Духовное наследие каждого народа играет важнейшую роль в его развитии. Предметы быта и искусства приобретают большое этническое значение, так как являются источником уникальных сведений. Отображение нравов и обычаев, традиций и истории.
Цель данной работы — показать связь между материальной культурой быта и его духовной составляющей. В соответствии с этим, в работе представлено описание данных предметов и их истории. Примечательно то,что их самобытность не утрачена и по сей день.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сохранение прекрасного наследия »
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Основная часть
Сохранение прекрасного наследия
Аппликация – один из видов изобразительной техники
Очарование вязания
Полотенце – часть семейной реликвии
И тайны вышитых узоров
История веретена и прялки
Гармонь – символ русской души
Музыка старинного патефона
Шеллак или история патефонной пластинки
Пословицы, поговорка
Заключение
Список литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
Духовное наследие каждого народа играет важнейшую роль в его развитии. Предметы быта и искусства приобретают большое этническое значение, так как являются источником уникальных сведений. Отображение нравов и обычаев, традиций и истории.
Цель данной работы — показать связь между материальной культурой быта и его духовной составляющей. В соответствии с этим, в работе представлено описание данных предметов и их истории. Примечательно то,что их самобытность не утрачена и по сей день.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сохранение прекрасного наследия
В любом искусстве должен обязательно звучать мотив современности. Но нельзя забывать, нельзя заглушать и такие, робкие порой, голоса прошлого. Существует выражение «рожденное на века» - это не просто поэтическая формула. И народное искусство лучшее тому подтверждение.
Мария Тимофеевна Серая (1890-1973г.)
Её работы поистине самобытные произведения искусства. Эта женщина не относится к мастерам-профессионалам, она всё своё свободное время отдавала своему любимому занятию.
Мария Тимофеевна работала в технике аппликации, в вышивке мережкой, крестом, «наборы», строчевой сетки, простыми швами и т.п.
Настенный ковер. Аппликация. Работа Серой М.Т.(1,90х1,20м)
Настенный ковер. Аппликация. Работа Серой М.Т.(1,50х0,90м)
Аппликация – один из видов изобразительной техники
Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация появилась более 2500 лет назад у кочевых народов. Украшали ею одежду, обувь, жилище.
В экспозиции Петербургского Эрмитажа среди материалов раскопок Пазырылкских курганов находится большой войлочный ковер, украшенный фигурами богинь и всадников, а также различные предметы конской упряжки, оформленные аппликацией из войлока и кожи.
У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Северные народности: ханты, манси, нанайцы, эвенки и другие – используют в аппликации не только кожу и сукно, но и мех.
Значительно позже материалом для аппликации стали ткани. Аппликациями из тканей украшали одежду и предметы домашнего обихода, что является актуальным и в наши дни. В процессе своего развития этот вид искусства обогатился разными природными материалами: высушенными семенами растений, листьями, лепестками цветов, мелкими камешками и ракушками используют также бумагу, нитки, пряжу, солёное тесто, пуговицы, бисер и т.д.
Как красивы кружева(работа крючком),накитки на подушки, покрывала, салфетки, платочки, выполненные неутомимыми руками.
Вязание крючком. Строчевая сетка. Работы Серой М.Т.
Очарование вязания
Вязание – это способ изготовления полотна или отдельного изделия изгибанием нити в петли, которые переплетаются между собой.
Вязание – один из древних видов рукоделия. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но известно, что появилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц была найдена детская вязаная туфелька, которой, по данным археологов, более 4000 лет.
Вязание крючком в России имеет древние традиции. В крестьянском быту его называли «тамбур». Крючком вязали кружева, которыми украшали полотенца, передники, кофты, наволочки, блузы, или целые изделия – салфетки, скатерти, занавески, покрывала. Вязание крючком доступно всем. И с помощью этого простого инструмента можно изготавливать модную одежду, а также декоративные изделия (гардины, сумки, шали и т.д.). Поэтому вязание крючком остаётся модным и популярным и в наши дни.
