«Глобальные проблемы современности».
Аннотация:
Глобальные проблемы — это проблемы, которые:
касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев;
приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.
Данный урок показывает причины и следствия возникновения проблем на планете. является заключительным в теме "Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества" Занятие состоит из двух частей - информативной и практической. Данный материал будет полезен также учителям экологии, географии, химии и др.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: интегрированный урок.
Цель урока: доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.
Задачи урока:
Образовательные:
Углубить знания о глобальных экологических проблемах современности;
Актуализировать ранее полученные навыки компьютерного анализа к исследованию экологических проблем;
Повторить и обобщить знания учащихся по технологии, информатике, и экологии.
Развивающие:
- продолжить развитие умений работы с различными видами и источниками информации;
- развивать умение работать со схемами, рисунками, энциклопедиями, справочниками, компьютером, мультимедийным проектором;
- умения применять знания экологической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента.
- развивать умение сравнивать (работая с различными источниками информации);
- умение анализировать практическую деятельность, выдвигая гипотезу на основе мысленного эксперимента;
- умения обобщать и устанавливать закономерности;
- развивать формально-логическое, диалектическое мышление.
Воспитательные:
Повысить восприимчивость учащихся к проблемам окружающего мира;
Воспитать чувство ответственности за происходящее на Земле;
Формировать активную гражданскую позицию по защите окружающей среды родного края.
Образовательная технология: проектная; обучение в сотрудничестве.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый, репродуктивный.
Средства обучения: - компьютеры, мультимедийный проектор, Интернет, глобус;
- электронное учебное пособие «Экология. 10-11 классы». Под редакцией А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова. Издательство «Дрофа», 2004.
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль.
Прогнозируемый результат: у школьников в ходе урока должна сформироваться убежденность в том, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.
Подготовительный этап:
Распределение учащихся на группы, выбор темы для создания презентации
Темы:
Экологические проблемы атмосферы
Экологические проблемы гидросферы
Опустынивание и состояние почв
Энергетическая проблема
2. Консультации учащихся в выборе источников по подготовке проектов
План работы над проектами.
Цель работы.
Суть проблемы.
Причины возникновения проблемы.
Экологическая ситуация по данной проблеме в.
Прогноз развития проблемы.
Возможные пути решения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Любая цивилизация, древнеримская, древнегреческая и пр. возникает, развивается вперёд и вверх, достигает стадии зрелости, достигает стадии расцвета и потом происходит перезрелость, деградация, распад. (В истории с древнейших времён до настоящего времени насчитывается примерно 20 крупнейших цивилизаций).
Если прежде все цивилизации были локальными, то теперь цивилизация глобальная, как и возникающие при этом проблемы.
2. Просмотр видеосюжета "Хроники планеты Земля"
3. Учитель: Каковы ваши впечатления? Какие эмоции вызвал у вас этот сюжет? Как вы думаете, почему такая изученная проблема, как охрана окружающей среды, поднимаемая в школьной программе неоднократно и в курсах различных предметов, вынесена на обсуждение ещё раз уже в конце вашего школьного пути?
Учащиеся высказывают свое мнение и коллективно формулируют цель и задачи урока.
Показать, что экологические проблемы человечества являются следствием его экономической деятельности;
Доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.
4. Учитель: А теперь познакомьтесь с планом нашей с вами работы. Первая часть урока, будет отведена для защиты ваших проектов. Установим регламент - до 5 минут на одно выступление. По окончании выступления, представители других групп, а также присутствующие, могут задавать вопросы. И в заключительной части урока - подведем итоги в ходе обсуждения возможных альтернатив экономического развития государства.
5. Защита проектов учащимися, обсуждение, ответы на вопросы. (демонстрация проектов).
6. Учитель: Надо отметить, что предложенные проблемы экологии были рассмотрены достаточно подробно. Существует множество и других экологических проблем, которые мы в курсе технологии рассматривать не будем. И каждый из нас может внести свой вклад в решение экологических проблем. Начиная от выполнения элементарного требования "Не надо мусорить!"
А теперь мы подведем итоги по вашим проектам и обобщим предложенные пути решения:
Пути решения: загрязнение атмосферы – результат выбросов загрязняющих веществ из различных источников. Установившееся содержание загрязнений в воздухе (выбросы) определяет степень разрушающего воздействия на данный регион.
Пути решения: создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.
Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.
Пути решения: экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
Использование ресурсов Мирового океана — на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.
Пути решения: всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики;
7. Оценивание работы учащихся.
8. Учитель: Ну и напоследок, мы предлагаем вам улыбнуться. Весь урок мы с вами обсуждали серьезные экологические проблемы. Но умение бережно относиться к природе пришло к нам не в школе, и даже не в детском саду. Об этом нам впервые говорят родители.
Методическая литература:
Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень: 10-11классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под редакцией симоненко Д.В. – М.: Вентана –Граф, 2011.
2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10 – 11 классы М.: Дрофа, 2005.
3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 – 11 класс. М.:Дрофа, 1999 -2004.
4. М.В. Высоцкая Элективные курсы. Экология. 9 класс, Волгоград: «Учитель», 2007
Интернет-ресурсы:
http://www.ecsocman.edu.ru
http://www.eeg.ru
http://www.vesti.ru/doc.html?id=316359
http://earth.yzoz.com/
http://www.dvinaland.ru/
http://www.arkheco.ru/resource/forest/?314