Научная статья "Информационные технологии в образовании"
Научная статья "Информационные технологии в образовании"
Использование информационных технологий в обучении имеет высокую степень важности в образовании. Постоянный рост уровня технологий в компьютерной индустрии влечет за собой увеличение потенциальных возможностей для образовательных целей, которые в свою очередь реализуются и используются на практике.
Применение информационных технологий имеет многогранные возможности и в исследовательской деятельности. На уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащиеся могут выполнять проектные и творческие работы, с использованием ресурсов Интернет. Данный вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, создает условия для самовыражения учащихся, позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В условиях реформы непрерывного профессионального образования, в соответствии с требованиями нового Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан одним из стратегических ориентиров развития образования является использование современных информационных технологий, основанных на принципах проблемности, активизации творческого мышления, формирование профессиональной компетентности. Выбор и эффективное применение информационных технологий в процессе обучения является ключевым моментом в организации учебного процесса.
С целью овладения учащимися информационными технологиями Петропавловский гуманитарный колледж им.М.Жумабаева располагает информационным центром, подключенным к сети «Internet». Наряду с педагогическими специальностями колледж проводит обучение учащихся по специальности: «Информационные системы по областям применения» и «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
Одним из основных учебных предметов, изучаемых по данным специальностям, является «Программирование». Одна из особенностей обучения программированию – сложность выбора методов, приемов и средств, что обусловлено небольшим их количеством. Следствием того, что в процессе изучения программирования ведущей формой обучения является самостоятельная деятельность, наблюдается повышенная учебная мотивация у сильных учащихся и низкий уровень мотивационных процессов у слабоуспевающих учащихся. Повышение мотивации к учению можно добиться при организации индивидуального подхода в обучении, и в этом отношении использование компьютера как средства обучения, повышает мотивацию у учащихся, особенно на начальных этапах обучения.
Целесообразность использования компьютера в учебном процессе объясняется следующими дидактическими возможностями компьютера:
развитие учебной мотивации у учащихся;
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей у учащихся.
Использование информационных технологий на разных этапах занятия активизируют психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации, как источника учебной информации и наглядного пособия оптимизирует учебный процесс. Визуальное представление определений, блок-схем, программ и их исполнений, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Применение в учебном процессе компьютерных слайдовых презентаций позволяет:
интегрировать гипертекст и мультимедиа в единую презентацию, позволяя сделать изложение учебного материала ярким и убедительным;
сочетать устный лекционный материал с демонстрацией слайдов, позволяя концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала;
сочетать учебный материал (лекции, интерактивные справочные материалы и т.п.) в виде презентационных программ в компьютерных классах, позволяя учащимся использовать их для самостоятельной работы;
использовать их в качестве раздаточного материала.
интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.
Возможности информационных технологий как инструмента деятельности человека и принципиально нового средства обучения приводит к появлению новых методов, средств, организационных форм контроля и более интенсивному их внедрению в учебный процесс. Контролирующие задания по информационным дисциплинам, реализуемые с помощью информационных технологий могут быть направлены на выявление следующих знаний у учащихся:
знаний фактов, основных положений, принципов, практических приложений.
Контролирующие задания по информационным дисциплинам, реализуемые с помощью информационных технологий могут быть различного уровня сложности:
простые задания на узнавание;
задания, выполняемые по формуле, алгоритму, правилу, образцу;
задания проблемного характера.
Использование информационно коммуникационных технологий в процессе контроля знаний, умений и навыков учащихся, по информационным дисциплинам выделяет следующие преимущества:
высокая степень наглядности при проведении контроля, что способствует повышению интереса к самому предмету изучения, контролю, оценки;
возможность многократного выполнения контролирующих заданий с целью интериоризации (усвоения) знаний.
Применение информационных технологий имеет многогранные возможности и в исследовательской деятельности. На уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащиеся могут выполнять проектные и творческие работы, с использованием ресурсов Интернет. Данный вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, создает условия для самовыражения учащихся, позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность занятия.
Таким образом, использование информационных технологий в обучении имеет высокую степень важности в образовании. Постоянный рост уровня технологий в компьютерной индустрии влечет за собой увеличение потенциальных возможностей для образовательных целей, которые в свою очередь реализуются и используются на практике.