kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологии проектной деятельности как фактор формирования профессиональной компетентности учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение уроков технологии в 5-9 классах осуществляется по программе В.Д. Симоненко «Технология». Данная программа всецело отвечает на вопрос: как строить учебный процесс, чтобы он способствовал формированию навыков саморазвития и самообразования, так как современный процесс образования немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии, что позволяет эффективно применять личностно — ориентированные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологии проектной деятельности как фактор формирования профессиональной компетентности учителя. »

Технологии проектной деятельности как фактор формирования профессиональной компетентности учителя.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Для учителя проектная деятельность – это способ создания новых продуктов, достижения желаемых результатов, для обучаемых – это возможность проявить творческую активность, получить опыт применения знаний в реальной жизни. Данная деятельность является продуктивной в плане профессионального становления и выработки личностных качеств, приобретения новых качеств. В конечном счете, напрашивается мысль о том, что проектная деятельность во всех отношениях является не только актуальной в данное время, но чуть ли – не главной в педагогической деятельности. Это можно объяснить тем, что проектная деятельность включает в себя все виды деятельности педагога, и для того, чтобы продуктивно заниматься данной деятельностью, необходимо обладать знаниями и умениями, то есть обладать профессиональной компетентностью.

«Профессиональная компетентность педагога» определяется как «единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», которая оценивается уровнем сформированности профессионально педагогических умений: аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных.

Проведение уроков технологии в 5-9 классах осуществляется по программе В.Д. Симоненко «Технология». Данная программа всецело отвечает на вопрос: как строить учебный процесс, чтобы он способствовал формированию навыков саморазвития и самообразования, так как современный процесс образования немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся.  Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии, что позволяет эффективно применять личностно — ориентированные технологии. В течение учебного года учащиеся могут выполнить до четырех творческих проектов. Разработка их сочетается с упражнениями, направленными на приобретение определенных знаний и навыков, и с дизайн-анализом, в процессе которого школьники знакомятся с близкими по характеру готовыми изделиями. Дизайн-анализ – это активный способ освоения конструкторско-технологических знаний.

Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Нет смысла создавать то, что никому не нужно. Поэтому в процессе выполнения проекта учащиеся должны исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект. Школьники предлагают различные идеи, оценивают их, чтобы выбрать наиболее удачную. Затем они прорабатывают ее до такой степени, чтобы можно было задуманное изделие изготовить. Часто в процессе проработки идеи возникает необходимость освоить знания и умения. Готовое изделие испытывают и оценивают, чтобы понять, насколько эффектным оказался выбранный подход к решению проблемы.

Первое направление – определить круг потребностей. Первые изделия, которые дети разрабатывают в рамках проектов, должны быть связаны со знакомой для них ситуацией – семья или дом. Например, предлагается спроектировать и изготовить прихватку для мамы или бабушки. Далее учащимся будут предлагаться менее знакомые ситуации, например, выполнить изделия для учебных кабинетов, реквизит для концертного номера и т.п. Постепенно в процесс обучения они начнут разрабатывать изделия для незнакомой ситуации – местный бизнес. Смысл этого продвижения – от знакомого контекста (ситуации) к незнакомому.

Усложнение будет связано также со способом постановки задачи: от закрытой формулировки к открытой, иначе говоря, от работы над точно определенной проблемой к такой, у которой может быть много решений. Следующее направление в усложнении обучения проектированию связано с конечным пользователем. Кто будет использовать изделие? Сначала учащиеся разрабатывают и изготавливают что-то для себя, кого-либо из близкого окружения. Позже они будут выполнять изделия для других людей, с которыми им надо будет проводить интервью, чтобы узнать о предъявляемых к изделию требованиях. Постепенно учитель познакомит учащихся с концепцией проектирования и изготовления изделий для продажи.

Второе направление – это движение от использования строго определенных материалов к более широкому их спектру и комбинации из них. На начальном этапе учитель точно определяет, из какого материала должно быть изготовлено изделие. Позднее учащиеся смогут сами выбирать материал из того, который имеется в наличии, а в дальнейшем предпринимать шаги для поиска нужных им материалов. И последняя линия усложнения связана с самой работой школьников. В среднем звене школьники выполняют большинство проектов индивидуально, но, возможно, один будет выполнен в группах. А в старших классах в выполнение одного проекта может быть вовлечен весь коллектив. При этом класс делится на группы, которые должны эффективно работать как внутри себя, так и взаимодействовать друг с другом, чтобы добиться поставленной цели. Развитие здесь идет от индивидуальной работы к работе в группе, построенной на основе взаимодействия (не соревнования).

