Тема: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Цель урока: создать условия для усвоения материала учащимися о глобальных проблемах современной человеческой цивилизации на различных исторических этапах.
Развивающая – Размышление о глобальных проблемах современной цивилизации.
Образовательная – способствовать усвоению знаний учащимися о глобальных проблемах современной цивилизации,изучить её социо-культурные особенности, мировоззрение кочевников в системе ценностей и идей в жизни общества, а также цивилизациооном подходе к истории
Воспитательная – воспитывать цивилизационное сознание. Воспитывать уважительное отношение к обществу, в котором мы живем, или представителями, которого мы являемся.
Тип урока: Объяснение нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ »
Класс Дата_____________
Тема:ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Цель урока:создать условия для усвоения материала учащимися о глобальных проблемах современной человеческой цивилизации на различных исторических этапах.
Развивающая – Размышление о глобальных проблемах современной цивилизации.
Образовательная – способствовать усвоению знаний учащимися о глобальных проблемах современной цивилизации,изучить её социо-культурные особенности, мировоззрение кочевников в системе ценностей и идей в жизни общества, а также цивилизациооном подходе к истории
Воспитательная – воспитывать цивилизационное сознание. Воспитывать уважительное отношение к обществу, в котором мы живем, или представителями, которого мы являемся.
Тип урока: Объяснение нового материала
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Проверка домашнего задания. Устный фронтальный опрос. Заполнение таблицы у доски
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Глобальные проблемы современности. Глобальными проблемами принято называть комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или группы стран. Главными из тринадцати глобальных проблем, определенных и официально опубликованных Организацией Объединенных Наций, являются следующие:
— предотвращение угрозы мировой ядерной войны и создание условий для развития международных отношений на мирной основе;
— социальное развитие и экономический рост в мире;
— ликвидация на Земле наиболее вопиющих проявлений социальной несправедливости — голода и нищеты;
— приостановка экологических кризисов и ликвидация их последствий, рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
— выработка и осуществление активной демографической политики;
— развитие международного сотрудничества в области научных исследований по использованию достижений научно-технического прогресса, проблемы образования, здравоохранения;
— искоренение причин столкновений в сфере межнациональных отношений;
— стирание грани между высокоразвитыми и отсталыми странами в экономическом отношении.
Вместе с тем за последние десятилетия во всемирном масштабе выдвигаются и другие проблемы, например: охрана здоровья людей, преграда распространению наркотиков, возрождение культурно-нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.
За мир в общем доме. Некоторые исследователи утверждают о наличии в мире более 5 тыс. языков.Гораздо труднее определить, какая часть из них принадлежит суверенным нациям, создавшим национальное государство. Если учесть все народы, имеющие свои национальные государства, автономии, национальные образования или входящие в федерации, а также тех, которые не имеют своей государственности, но относят себя к одному из этносов-обществ, — получим всего около трехсот. Вопросы межнациональных отношений являются весьма деликатными и сложными. Они могут сближать или разобщать целые народы и этногруппы. Быть войне или миру — все это в большинстве случаев зависит от решения межнациональных вопросов.
Большинство разрушительных тенденций связано с межнациональными столкновениями. В Африке произошли межнациональные войны. В Руанде на этой почве погибли сотни тысяч людей. Столкновения в межнациональной сфере присущи и высокоразвитым странам со стабильной демократией. Это фламандский вопрос в Бельгии, проблемы Ольстера в Великобритании, Корсики во Франции, баскская в Испании, квебекская в Канаде и др. Горький опыт столкновений и межнациональных войн показывает, что возможности международного сообщества в решении этих вопросов ограничены, отсутствуют универсальные методы развязки этих конфликтов.
Проблемы войны и мира. Общеизвестно, что война есть решение международных и межгосударственных вопросов иными, насильственными способами.
