Учебный проект по технологии как условие формирования метапредметных результатов учащихся
Учебный проект по технологии как условие формирования метапредметных результатов учащихся
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что меняются педагогические методы и приёмы, образовательная среда, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе.
Согласно требованиям ФГОС основная образовательная программа основного общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования включает программу развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования. Программа должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Данная программа должна обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т. д.) [ФГОС ООО].
Проектная деятельность – это учебная деятельность, направленная на развитие творческой личности обучающегося. Она является проблемной по форме подачи материала, технологической по способу его применения, интеллектуально насыщенной по содержанию, самостоятельной по характеру добывания знаний и протекающей в условиях постоянного поиска. Проектная деятельность, как составная часть художественной культуры, является той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебный проект по технологии как условие формирования метапредметных результатов учащихся »
Учебный проект по технологии как условие формирования метапредметных результатов учащихся
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что меняются педагогические методы и приёмы, образовательная среда, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе.
Согласно требованиям ФГОС основная образовательная программа основного общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования включает программу развития универсальных учебных действий(программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования. Программадолжна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Данная программа должна обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т. д.) [ФГОС ООО].
Проектная деятельность – это учебная деятельность, направленная на развитие творческой личности обучающегося. Она является проблемной по форме подачи материала, технологической по способу его применения, интеллектуально насыщенной по содержанию, самостоятельной по характеру добывания знанийи протекающей в условиях постоянного поиска. Проектнаядеятельность, как составная часть художественной культуры, является той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполненияи оформления [Всер.олимп., с. 109].
К.Н. Поливанова выделяет следующие признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную:
- ориентация на получение конкретного результата;
- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
- относительно жёсткая фиксация срока достижения результата;
- предварительное планирование действий по достижению результата;
- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
- получение продукта проектной деятельности, его соответствие с исходной ситуацией проектирования [Поливанова, с. 29]
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает три основные группы результатов образования: личностные, метапредметные, предметные.
Каждая из указанных групп заслуживает своего особого рассмотрения. Остановимся более подробно на метапредметных результатах, которые включают:
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
Наша цель выяснить, какие метапредметные результаты учащихся формируются на различных этапах выполнения учебного проекта по технологии исследовательском, технологическом, заключительном (см. табл.1).
Таблица 1
Метапредметные результаты освоения учащимися основ
проектной деятельности
Этап выполнения учебного проекта
Метапредметный результат
1. Исследовательский
- поиск проблемы;
- выбор и обоснование проекта;
- анализ предстоящей деятельности;
- сбор и анализ информации по теме исследования;
- выбор конструкции, материалов и оборудования;
- разработка конструкторско-технологической документации
выявление потребностей в объектах, имеющих потребительную стоимость;
самостоятельное определение цели проекта (исследования), постановка и формулировка задач исследования;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие источники;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
алгоритмизированное планирование процесса трудовой деятельности; виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов
2. Технологический
- выполнение технологических операций; сборка изделия
- соблюдение техники безопасности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; поиск новых решений возникающей технической или организационной проблемы; самостоятельная организация и выполнение различных технологических операций по созданию изделий и продуктов;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства
3.Заключительный
- контроль и испытание изделия;
- экономическое обоснование;
- экологическое обоснование;
- маркетинговые исследования;
- эстетическое обоснование;
- подведение итогов;
- защита проекта
оценивание конечных результатов труда по установленным критериям и показателям; выявление допущенных ошибок и обоснование способов их исправления, выводов по результатам проектирования;
формирование экономического мышления, умение применять экономически выгодные материалы, технологии, конструкции, экономически эффективную надёжность и долговечность, экономичное использование трудовых операций, сырья, энергии и т.д.;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;
оцениваниепотребности людей в товарах, их создание на основе полученных знаний, наиболее полно удовлетворяющих потребности; умение разрабатывать рекламу;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной форме результатов своей деятельности
При оформлении пояснительной записки к проекту у обучающихся формируются следующие метапредметные результаты: осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в письменной форме результатов своей деятельности.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [Прим.прогр.ООО, С.172]. Тем самым формируется один из метапредметных результатов освоения обучающимися проектной деятельности – организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, что даёт возможность педагогу целенаправленно формировать метапредметные универсальные учебные действияво взаимосвязи с умениями предметного и личностного уровней.
Литература:
Всероссийская олимпиада школьников по технологии в 2006 году. Обслуживающий труд / О.А. Кожина; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2006. – 212 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: ……..