Одной из характерных черт хорошего проекта является постоянное взаимодействие между процессами обдумывания, исследования, экспериментирования и принятия решений. Фундаментальная цель проведения исследования – помочь учащимся принять обоснованные решения. Выше был упомянут один тип исследования – изучения контекста (ситуации). Линия усложнения этого исследования от простого и знакомого к сложному и несложному. Другой вид исследования – изучение потребностей людей. В начале обучения это может быть интервью с возможным пользователем. Позже такое исследование может включить в себя составление опросника и проведение изучения рынка с представлением результатов в виде таблиц и диаграмм.

Действенный путь освоения конструкторско-технологических знаний и принятия обоснованных решений – анализ учащимися готовых изделий. Сначала они просто рассматривают изделия, обсуждая его положительные и отрицательные черты. Позже от них будет требоваться более системный подход к его анализу: они должны будут изучить форму изделия и его назначение, использованные для изготовления материалы, методы производства, вопросы экологии, стоимость изделия. Усложнение здесь связано с типом анализируемых изделий – движение идет от простых вещей к более сложным и с глубиной исследования.

Изучение методов производства – одно из ключевых направлений в проведении исследования. Учащиеся движутся от анализа простых, изготовленных в ручную изделий, к исследованию высокотехнологичных методов промышленного производства.

Углубление знаний школьниц, в области материалов и их свойств происходит по мере продвижения от изучения простых материалов (например, ситец) к сложным ( водонепроницаемая ткань) и изделиям, сделанным из разных материалов.

Любое изделие разрабатывается и изготавливается для людей. Учащиеся знакомятся с базовыми понятиями эргономики, пробуя, насколько легко пользоваться тем или иным изделием и приносит ли это удовольствие. Далее в процессе обучения они будут использовать антропометрические таблицы для разработки своих изделий. Познакомятся с психологическими аспектами эргономики, например влиянием цвета и стиля на определенные состояния и впечатления человека.

Ключевая область исследования – экспериментирование с материалами и процессами обработки. Вначале учитель полностью направляет учащихся: говорит им, какие материалы надо использовать и почему, как их обрабатывать на имеющемся оборудовании. По ходу обучения они начинают самостоятельно выбирать наиболее подходящие материалы и виды их обработки. Продвижение идет от уровня «проб и ошибок» к уровню более системных экспериментов, в процессе которых контролируются различные составляющие, а результаты анализируются с использованием методов и количественно оценки.

В начале учащиеся используют простую формулировку проектной задачи с перечнем нескольких критериев для ее рассмотрения. Постепенно они должны научиться самостоятельно формулировать те критерии, которым должно соответствовать изделие: какие функции и как оно должно выполняться, как выглядеть, как учитывать при его изготовлении и использовании требований безопасности и охраны окружающей среды. В результате им предстоит научиться разрабатывать полный перечень критериев (дизайн-спецификацию), который должен включать следующие параметры.

  • Что это за изделие?

  • Какую функцию оно должно выполнять?

  • Кто будет его использовать?

  • Кто может купить?

  • Это единственное изделие, из небольшой партии, серийное?

  • Характеристика его формы и размеров.

  • Характер используемых для изготовления материалов.

  • Возможность применения производственных технологий.

  • Как изделие должно выглядеть, стиль, отделка.

  • Оценка качеств, связанных со здоровьем и безопасностью.

  • Рассмотрение вопросов, относящихся к охране природы и человечества.


Опытные дизайнеры при разработке изделия не ограничиваются одной идеей, ищут и обдумывают различные ее варианты. Часто окончательная идея – это синтез двух или нескольких первоначальных. Ученики обычно выдвигают две или три идеи, выражая их в виде эскизов с комментариями. Постепенно количество предлагаемых идей и их разнообразие должны увеличиваться, а также возрастать степень их соответствия критериям (дизайн-спецификации). Решение подходов к выработке идей способствует развитию гибкости ума, учащиеся продвигаются от конвергентного к дивергентному мышлению. Усложнение идет по линии освоения и выбора разных стратегий в выработке идей в соответствии с поставленной задачей и временем, отведенным для ее решения.

Способности учащихся в этой области развиваются от элементарных личностных реакций на идеи к выработке обоснованных решений, учитывающих научную оценку и мнения других. Они проходят путь от однозначного решения проблем к комплексному проектированию, от быстрой проверки идеей к их последовательному осмыслению на основе проведения исследований и экспериментов. Учатся разбивать сложную проблему на части, которые можно рассматривать отдельно друг от друга, а затем синтезировать их для создания функционального и привлекательного изделия.

Основным способом проработки идей является моделирование, существуют различные его виды. Описание идей – это одна из форм моделирования, так же как и выполнение простых эскизов. При этом учащиеся могут проектировать изделия с помощью эскизов (двухмерное моделирование), а также изготавливать их с использованием какого-либо материала (трехмерное моделирование). Создание образа-макета проектируемого изделия из бумаги или картона позволяет увидеть его общий вид, совместимость частей. Образ-макет – это объемная модель, которая не является законченной и выполненной в полном масштабе. Учащиеся, разрабатывающие одежду, выполняют или улучшают ее чертежи, а также изготавливают модель из дешевого материала, прежде чем сделать окончательный вариант из более дорогой ткани.

