средних цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелким горохом или цветочками.

Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. Используются многослойные цветные и одноцветные рисунки на белом, красном и синем фонах. Платок носили, не завязывая, чтобы не прятать рисунок. Сейчас ситцевые платки можно найти как в отрезах, так и готовыми.














Бандана



Бандана – это головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. В переводе с испанского «banda» означает «повязывать», потому иногда считается что название головного убора происходит именно от этого слова. Но в санскрите также есть слово «bandhana», что означает «связывающий».

Говорят, что первыми бандану начали носить индийские рабочие еще в средневековье, используя ее для защиты от солнца во время работы. Изготавливали ее тогда из шелка с яркой расцветкой.

Испанские пастухи, а позже и американские ковбои также использовали бандану при повседневной работе. Изготавливалась бандана в те времена из хлопка.

Узоры используют различные: от цветочных до абстрактных.

Расцветка яркая.

С цветочным узором крупный мотив располагается в центре, а мелкий в углах и по кайме.



Вот такой он платок – модный, удобный, красивый, может быть забавный и , уж точно оригинальный!

















Задание группам. Предлагается сравнить расположение основных элементов в разных платках.

Физкультминутка 2 во время выполнения практической работы.

В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сомкнуть руки над головой).
Золотой расцвёл цветок.
(Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок.
(Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует.
(Руки к плечам, кружатся).

IV. РЕФЛЕКСИЯ.

Вопросы учащимся:

1. Поставленная цель достигнута?

2.Что нового вы сегодня узнали на уроке?

3. Что понравилось в сегодняшнем уроке?

4. Где вы сможете применить эти знания и умения?


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. В Интернете подобрать информацию как можно носить современный платок.

2. Подобрать дополнительную информацию о декоративно-прикладном искусстве Крыма.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шарапата Ирина Григорьевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Интеграция технологического и художественного образования в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии и ИЗО."
    ["seo_title"] => string(158) "intieghratsiia-tiekhnologhichieskogho-i-khudozhiestviennogho-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii-i-izo"
    ["file_id"] => string(6) "279197"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453206789"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая культура педагога как фактор эффективности качества результата образования "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-kul-tura-piedaghogha-kak-faktor-effiektivnosti-kachiestva-riezul-tata-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "150404"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420474523"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по технологии УМК "Гармония " 1 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-umk-garmoniia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443970944"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "технология "
    ["seo_title"] => string(14) "tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "188906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426771989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства