Просмотр содержимого документа
««Создание условий для повышения качества обучения по предмету технология»
«Создание условий для повышения качества обучения
по предмету технология в условиях внедрения ФГОС»
Проблема достижения качественного образования школьников – ключевая для российского образования. В нем заинтересованы все: обучающиеся, учителя, родители, бизнес-сообщество, государство.
Главным продуктом такого образования является личность выпускника, всесторонне подготовленная к самостоятельной жизни и труду в условиях рыночной экономики, способная на основе приобретенных базовых знаний, умений и навыков решать практические задачи, жизненные проблемы, иметь потребность в преобразованиях.
Для обучающегося образование должно стать прочной основой жизненного старта.
Для общества – базой для подготовки трудовых ресурсов высокого качества и квалификации. Значит, учить нужно, как точно сформулировал известный педагог конца XIX в. С.А. Рачинский, не для экзамена, а для последующей жизни.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане и его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей среды человека в действительности.
Предметная область «Технология» является основной практикоориентированной образовательной областью знаний в школе, где интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки конструкционных материалов, электромонтажных, ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций.
В своей работе по технологической подготовке школьников исхожут из двух факторов:
состояния и обеспеченности учебно-материальной базы и технического оснащения школьных мастерских;
Инструментом для формирования технологической культуры, предполагающей необходимость у каждого исполнителя пробуждать творческие наклонности , служит учебная программа по курсу технологии.
Это – основной рабочий документ для учителя, но он не является догмой. Более того, содержание программы из года в год может корректироваться, совершенствоваться, подвергаться переработке. Любая программа требует от учителя творчества и оставляет ряд вопросов для самостоятельного решения при планировании деятельности с учетом состояния учебно-материальной базы школы, ее производственного окружения, потребностей обучающихся, профессиональной компетентности учителя.
Главный вопрос, который ставлю я, могу ли замотивировать ребенка для возникновения интереса к предмету?
Каждый учитель стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предложить готовые ответы. Он, должен сам проектировать собственную деятельность, учитывая условия процесса обучения и состав учебной группы. Ему нужно в какой-то степени отойти от стандартного решения задачи, построить начало занятия, привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, чтобы они могли самостоятельно мыслить, искать, действовать.
Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебно-воспитательного процесса с использованием современных педагогических технологий.
В методическом арсенале современного учителя достаточно самых разнообразных педагогических методов и технологий обучения, способных повысить продуктивность урока. Основываясь на своем профессиональном опыте, профессиональной компетенции и мастерстве, на возможностях и потребностях школьников, он выбирает ту технологию, которая наиболее приемлема и эффективна для решения стоящих перед ним задач. К числу таковых отношу и использую в своей практике, проектные и информационные технологии. Наиболее приемлемым для решения актуальных педагогических задач стал метод проектов.
Инновационный поиск новых средств обучения привел к пониманию того, что на занятиях технологии необходимо применять также групповые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Основным дидактическим средством обучения в курсе технология в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Успешной работе способствует сотрудничество с администрацией школы. Благодаря пониманию важности данного учебного курса для будущих женщин в жизни, директор школы Галустян С.Л.. оказывает большую помощь, создавая необходимые условия для работы и повышения качества труда педагогического коллектива.
Совместные усилия по созданию необходимых условий, т.е. образовательного пространства, где обучающиеся могут раскрывать и реализовывать свои способности.
Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.
Учитель технологии должен использовать данные возможности при преподавании учебного курса, используя демонстрационную технику и оборудование, соответствующие запросам сегодняшнего дня.
Учебная деятельность строится на основании Государственного стандарта по технологии, программ, рекомендованных Министерством образования и науки; имеются рабочие тетради, учебные пособия, электронный учебник; в достаточном количестве приобретены учебники «Технологии» универсальной линии для работы с учащимся 5-8 классов. Учебник «Технология» для 5, 6, 7 класса для учащихся общеобразовательных учреждений / [В.Н. Правдюк, П.С. Самородский, В. Д. Симоненко и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Учебники хорошо проиллюстрированы: рисунки, схемы, таблицы, чертежи др. Приобретение учебников значительно облегчило процесс обучения.
Качество методического сопровождения высокого уровня, имеется большая база дидактического, раздаточного, обучающего и контролирующего материала, в большей степени электронного характера.
В практике работы применяю пакеты прикладных программ, позволяющих оптимизировать технологический процесс. Например, программные продукты графического моделирования "ЛЕКО", так как теперь в школе имеется необходимое оборудование, и необходимость совершенствовать свои навыки работы с данными программными продуктами требование времени. Они не заменяют изучения процессов моделирования и конструирования изделий, а лишь позволяют оптимизировать деятельность школьника в рамках проектной деятельности по изготовлению швейного изделия (например, в 8 классах).