Учащиеся должны использовать доступные им виды моделирования на всех ступенях обучения, так как этот процесс очень важен для принятия обоснованных решений при проработке идей. Например, ученики будут продвигаться от эскизов с указанием размеров к рабочему чертежу. Моделирование помогает установить связь между идеями, рождающимися в голове, и руками, реализующими эти идеи с целью посмотреть, что получается.

Пятиклассники работают под руководством учителя, который показывает, какие материалы и оборудование надо использовать и как это делать. Конечно же, с его стороны требуется обучать школьников безопасными приемами труда. По мере продвижения от класса к классу он представляет учащимся все большую автономию. Это будет проявляться в следующем:

  • Навыки изготовления – совершенствование в разметке, вырезании и придании формы, соединении и сборке, отделке;

  • Выбор инструмента – от того, который назван, до самостоятельного его определения в соответствии с задачей и материалами;

  • Пользование инструментом – от размашистых движений к тонкой моторике (сноровке) и от работы в соответствии с инструктажем к самостоятельному владению орудиями труда;

  • Качество – от работы в соответствии с собственным представлением до выполнения ее по стандартам, определенным другими людьми или документами;

  • Количество – от изготовления единичного образца до нескольких изделий;

  • Масштаб – от работы в небольшом объеме до планирования и проведения крупномасштабных операций;

  • Детали – от работы по эскизу или описанию до выполнения ее по спецификации.

Совершенствование идет также и в процессе планирования. Вначале учитель ставит временные рамки учащимся и говорит, что надо делать на каждом уроке. Но постепенно они учатся самостоятельно распределять свое время: сначала переходят к планированию на один урок, а в дальнейшем и к долгосрочному. От планирования под жестким контролем учителя до самостоятельного, что относится и к планированию процесса осуществления проекта в целом.

Оценка за выполнение проекта не должна быть приурочена только к его завершению. Она осуществляется на протяжении всего процесса проектирования, когда учащиеся принимают решения: какое изделие проектировать; выбирают критерии для него, сравнивают первоначальные идеи, прорабатывают детали, способ выполнения и т.д. Конечная оценка проекта должна сближаться с самооценкой учащихся по мере того, как они продвигаются от оценки своей собственной работы, посредством проб и ошибок, к спланированному более объективному испытанию и от простого описания к обоснованию своих решений и результатов.

Задача учителя формировать у учащихся способность анализировать собственный опыт. Уже в начальной школе их надо учить объяснять и обосновывать свои решения, «защищать» свои проекты перед одноклассниками. Тенденция здесь должна состоять в большем соответствии содержания и формы презентации интересам и целям аудитории.

По мере обучения в школе учащиеся должны углублять также свое понимание основ предпринимательства. В начале они учатся подсчитывать затраты на изделие, которое изготавливают, учитывая стоимость, используемых материалов. Далее осваивают такие понятия, как прибыль и потери, начальная, фиксированная и варьируемая цена. Узнают, как проектировать и изготавливать изделия для продажи и получения прибыли.

Каждый проект предоставляет возможность учащимся изучать технологии и профессии, связанные с промышленным производством проектируемых ими изделий. Такая информация на доступном уровне должна присутствовать в каждом из проектов. Надо учить их быть самокритичным, уметь критиковать и воспринимать критику, рисковать и учиться на своих ошибках. И они должны испытывать удовольствие от создания хорошо разработанных изделий, отвечающих реальными потребностями и улучшающих качество жизни людей.

Постепенно происходит и эстетическое развитие школьников. Они продвигаются от использования простых цветов и линий к освоению понятий композиция и баланс, стремятся к гармонии, когда визуальные компоненты сочетаются в единое целое.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проектная деятельность в образовательной области «Технология» - полезная альтернатива классно-урочной системе, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле и в академическом.

























Использованная литература

  1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. Методическое пособие. –М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2005.

  3. Проектные работы учащихся.

  4. Материалы из интернет-ресурсов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Тихонова Ираида Васильевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Программа "Развитие коммуникативной компетентности персонала как фактор формирования благоприятного психологического климата в образовательном учреждении" "
    ["seo_title"] => string(171) "proghramma-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-piersonala-kak-faktor-formirovaniia-blaghopriiatnogho-psikhologhichieskogho-klimata-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "145620"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418966858"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»"
    ["seo_title"] => string(101) "piedsovietpiedaghoghichieskiieusloviiavniedrieniiaissliedovatielskikhmietodovvprobliemnoieobuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "283265"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453810181"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "
    ["seo_title"] => string(80) "upravlieniie-profiessionalizatsiiei-piersonala-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "194656"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800532"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Статья на тему "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(106) "stat-ia-na-tiemu-optimal-noie-vkhozhdieniie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-i-mladshikh-shkol-nikov-v-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "240784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445107763"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства