Просмотр содержимого документа
«Флористика в школе. Как провести занятие?»
Автух В.В., педагог дополнительного образования
Флористика в школе. Занятие «Флористический презент».
Флористика (от лат. flora), или Флористический дизайн (англ. Floral design) — разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
Так, на занятиях в 3-4-х классах проводится занятие «Флористический презент», на котором используется такой декоративный материал для флористики, творчества, как хворост, веточки.
Получившуюся вязанку из веточек обучающиеся декорируют по своему вкусу. Вот некоторые из работ:
Но следует отметить, что при широком выборе материала, цвета и структуре материалов, на занятиях по флористике обучающиеся руководствуются основными принципами правильно составленной композиции:
1. Замысел, конструкция - основной план аранжировки, на основе которого она создается. Конструкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину.
2. Пропорция - это соотношение размера растений и сосуда, пропорция между цветами, листьями, соотношение размера готовой композиции и помещения. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений.
3. Фокусная точка - центр внимания композиции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мелких цветов, расположенных у краев вазы. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.
4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.
5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или внизу аранжировки создают впечатление уравновешенности.
6. Гармония - это эстетическое качество композиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.
7.Цвет - один из основных элементов правильно составленной композиции. Поможет здесь цветовой круг, в котором располагаются оттенки спектра солнечного луча, пропущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Теплые цвета оживляют композицию. Чистые цвета этой части спектра очень эффектны и отвлекают внимание от холодных цветов. Важное свойство теплых цветов – зрительно приближать окрашенные в них цветы.
В целом, трудно переоценить воспитательное значение флористики, особенно для детей. К слову, в Японии аранжировка цветов - обязательный предмет в школьной программе. Японцы утверждают, что у человека, который занимается этим видом декоративного искусства, формируется "цветочное сердце", и это бесспорно: цветы своей красотой и нежностью, тонким ароматом благотворно действуют на психику человека, делая его терпимее, добрее. Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства - прежде всего изобразительного, декоративно-прикладного.
Список использованной литературы:
Бакалова, Н. Ф. "Природы милое творенье..." / Н.Ф. Бакалова // Искусство. - 2006. - №1.- Прилож.) - С.3-30.
Волшебный мир цветов / Сост. Рукавчук Л. Н. -СПб. : МиМ-Экспресс, 1997.
Задворная Т. А. Аранжировка цветов [Текст] / Т. А. Задворная. - М.: Искусство, 1994.
Лун Г. Гэри Лун: Букет-возможность выразить свои чувства / Г. Лун // Ландшафтный дизайн. - 2000. -№4.-С. 84-85.
Стецюк, В. Г. Картины из сухих цветов: Составление композиции из засушенных растений /В. Г. Стецюк. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.
Хессайон Д. Г. Все об аранжировке цветов / Д. Г. Хессайон ; Пер. с англ. Романовой О. И.; Ред. и науч.консультант Суханова Н. П. - М. : Кладезь, 1997.
Штробель-Шульце Р. Флористика: Букеты с композициями из засушенных цветов / Р. Штробель-Шульце; Burda. - М. : Внешсигма, 1997.