kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный проект по технологии как условие формирования метапредметных результатов учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что меняются педагогические методы и приёмы, образовательная среда, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе.

Согласно требованиям ФГОС основная образовательная программа основного общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования включает программу развития универсальных учебных действий  (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования. Программа должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Данная программа должна обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т. д.) [ФГОС ООО].

Проектная деятельность – это учебная деятельность, направленная на раз­витие творческой личности обучающегося. Она является проблемной по форме подачи материала, технологической по способу его применения, интеллектуально насыщенной по содержанию, самостоятельной по характеру добывания знаний и протекающей в условиях постоянного поиска. Проектная деятельность, как составная часть художественной культуры, является той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, испол­нения и оформления 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект по технологии как условие формирования метапредметных результатов учащихся »

Учебный проект по технологии как условие формирования метапредметных результатов учащихся


Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что меняются педагогические методы и приёмы, образовательная среда, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе.

Согласно требованиям ФГОС основная образовательная программа основного общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования включает программу развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования. Программа должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Данная программа должна обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т. д.) [ФГОС ООО].

Проектная деятельность – это учебная деятельность, направленная на раз­витие творческой личности обучающегося. Она является проблемной по форме подачи материала, технологической по способу его применения, интеллектуально насыщенной по содержанию, самостоятельной по характеру добывания знаний и протекающей в условиях постоянного поиска. Проектная деятельность, как составная часть художественной культуры, является той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, испол­нения и оформления [Всер.олимп., с. 109].

К.Н. Поливанова выделяет следующие признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жёсткая фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соответствие с исходной ситуацией проектирования [Поливанова, с. 29]

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает три основные группы результатов образования: личностные, метапредметные, предметные.

Каждая из указанных групп заслуживает своего особого рассмотрения. Остановимся более подробно на метапредметных результатах, которые включают:

- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- построение индивидуальной образовательной траектории [ФГОС ООО].


Наша цель выяснить, какие метапредметные результаты учащихся формируются на различных этапах выполнения учебного проекта по технологии исследовательском, технологическом, заключительном (см. табл.1).

Таблица 1

Метапредметные результаты освоения учащимися основ

проектной деятельности


Этап выполнения учебного проекта

Метапредметный результат

1. Исследовательский

- поиск проблемы;


- выбор и обоснование проекта;


- анализ предстоящей деятельности;

- сбор и анализ информации по теме исследования;





- выбор конструкции, материалов и оборудования;


- разработка конструкторско-технологической документации


выявление потребностей в объектах, имеющих потребительную стоимость;

самостоятельное определение цели проекта (исследования), постановка и формулировка задач исследования;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие источники;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

алгоритмизированное планирование процесса трудовой деятельности; виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов

2. Технологический

- выполнение технологических операций; сборка изделия






- соблюдение техники безопасности;




определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; поиск новых решений возникающей технической или организационной проблемы; самостоятельная организация и выполнение различных технологических операций по созданию изделий и продуктов;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства

3. Заключительный

- контроль и испытание изделия;




- экономическое обоснование;





- экологическое обоснование;



- маркетинговые исследования;



- эстетическое обоснование;



- подведение итогов;







- защита проекта


оценивание конечных результатов труда по установленным критериям и показателям; выявление допущенных ошибок и обоснование способов их исправления, выводов по результатам проектирования;

формирование экономического мышления, умение применять экономически выгодные материалы, технологии, конструкции, экономически эффективную надёжность и долговечность, экономичное использование трудовых операций, сырья, энергии и т.д.;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;

оценивание потребности людей в товарах, их создание на основе полученных знаний, наиболее полно удовлетворяющих потребности; умение разрабатывать рекламу;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной форме результатов своей деятельности


При оформлении пояснительной записки к проекту у обучающихся формируются следующие метапредметные результаты: осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [Прим.прогр.ООО, С.172]. Тем самым формируется один из метапредметных результатов освоения обучающимися проектной деятельности – организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, что даёт возможность педагогу целенаправленно формировать метапредметные универсальные учебные действия во взаимосвязи с умениями предметного и личностного уровней.








Литература:

  1. Всероссийская олимпиада школьников по технологии в 2006 году. Обслуживающий труд / О.А. Кожина; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2006. – 212 с.

  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: ……..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кривова Елена Владимировна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Формирование универсальных учебных действий средствами УМК " Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-sriedstvami-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414327880"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основы  интегрированного  освоения изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(109) "osnovy-intieghrirovannogho-osvoieniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252745"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447433075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства