Урок обществознания "Глобальные проблемы современности"
Урок обществознания "Глобальные проблемы современности"
Урок разработан в соответствии с единой линией учебной литературы под редакцией Г.А.Бордовского.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
Сформировать общее представление о глобальных проблемах современной цивилизации, взаимосвязи и взаимодействия современного мира.
уметь приводить примеры глобальных проблем современности
Показать каким образом эти проблемы отражаются на жизни современного мирового сообщества, в том числе и России.
Продолжить формировать умения выделять проблему, ставить вопросы, работать с публикациями прессы, вести диалоги, грамотно отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать чувство гражданской ответственности за судьбу человечества.
Данные цели достигаются групповой работой учащихся с учебником и раздаточным материалом. В конце урока - рефлексия, где можно провести небольшой тест.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Глобальные проблемы современности" »
Тема урока: "Глобальные проблемы современности"
«Прогресс имеет один недостаток:
Время от времени он взрывается»
Элиас Канетти,
австрийский писатель
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
Сформировать общее представление о глобальных проблемах современной цивилизации, взаимосвязи и взаимодействия современного мира.
уметь приводить примеры глобальных проблем современности
Показать каким образом эти проблемы отражаются на жизни современного мирового сообщества, в том числе и России.
Продолжить формировать умения выделять проблему, ставить вопросы, работать с публикациями прессы, вести диалоги, грамотно отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать чувство гражданской ответственности за судьбу человечества.
Методы и формы обучения: проблемно-поисковый метод, групповая
Основные понятия: Глобальные проблемы, демографические проблемы, ресурсный голод, техногенная катастрофа, оружие массового уничтожения, терроризм
Планируемые результаты:
Предметные - Сформировать общее представление о глобальных проблемах современной цивилизации,
Метапредметные - формировать умения выделять проблему, ставить вопросы, работать с публикациями прессы, вести диалоги, грамотно отстаивать свою точку зрения.
Личностные - воспитывать чувство гражданской ответственности за судьбу человечества.
Содержание урока:
Этап
Деятельность учителя
Форма достижения
1.Организационный этап
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
2.Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Продолжение учебной игры, где класс является представителями внеземной цивилизации. Происходит изучение Земли: история, духовная жизнь (религия).
цели учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
3.Актуализация знаний
Цель:Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .
Изобретения и открытия человечества. Всегда ли использовались во благо?
SOS! Global problem! – на экране монитора.
фр.global – всеобщий, от лат. Globus – мир.
исследовательская деятельность
4) Первичное усвоение новых знаний.
Вплоть до середины XX века в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” как всеобщие проблемы мировой цивилизации
Вопросы учащимся.
- Почему вплоть до середины ХХ века в развитии человечества не существовало глобальных проблем?
- Что породило глобальные проблемы?
Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов.
С развитием орудий труда человек все более усиливал свое “давление” на природу. Так, в некогда лесистом Московском крае во времена Ивана Грозного лесов было меньше, чем сейчас – из-за применения с древности подсечно-огневого земледелия.
Промышленный переворот XVIII-XIX веков, межгосударственные противоречия, НТР середины ХХ века, интеграция усугубила ситуацию. Проблемы нарастали как снежный ком по мере продвижения человечества по пути прогресса. Вторая мировая война положила начало превращению локальных проблем в глобальные.
В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьирует от 8 – 10 до 40 – 45.
Чем это можно объяснить?
Объяснить это можно тем, что наряду с главными, приоритетными существует ещё целый ряд более частных, но так же очень важных проблем.
Остановимся на проблемах, которые в конце XX века выдвинулись на первый план.
В классе возникло несколько творческих групп.
Быстрый рост численности населения Земли
Сокращение и дефицит природных ресурсов
Экологические проблемы
Международная безопасность. Войны
Международная безопасность. Терроризм
Проблема бедности
Кризис духовности и нравственности
Ответы на вопросы
исследовательская деятельность
5) Первичная проверка понимания
Чтение каждой командой предложенного материала
дифференцированное задание
6) Первичное закрепление.
Выполнение задания
Ответы на вопросы
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
П.26, в.5 в р.т. или СМИ по своей проблеме
8.Рефлексия
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
"Глобальные проблемы современности"
1. Глобальные проблемы - это ... 1) комплекс проблем, связанных с существованием оружия массового уничтожение; 2) комплекс проблем научно-технического развития; 3) проблемы, решение которых требует объединения усилий всех государств мира.
2. Глобальные проблемы возникли:
В Средние века.
С зарождением капитализма.
В древности.
Во второй половине ХХ в.
3. В настоящее время на Земле происходит систематическое увеличение площади пустынь, сокращение площади лесов (“легких планеты”), увеличение количества углекислого газа и уменьшение количества кислорода, изменение климата, вызванное глобальным потеплением и парниковым эффектом. Это конкретные проявления глобальных проблем
1) сырьевых и энергетических ресурсов
2) демографических
3) установления справедливого международного экономического порядка
4) экологических
4. Выберите верное суждение. Глобальные проблемы порождены деятельностью:
Только развитых стран.
Всего человечества в целом.
Только развивающихся стран.
Только европейских стран.
5. Демографическая проблема порождена:
Гонкой вооружений.
Быстрым и неконтролируемым ростом населения в развивающихся странах.