Тема урока «Блюда из вареных овощей»
(приготовление винегрета)
5 класс
Хардыкова И.В.. учитель технологии МАОУ СОШ № 43 г. Калининграда
Цели: ознакомить учащихся с технологией приготовления блюд из варёных овощей; сформировать навыки по приготовлению и оформлению блюд из варёных овощей.
Воспитательная задача. Воспитывать бережное отношение к продуктам, аккуратность и опрятность в работе.
Развивающая задача. Развить творческую деятельность учащихся, активность и способность работать в группах.
Форма проведения: беседа, выступления учащихся, практическая работа.
Оборудование: компьютерные презентации, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь, набор посуды, инструментов и приспособлений, набор продуктов для приготовления винегрета, инструкционные карты.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, отметка отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
2. Повторение пройденного материала.
Устный опрос.
Для чего нужны овощи в питании человека?
На какие группы классифицируют овощи?
Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов.
Перечислите последовательность первичной обработки овощей.
Перечислите способы нарезки овощей.
Какие виды тепловой обработки вы знаете?
Расскажите правила тепловой обработки овощей.
3. Изучение нового материала.
Как называется салат из варёных овощей с обязательным присутствием свёклы? (Винегрет)
Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет.
По вертикали: 2.Вырос на грядке, Характер мой гадкий: Куда не приду, Всех до слёз доведу. (Лук.) 4. Что легче воды? (Масло.) 6. Что родится из воды, а воды боится? (Соль.) | По горизонтали: 1.Над землёй трава, Под землёй алая голова. (Свёкла.) 3.Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи, Нам зелёный хвост не нужен. (Морковь.) 5.Лето целое старалась, Одевалась, одевалась, А как осень подошла, Нам одёжки отдала, Сотню одёжек, Сложили в бочонок. (Капуста.) 7.Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.) |
Кроссворд.
Сейчас, я познакомлю вас с технологией приготовления блюд из варёных овощей:
Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, очистка).
Тепловая обработка овощей (варка, жарка, тушение, запекание).
После тепловой обработке продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании тёплые овощи теряют форму и, кроме того, соединение их с холодными вызывает быструю порчу приготовленных блюд.
Салаты заправляют перед подачей. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись.
Оформление и подача.
Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Требования к качеству и оформлению готовых блюд следующие:
1. Варёные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Если это котлеты, то они должны быть овальной формы с равномерно поджаренной поверхностью.
2. Вкус варёных овощей должен соответствовать вкусу, соответственному этому овощу. Для овощного рагу - слегка острый, для морковных котлет - сладкий, специфичный для моркови.
3. Цвет и запах блюд - свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.
4. Оформление блюд должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения (из пластмассы и т.п.).
5. Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрелись и не потеряли внешний вид.
Красиво оформленное блюдо - важный элемент современного ежедневного и праздничного стола. Украшения преображают даже привычные блюда, всегда радуя детей и взрослых
Карвинг в кулинарии - это фигурная резка по овощам и фруктам, которую сейчас широко используют повара самых разных ресторанов.
Кулинарный карвинг по своей сути - примитивная форма искусства скульптуры или гравирования по поверхности украшающих стол недолговременных поварских изделий из фруктов и овощей.
Карвинг - англ. curving (от curve, что означает резать) – «резная работа», «резной орнамент». Карвингом называют резьбу по дереву, льду, камням, овощам, а также стиль катания на горных лыжах и сноуборде и даже способ долговременной химической завивки.
Искусство вырезания из овощей и фруктов возникло много столетий назад в Юго-Восточной Азии как необходимое средство украшения скудного, преимущественно растительного, домашнего стола.
Население исторической Европы, имевшее достаточное количество самых разнообразных и полноценных исходных продуктов (домашние животные, дичь, морепродукты, зерновые) в излишнем украшении блюд не нуждалось. Здесь даже на столах королей в первую очередь были важны вкус и насыщаемость блюд.
Карвинг может быть успешно использован в повседневной сервировке домашнего стола. Даже самый простой резной орнамент украсит любое ежедневное блюдо, сделает его более аппетитным и притягательным.
Карвинг в кулинарии - это не только филигранная резьба по фруктам и овощам, это целое искусство, вносящее чуточку прекрасного в наши серые будни. Искусство карвинга по овощам и фруктам пришло с Востока. Мастера карвинга еще тысячи лет назад украшали трапезу вырезанием композиций необычайной красоты из овощей и фруктов.
Проявите свою фантазию, и ваши блюда из помидоров станут вкуснее. На примере этих несложных способов оформления можно проявить свою фантазию, ведь в каждой хозяйке живет не просто повар, но и художник.
4. Практическая работа.
Перед началом работы учащиеся вспоминают правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при выполнении кулинарных работ.
Учащиеся выполняют практическую работу «Винегрет овощной», используя инструкционную карту.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию приготовления, правильные приёмы работы, соблюдение правил техники безопасности.
В конце практической работы - дегустация готового блюда.
Проведение органолептической оценки.
5. Анализ и оценка урока.
а) При анализе урока с учащимися проводится беседа:
- что узнали нового на уроке?
- что научились делать на уроке?
- что такое органолептическая оценка, каковы её критерии?
б) Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий.
в) Оценки за практическую работу и устные ответы.
Домашнее задание: знать основные понятия по теме.
Технологическая карта. Винегрет.
Наименование продукта | Количество | Последовательность | Посуда и инвентарь |
Свекла | 1 шт. | Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками | Кастрюля, нож, разделочная доска |
Картофель | 2 шт. | Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками | Кастрюля, нож, разделочная доска |
Морковь | 1 шт. | Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками | Кастрюля, нож, разделочная доска |
Огурцы солёные | 1 шт. | Нарезать мелкими кубиками | Нож, разделочная доска |
Лук репчатый | 1 шт. | Очистить, мелко нарезать | Нож, разделочная доска |
Зелень | 1 пучок | Мелко нарезать | Нож, разделочная доска |
Масло растительное | 2 ст. ложки | Смешать все продукты и заправить маслом | Столовая ложка, миска |
Органолептическая оценка
Оценка винегрета
Наименование показателя качества | Характеристика показателя качества | Характеристика приготовленного блюда | Заключение дегустаторов |
Вкус | Должен соответствовать вкусу входящих в блюдо продуктов | | |
Цвет | Продукты, входящие в состав винегрета, не должны быть окрашены соком свеклы | | |
Запах | Должен соответствовать запаху, свойственному свежим продуктам, из которых винегрет приготовлен | | |
Консистенция | Мелкие, отдельные кубики. Варёные овощи мягкие, не переварены | | |
Внешний вид | Аппетитно выглядит. Эстетично украшен | | |