Готовые образцы изделий, гербарий растений, цветов.
Диск с презентацией для урока
Оборудование урока:
Для учителя: образцы рисунков, панно из природных материалов;
Для учащихся: образцы природных материалов, лист цветного полукартона, клей ПВА, кисть для клея, ножницы, подкладной лист, тряпочка для рук.
До начала урока формируются группы детей по желанию, или каким-либо другим способом не более 4-х человек. На столах лежат технологические карты, и все материалы, необходимые для работы.
Ход урока
Организационный момент
Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”
. (Л.Толстой)
Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, дарят нам ощущение праздника. И дома и на роботе весной и в лютый холод - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы
Они заходят к нам в рассветный час
В закатный час они заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставаний.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье
Когда пред нею склоняются цветы,
Посредники живого пониманья
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище!
Давайте мысленно пройдемся по нашему цветнику, И “Здравствуй!” скажем, каждому цветку. И над цветами наклонимся не для того, чтобы сорвать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать
Теоретическая часть:
Сообщение познавательных сведений. Учащиеся зачитывают карточки и делятся на группы (карточки цветные )
Флористика – это искусство создания произведений из природных материалов. Жизнь у листьев деревьев, цветов и кустарников короткая, и с приходом осени они опадают и умирают. Но в руках флориста они могут продолжить свое существование в виде удивительных творений рук человеческих.
Наиболее известный стиль в флористики – это икебана и английский сад
Слово «икебана» по-японски означает «композиция из живого материала в воде». Это древнее японское искусство составления композиций из цветов...
Фитодиза́йн (от др.-греч. φυτόν — растение и англ.design — проектировать, конструировать) — целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайнинтерьераофиса и оформление других помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении. Фитодизайном также называют практику создания растительных композиций для оформления интерьеров, практику озеленения помещений, и создание зимних садов.
Около 500 лет назад жителями Японии были выведена формула красоты «Син,соэ,хикаэ» («Небо, человек, земля») – это схема любой композиции
Панно - плоское или объёмное изображение для украшения стен.
Цветочный батл
Многообразиецветков Команды по очереди называют красивоцветущие растения. Команда назвавшая больше растений – побеждает.
Музыкальный конкурс.Каждая команда по очереди исполняют строчки из песен, в которых упоминаются какие либо цветы. Побеждает команда, исполнившая большее количество песен.
Учитель: - Рассмотрите образцы панно с изображениями из природных материалов. Почему для изображения разных обитателей природы использованы разные материалы?
Учащиеся:Каждый из этих материалов разный по формам и фактуре.
Учитель: Работать сегодня вы будете коллективно, поэтому столы стоят вместе, а вам необходимо занять положение вокруг них так, чтобы каждому было удобно работать. А задание будет таким: внимательно рассмотрите весь набор природного материала и составьте композицию
Наша с вами задача на сегодняшний урок, разработать эскиз панно, выполнить его, придумать название и в конце урока защитить свою работу. Не обязательно использовать все засушенные растения из набора, кое-что можно оставить без применения.
Основные правила составления композиции:
Самые крупные цветы и листья располагают внизу или в центре композиции, самые мелкие – в верху, основной фон должен подчеркивать красоту природных материалов, а не затмевать их.
Учитель: Перед тем как начать клеить, давайте вспомним правила работы с клеем.
Учащиеся: Наносить клей аккуратно, тонким слоем на подкладном листе. Во время работы руками не трогать лицо и глаза. Излишки клея промакивать салфеткой. После работы клей плотно закрыть и вымыть руки или протереть влажной салфеткой.
Учитель: Правильно, приступайте к работе.
Практическая часть:
Учащиеся приступают к работе. Они сами распределяют обязанности в группе, разрабатывают эскиз панно, выбирают основной фон, подбирают необходимые материалы, обсуждают название и продумывают защиту изделия.
Роль учителя: осуществление постоянного контроля за деятельностью учащихся, вовлечение их в самостоятельную творческую деятельность. Оказание консультативной помощи в случае затруднения в работе.
Итог урока.
Творческий конкурс
Учитель: . В картинках из цветов мы ценим подлинность, естественность и красоту. Оставаясь частью природы, цветок становится выразителем чувств человека. Давайте прикрепим композицию на доску и посмотрим на неё уже как зрители. Учащиеся демонстрируют готовые работы и защищают их
Вам нравиться? Ответьте на вопрос: «Чем вам нравиться эта композиция? Соответствует ли содержание композиции её названию?»
Обсуждение работы.
Учитель: Какие возможности предоставляет природа человеку художнику для воплощения своего замысла?
Ответы учащихся.
Учитель: Спасибо за работу на уроке. Можете убрать свои рабочие места. До свидания. Урок окончен.
Выставляются оценки с комментированием. Дежурные производят уборку кабинета.
Домашнее задание: оформить в рамки и "паспарту".
Технологическая карта.
изготовить основу (картонная коробка или готовая рамка)
выполнить основной фон из цветной бумаги или покрасить краской.
нанести рисунок на основу тонкими линиями.
рассортировать природные материалы, приложить их на основной рисунок и рассмотреть полученную композицию.
аккуратно, кисточкой наносить клей на материалы и приклеивать их на основу, остатки выступившего клея промокнуть салфеткой.
придумать название работе и защиту.
Основные требования к выполненному изделию:панно должно выглядеть опрятно, художественно, аккуратно, без подтеков клея, цветы и листья должны быть целыми, не мятыми.
В защите работы должны быть:
Название, обоснование выбранной темы, применение, самооценка, новые знания и умения, приобретенные на данном уроке
· Постановка задачи урока учащимся. Перед вами на столе набор необходимых для работы материалов и инструментов. В нем содержится растительный материал, три листа бумаги для фона на выбор, рамки, клей, пинцет. Рассмотрите содержимое набора. Цель нашей работы – к концу урока составить и закрепить на фоне коллаж, подобрать к нему название. Не обязательно использовать все засушенные растения из набора, кое-что можно оставить без применения.
· Самостоятельная работа учащихся по выполнению задания:
- Выбор фона
- Отбор растительного материала
- Составление композиции
- Подклеивание композиции к основе
- Оформление в рамку
- Маркировка изделия.
Индивидуальная помощь учителя учащимся в ходе работы.
Подведение итогов: оценка выполненой работы, обзор и обсуждение работ учащихся по композиции и колористике, определение стиля коллажа.