Гуманисты-мыслители всех времен и народов клеймили позором и проклинали войны, вселяющие в людей дух насилия и захватническую психологию; приносящие разрушение и смерть. Естественно, предпринимаются шаги к предотвращению кровопролитий. Однако человечество еще не научилось жить в мире и спокойствии. XX в. вошел в историю как эпоха двух мировых войн с участием десятков государств, сотней миллионов людей. На стыке веков в военных арсеналах стран, обладающих атомным оружием, находились различные виды этого оружия. Не прекращаются испытания военной техники. Ежегодно на вооружение тратятся триллионы долларов, хотя применение только 5% ядерного оружия, находящегося в арсеналах великих держав, приведет к невосполнимой экологической катастрофе на Земле. По оценкам ученых и политических деятелей, если бы разразилась третья мировая война, она стала бы трагическим концом человеческой цивилизации.
Гонкой вооружений принято считать увеличение арсенала оружия и военной техники и их дальнейшее совершенствование, основанное на милитаризации экономики и широком применении достижений НТП в военных целях.
Во второй половине 80-х годов XX в. в мировой политике произошли большие перемены. Они были связаны с начавшимися в бывшем Советском Союзе радикальными реформами. Новое его руководство, выдвигая идеи демократизации и гуманизации общественной жизни и принципы гласности, перешло к новому политическому мышлению в ведении внешней политики и разрядке напряженности. Две великие державы — СССР и США — путем переговоров достигли договоренности об уничтожении ракет среднего и дальнего радиуса действия, что открыло путь к сокращению на 50% тяжелых стратегических вооружений.
В 1998 г. Индия и Пакистан, позднее, в 2006 г. КНДР провели ядерные испытания, тем самым войдя в число ядерных держав. Страны мира на это реагировали с опаской и беспокойством, потому что эти акты противоречили духу договоренностей о нераспространении ядерного оружия, которые были достигнуты ранее.
Проблемы "Север" — "Юг". Как всем известно, разложение мировой колониальной системы берет начало со второй половины 40-х годов XX в. Постколониальное строительство в 50—60-х годах XX в. вселило оптимизм в отношении развития молодых независимых стран. Тогда ожидалось, что эти государства станут на путь быстрого экономического и социального прогресса. В действительности, до 70-х годов страны "третьего мира" развивались сравнительно быстро. По темпам развития так называемые "новые индустриальные" и экспортирующие нефть страны опережали других. Однако позднее ситуация изменилась, долги стран "третьего мира" перед Западом достигли триллионов долларов. Разрыв между развитыми и развивающимися странами стал быстро увеличиваться.
В 1960 г. по объему произведенного совокупного продукта на душу населения разрыв между этими странами составил 26:1, а к концу века — 40:1. Это явление имеет несколько причин. И самая главная из них — во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки установились авторитарные режимы, что не давало возможности обеспечить стабильное развитие и полноценное использование природного и трудового потенциала. Коррумпированная власть отдавала богатые месторождения иностранцам за бесценок, позволяя себе роскошную жизнь, не заботясь о судьбе народа и не развивая экономику. Таким образом, голод, нищета и социальные болезни оказываются постоянными спутниками значительной части населения Востока.
Вышеназванные проблемы, по мнению ученых, не относятся к разряду неразрешимых. Люди могли бы найти способ решения любого вопроса, если разумно использовали и направили бы на благие намерения имеющиеся материальные и интеллектуальные ресурсы. Например, богатые страны имеют возможность выделять значительные кредиты на модернизацию экономики отсталых стран. Однако эти средства ими используются не по назначению. Авторитарные режимы, овладев оружием, пытаются напугать им соседние страны, не думая об установлении порядка в своей стране. Вследствие чего во многих странах Востока наблюдаются застойные явления или тенденции отката назад.
Закрепление. Устный фронтальный опрос. 1. Как вы думаете, в чем смысл моратория на атомное оружие? 2. Какова причина происхождения вышеназванных глобальных проблем? Виноват ли в этом НТП? Должно ли человечество отказаться в таком случае от НТП? 3. Какой из путей является самым эффективным в решении межнациональных вопросов? Подтвердите свои ответы конкретными примерами из истории. 4. Что мы называем новым политическим мышлением"} С чем можно
связать его появление? 5.Изучите принципы мирного сосуществования. С чем вы согласны?
Домашнее задание. Прочитать параграф, ответить на вопросы, устно. На основании исторических периодов развития государственности подготовить дополнительный материал о глобальных проблемах современных цивилизаций.
Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что интересного было на уроке?