Полотенце: вышивка стебельчатым швом. Кружева выполнены крючком. На заднем фоне – полотенце, выполненное гладью. Работа Серой М.Т.
Для Марии Тимофеевны, как русской женщины, вышивка была не только бытовой необходимостью, но и душевной потребностью. Вышивки выполняли не только для украшения, но и как «обереги» от зла, они были призваны нести добро человеку, о чём свидетельствует вышитые инициалы её сыну.
Полотенце – часть семейной реликвии
Вышивка полотенца в крестьянском быту нередко являлись неотъемлемой частью многочисленных народных обрядов, и не только радостных, но и печальных. Младенца после крещения принимали на разукрашенное полотенце, чтобы жизнь его была радостной и счастливой. Другое же, не менее красочное полотенце от матери новорожденного шло в дар крестному отцу как благодарность за согласие покровительства её ребёнку. В знак соглашения и уважения в день свадьбы жених получает от невесты вышитое полотенце. Полотенцами невеста одаривала будущую родню, дружек, сваху и всех почётных гостей.
Коврик(1х0,75 м). Вышивка крестом. Работа Серой М.Т
И тайны вышитых узоров
Народная вышивка – старинное изобразительное искусство, это рисунок ниткой по ткани. Вышивка является одним из видов народного творчества и имеет многовековую историю. Одним из самых богатых музеев, хранящим произведения вышивки, можно назвать Русский музей в Петербурге. В его коллекции почти 10 тысяч образцов. Древнейшие вышивки X-XIV вв. известны только по мелким обрывкам, которые хранит земля. Находки археологов показали, что исполнены вышивки золотыми нитями и шелком.
Уникален шитый шелком надгробный покров с изображением Сергея Радонежского в рост (1492) – вклад Василия I, сына Дмитрия Донского.
Вышивание – это рукоделие, доступное любому человеку, дающее возможность творческого самовыражения. Любой образ, взятый из окружающей природы или вымышленный, может служить сюжетом для узора. Эта техника очень популярна в наши дни. Она используется для вышивания разных предметов интерьера: декоративных панно, скатертей, дорожек, накидок, украшения одежды, картин и т.д.
Мы должны быть благодарны такой мощной силе, какой оказывается это старое, веками проверенное, сотнями рук проверенное. Эти узоры облагораживают чувства, очищают душу.
Мария Тимофеевна Серая – представитель народного искусства, это исходная позиция и сегодняшнего и завтрашнего дня, отсюда начинается движение новых образов, образов будущего, пришедших из вчерашнего. И мы в ответе за сохранение этого прекрасного наследия.
Школьная презентация предметов народного творчества мастерицы Марии Тимофеевны Серой. Презентацию работ талантливой вышивальщицы, переданных в дар школе №5 ее родственницей Серой А.И., подготовила и провела учитель технологии Бабенко Алла Ивановна
История веретена и прялки
Веретено
Прядение нити – одно из
древнейших производств.
Но как удержать, скрутить эту нитку,
вот главный вопрос!
Пряха левой рукой дёргает волокно,
правой крутит веретено.
Веретено в руках мастерицы
поёт , летает, порхает, кружиться.
А песня тихая в такт ей ложиться!
И ещё сейчас в России есть мастера,
которые
Прядут нити с помощью веретена.
Прялица.
Прялка
История прялки уходит в века.
Она разных размеров и форм была:
и ткацкая рама, и грузы, столбы.
Ткань получалась узкой, малой длины.
Шли века. Ручное ткачество своей техники не обновило.
И только Возрождение, эпоха прогресса, её изменила.
Леонардо да Винчи – ученый, искусства певец,
Внес свой вклад – он самопрялки творец
Леонардо да Винчи
Труженица прялка. Помощница женских рук.
В полотнах оживает
Как лучший, верный друг.