В течение нескольких лет создаю медиатеку, собственную библиотеку электронных изданий, в которую входят аудио и видео пособия, электронные учебники, мультимедийные презентации к урокам по предмету.
Также в школе созданы все условия для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Педагогический коллектив школы имеет возможность использовать ресурсы глобальной сети Интернет не только при подготовке к учебным занятиям, во внеклассной работе, но и непосредственно на уроке, адресовать участников к образовательным ресурсам во время выполнения домашнего задания.
В образовательном учреждении в практике работы используются компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски . Все компьютеры присоединены к локальной сети, имеют выход в Интернет. Наличие именно этих показателей позволяет расширить границы информационного пространства и выйти на интеграционный уровень обучения при формировании проектного мышления и проектной деятельности у обучающихся.
Интерактивная доска соответствует и способствует способу восприятия информации современными школьниками и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого обучающегося. Ее использование в практике работы не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, отражает динамику информации, но и повышает заинтересованность школьников, позволяя им активно и многогранно взаимодействовать с учебным материалом, что в итоге способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Информационно-коммуникационные технологии в рамках предмета «Технология» используются в качестве средства, а не объекта изучения.
Наглядность, демонстрация, образность предлагаемого материала положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Однако, необходимо знать меру, в противном случае излишнее эмоциональное включение, помешает усваивать учебный материал, анализировать его, обобщать, и приходить к выводам и объективным результатам.
Считаю, что использование данных средств и технологий помогает мне воспитывать и растить одаренных детей, которые потом с успехом и большим интересом способны участвовать в конкурсах проектов и олимпиадах по предмету.
Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой прикладной деятельности, привлекает моё внимание.
Кроме создания комфортных первоочередных условий для работы субъектов образовательного пространства школы, в образовательном учреждении, начиная с 5-6 класса, ведется пропедевтическая целенаправленная подготовка к олимпиадам по технологии. Это такие формы работы, как:
- консультативная помощь «учитель-ученик»;
- групповая работа над творческими проектами, участие в выставках и конкурсах;
- массовая работа (школьная олимпиада, научно-практическая конференция, защита проектов).
Благодаря подготовке и проведению олимпиад по предмету, у участников повышается уровень сформированности знаний, умений и навыков за курс основной (средней) школы. Развитие исследовательских и проектировочных умений, творческих способностей и самостоятельности у обучающихся, способствуют их самореализации и профессиональному самоопределению выпускника.
Результаты олимпиад говорят сами за себя:
2014г. 2 место район Волокитина Надя 8 класс,
2015г 1 место район Волокитина Надя 9класс,
2015 г. 10 место край Волокитина Надя 9 класс,
2016г. 1 место район Магомедова Маржанат 8 класс.
Качество полученных результатов в процессе обучения, участие в конкурсах и олимпиадах достигается позицией, которую занимает учитель, это, прежде всего:
- желание заниматься профессиональной деятельностью;
- любовь и уважение к детям.
Для достижения высоких результатов обучения недостаточно количества времени отведенного на учебную деятельность. Необходим постоянный контакт субъектов учебного процесса, совместная деятельность по индивидуальному плану работы. Факультатив по работе с одаренными детьми помогает решать проблему. Использую следующие формы работы с Интернетом: онлайн-общение в "контакте", персональный сайт учителя" Мой любимый школьный предмет", существует более трех лет (http://tam579836.narod.ru/).
Поощрение самостоятельной работы, самостоятельный творческий поиск являются также эффективными формами подготовки к олимпиаде. Мотив познания мира, залог включения в олимпиадную практику обучающегося.
Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных подхода:
- поддержку постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через выполнение творческих заданий, выбор тем для проектов по желанию, решение проблемных ситуаций, конкурсные мероприятия;
- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, конкурса, корректное выстраивание образовательной траектории развития школьника (рекомендую литературу для подготовки, даю ссылки в сети Интернет, встречи и беседы личностного характера, связь с родителями).
Предложенная система деятельности,по созданию условий для повышения качества обучения по предмету технология способствует:
1) Высокому уровню обученности выпускников по предмету технология;
2) Мотивации к изучению предмета технология, как следствие увеличению количества обучающихся выполняемых творческие проекты, показывающих стабильные высокие результаты на олимпиадах, конкурсах разного уровня;
3) Качеству оснащения и УМС сопровождения, включая электронные носители, отвечающие современным требованиям к условиям организации образовательной пространства и их использованию в практике работы учителя при обучении курсу технология.
В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще использование интерактивного обучения в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.