Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и вводит новые формулировки стандарта, указывающие на реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение ФГОС в уроки технологии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36»
Тема самообразования:
«Внедрение ФГОС в уроки технологии».
Выполнил:
учитель технологии
Арямова К.А.
г. Новокузнецк, 2016г.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи
Начало XXI века - это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования
отходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков и вводит новые формулировки стандарта, указывающие на реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Универсальные учебные действия - представляют собой совокупность различных способов действий обучающихся, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Учителя предметники на своих уроках апробируют различные элементы уроков соответствующих стандартам второго поколения, разрабатывают технологические карты уроков, как по разделам, так и по отдельным темам.
У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности и формировании универсально учебных действий. Для реализации ФГОС по предмету технология первым шагом в методическом решении данной задачи является поэтапное введение основных элементов по данной системе. Современный учитель технологии не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования - это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ. И
только новые инновационные подходы и методы помогают решить все проблемы процесса обучения современного школьника и поэтапного перехода на новые стандарты и формированию УУД: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Учителя технологии не должны ждать того момента, когда к ним придут дети с начального звена, обучающиеся по программе ФГОС, а уже сейчас им необходимо апробировать элементы данной программы. Необходимо «набивать руку», искать недочеты, ошибки и сразу исправлять их, набираться опыта, и только тогда можно во всеоружии встретить своих будущих учеников. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, преумножая славу государства Российского. А самое главное поколение, умеющих быть счастливыми, трудолюбивыми, практичными, успешными. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов
и задач, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. И задача учителя «Технологии» подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Остановлюсь на тех методах, которые использую в своей практике. Эти методы позволяют внедрять и опробовать элементы ФГОС на уроках технологии и формировать УУД у учащихся.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность методов, позволяющих равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором обучающийся
самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. На начальном этапе работы (5класс) можно предлагать, рассматривать вариативность выполнения разделов проекта вместе с учащимися, оставляя за ними право выбора окончательного варианта. В дальнейшем выбор темы, разработку и процесс выполнения работы, обучающийся должен выполнять самостоятельно. Преимущества метода проектов: системное закрепление знаний по другим учебным предметам, часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, «подстегивают» его интерес к другим дисциплинам. Развитие и формирование УУД, планирование, исследования и систематизация полученных данных. Развитие социальных и физических умений и навыков, уверенность в своих силах.
Метод метапредметных связей позволяет включить в работу учащихся с разно уровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. Используя интегрированный подход в обучении, удается показать интеграцию образовательной области «технология» с взаимно удалёнными предметными областями, такими как: математика, физика, химия, биология, история, экономика. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости изготавливаемого изделия, виды брожения в кулинарии многое другое всё это рассматривается на уроках технологии. Данный метод очень хорошо помогает заинтересовать в различных курса и мальчиков и девочек.
Исследовательский метод является первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Обучающиеся сами выбирают темы исследовательских работ, разрабатывают алгоритм исследований, распределяют этапы работ, делают буклеты, выпускают памятки по темам исследовательских работ, таких как: «Влияние фастфуда на организм подростка», «Ткачество и виды ткацких станков». Убеждена, что исследовательская работа позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии всё это - предполагаемые темы исследовательских работ на уроках технологии.
Метод модульных технологий. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все, то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.
Компьютерные технологии обучения совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Внедрение ИКТ в содержании образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).
Дифференцированный метод обучения метод, позволяющий учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. Каждый новый класс дает возможность столкнуться с новыми вариантами и способами подхода к тому или иному ребенку. Все мы прекрасно понимаем, что ребенок в одном классе раскрывается, а в другом не может себя проявить и показать все свои способности. Наша задача найти в нем именно те знания и умения, которыми учащийся может блеснуть перед своими сверстниками, тем самым повысить свою самооценку.
Личностно - ориентированный метод - это, прежде всего метод сотрудничества учитель-ученик, ученик-родитель, ученик - одноклассник, он ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечивает комфорт, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализует ее природный потенциал. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Этот метод является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. «Технология» - практико-ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства ив наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения.
Все перечисленные и применяемые мной методы способствуют развитию у учащихся универсальных учебных действий. А развитие УУД является основополагающим принципом в ФГОС.
Новые ФГОС требуют от современного учителя воспитания личности нового типа, а именно: творческой, социально - активной, толерантной, самостоятельной и
мотивированной к трудовой деятельности. Такую личность можно воспитать, если
в полной мере раскрыть её яркие природные задатки и склонности, помочь определиться с потребностями и целями в жизни. Именно учителю технологии, использующему перечисленные выше методы, представляется широкое поле для деятельности по развитию современной личности.
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»
(Коко Шанель)
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон об образовании.
2. Сборник нормативных документов. Технология. Москва,
ООО «Дрофа» 2013г.
3. Научно-методический журнал «Школа и производство». 2009-14г.г.
4. Хуторской А.В. Педагогическаяинноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос»,http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», е-mail:[email protected].
5. Б. Андюхов, Б. Кейс «Современные образовательные технологии»//Директор школы.- 2010.-№4.