В картинах Кёлера, Веласкиса, Честнякова,
В легендах Овидия, в эпохе Гомера
В стихах Сапфо – нет лучшего примера.
Пусть уходят столетья, улетают года,
Память о прялке не уйдёт никогда.
Бабушкины руки, руки мамы моей
Прикасались к прялке, пели песни с ней.
Историю прялки не забыть никогда.
Прялка соеденяет между собою века…
Прялка. На заднем плане: кружевное покрывало. Крючок. Работа Серой М.Т.
Гармонь – символ русской души
Гармонь (гармоника) – духовой язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.
Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии в начале XIX века, однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера ФрантишекаКирисника (он придумал новый способ извлечений звука – при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).
Существуют и другие взгляды на эту проблему.
Русские гармонии делятся на два вида по типу извлечения звука. Самая распространенная гармонь в наше время – двухрядная «хромка», (на фото) у которой при растяжении и сжатии меха каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты.
Только в нашей стране существует такой музыкальный инструмент, как гармонь. На Западе и в других странах его называют – гормоника.
Ручная гармонь – это тот музыкальный инструмент, который отражает духовный мир русского человека. В 1830 году Иван Сизов организовал массовое производство гармони в городе Тула и это уже были музыкальные инструменты новой конструкции. И сейчас, в наши дни гармонь пользуется большим успехом. Под её звуки пляшут на свадьбах, водя хороводы на Ивана Купала, одним словом, радуются и горюют.
Двухрядная гармонь «хромка»
Эта гармонь связана с историей моей семьи. Один из любимейших инструментов моего прадедушки, а поэтому он ещё более ценен для меня.
Музыка старинного патефона
Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.
Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.
Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.
Дубина А. и Супрун Е., обучающиеся 11-Б класса ОШ №5 слушают старые патефонные пластинки
Шеллак или история патефонной пластинки
Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.
Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.
Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.
Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.
Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой".
Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки – появилась долгоиграющая пластинка.
Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа - записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок - "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.
Пословицы, поговорка
Пословицы
Без веретена пряжи не спрядешь.
Весело поётся, весело и прядётся.
Про нашу пряжу плохо не скажут.
Наши пряли, а ваши спали.
Молоть мелко – постоять, прясть тонко – посидеть.
Загадки
Гармонь
То толстит, то худит,
на весь зал голосит.
Патефон
Музыкант, певец, рассказчик,
а всего – труба да ящик.
Полотенце
На стене висит, болтается,
за него всяк хватается.
Частушки
Я любила гармониста
Гармониста тешила.
И сама гармонь на шею
Гармонисту вешала.
Гармонь моя, да гармоночки.
Гармонь – вышитые уголочки.
Гармонист, гармонист
В кухне поварёшка.
Не видать тебе успеха,
Если б не гармошка.
Заключение
На протяжении всей жизни каждый человек хранит множество воспоминаний, связанных с историей своей семьи, своего народа. Предметы и вещи, передаваемые их поколения в поколение, становятся все ценнее, так как превращаются в настоящие памятники материальной культуры.
Для моей семьи это особенно актуально. Любимая гармонь прадедушки, прялка, принадлежащая прабабушке, - настоящее богатство, которое необходимо хранить, думая о том, что это не просто воспоминания, а достояние народа. Глядя на них, понимаешь, что семья – частичка малой Родины, которая является неотъемлемой частью Крыма и России!
Список литературы
М. А. Гусакова. Аппликация. Москва. Просвещение 1977 г.
Е.С. Грановский. Удивительная специальность – ткачество. Научно – популярная библиотека школьника. Москва 1989 г.
« И тайны вышитых узоров». Журнал «Твоя профессия». Издательство «Знание». Москва 1989 г.
Ю. Г. Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. Просвещение 1990 г.
Шитье и рукоделие. Энциклопедия. Москва 1994 г.
Шитье. Вязание. Вышивка. Киев. Издательство «Орион». 1994 г.