Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей на уроках технологии.»
Тема: Развитие творческих способностей
детей на уроках технологии.
1. Теоретические основы развития творческой деятельности учащихся в современном образовательном процессе
1.1 Понятие о способностях
Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами).
Способностями называются качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности. Знание человеком своих способностей, наличие положительного опыта их использования определяют его выборы поведения и жизнедеятельности. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные (например, способности к изобразительной деятельности) и ведущие (например, свойства художественного, творческого воображения). Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек на первом уровне развития способностей обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей он создает новое, оригинальное. Однако следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима.
В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений». Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов. В начале 80-х гг. советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Они изучили свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными качествами:
Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность;
Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
Высокая работоспособность;
Умение находить и решать проблемы, составлять основу цели;
Умение защищать свои убеждения.
Все эти качества являются приоритетными, точнее самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать и то, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности.
По словам советских психологов (Г.С. Костюк, А.Г Ковалева, В.Н. Мясищева) задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Таких творческих дел множество.
1.2 Труд и творчество
Умение мыслить, искать новые нестандартные решения - это качество, без которого немыслим эффективный труд в сферах производства, науки, обслуживания. Поэтому важной задачей учебных занятий по технологии является формирование творческого отношения к труду.
Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему осуществляется прогрессивное движение общества.
Существует множество определений понятия творчества.
Большой энциклопедический словарь дает обобщающее определение творчества:
«Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».
Можно сказать и так, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческая задача определяется так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов. Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово. Оно рассматривается как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность». Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальном) воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кудюткин и др.). Исследователи (Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин, И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: «Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением… Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности». В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности:
а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство);
в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
д) новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что «неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры».
По мнению И.П. Волкова единственно правильного объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, т.к. проявления человеческой деятельности настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. Волков в своей книге «Учим творчеству» дает очень много полезных советов для учителей как правильно обучать творчеству. Он пишет, что школьник не может создать оригинальный конкретный продукт, если учитель не будет опираться на уже имеющиеся у него знания. Работы должны выполняться грамотно потому, что грамотность - это правила. Именно они дают на практике мастерство. А мастерство - это квалификация. Творчеству надо учить постепенно, т.е. выполнять работу с элементами творчества. Без самостоятельности, когда ученик сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы, серьезно говорить о творчестве нельзя. Способность к творчеству может в полной мере проявиться только в том случае, если дело, которым он занимается, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям. Тогда он может реализоваться полностью и, следовательно, проявить себя как творческая личность. Постигая и преобразуя окружающий мир, человек может выступать в трех видах творческой деятельности. Первый - исследование объективно существующих закономерностей, свойств и явлений окружающего мира. Это удел ученых, и итогом их деятельности являются открытия. Второй вид творческой деятельности связан с решением задач, повседневно возникающих в различных областях хозяйственной деятельности. Наиболее оригинальные решения становятся изобретениями. Третий вид творческой деятельности - рационализация. Развитию творческих способностей также содействует доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и ученика. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
Приобщить учащихся к творческой работе;
Прививать интерес к творчеству, поиску;
Развивать навыки созидания, самореализации
Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:
1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;
2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
3) принцип приоритета творческой деятельности;
4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;
На основании анализа литературы, наблюдений за учебной деятельностью детей на уроках технологии бесед с ними были выявлены следующие параметры, которые могут выступать в качестве критериев развития творческих способностей:
- оригинальность
- гибкость мышления
- беглость мышления.
- эмоциональность.
1.3 Формирование и развитие способностей
Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями. Об этом написано немало трудов великими психологами, педагогами.
В частности, известный психолог Ковалев А.Г. в своих работах о способностях человека, выделил ряд важных условий, при которых можно развивать способности человека:
Знать во всех отношениях ребенка, учитывать его силы и возможности в разных учебных предметах, видах физического труда и общественной работы. Это позволит правильно составить план по формированию способностей.
Обеспечить соответствие между уровнем обученности и уровнем обучаемости. Формирование обучаемости это и есть процесс формирования общих способностей индивидов.
Процесс обучения должен носить творческий характер. Именно он формирует положительное отношение к учению, овладению знаний.
Сочетать обучение с практикой, с трудом. Особое значение имеет организация творческих заданий в труде, без которых невозможно развить творческие силы и способности учащегося.
Вести систематически профориентационную работу с тем, чтобы каждый школьник мог свободно выбирать в соответствии со своими склонностями и способностями специальность и начать готовиться к ней уже в школьный период жизни.
Формировать активные черты личности (самостоятельность, трудолюбие и организованность) без чего невозможна полная реализация потенциальных сил и способностей индивида и максимальное развитие в деятельности.
Правильно сочетать общие требования с индивидуальным подходом к учащимся.
Указанные условия обеспечивают формирование у школьника необходимых психических и нравственных свойств в их единстве, что и составляют внутреннее условие образования цельной, активной личности, способной творчески решать общественно значимые задачи.
2. Работапоформированию творческих способностей школьников на уроках технологии
2.1 Формы и методы развития творческих способностей учащихся
Уроки технологии - это уроки жизни, которые направлены на овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда, развитие познавательных интересов, мышления, воображения, творческих способностей, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, предприимчивости, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Основное время на них отводится формированию практических умений. Умение - это освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый приобретёнными знаниями и навыками.
Этот школьный предмет дает девочкам знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.
В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своими детьми, научить или передать им свои умения, этот предмет просто необходим.
Ещё необходимо помнить, что «Хорошее техническое развитие руки ведёт автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга». Эта мысль сегодня всё слабее реализуется в практике школ. А зря. Взаимосвязь «рука - мозг» состоит в том, что благодаря каждому новому освоенному умению развиваются мозг ребёнка, его ум. Этим вопросом занимался выдающийся психолог Л.С. Выготский, он ввёл понятие «зона ближайшего развития», такой зоной является отрезок пути развития, который предстоит пройти ребёнку, чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, теперь он мог делать самостоятельно. Очередной новой для него высоты ребёнок достигает в результате многократных, последовательно усложняющихся действий, ведущих к прочному овладению новым умением. Занимаясь ручным трудом, ребёнок приводит в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Мозг берёт на себя функции управления новым для ребёнка видом деятельности и, управляя ею, развивается. И так при каждом новом для него виде работы или при внесении усовершенствований в уже ставшее привычным дело. Приобретая новое умение, ребёнок делает шаг вперёд в развитии многих своих способностей. Вот и получается, что отработка уже приобретённых навыков труда и приобретение новых - всё это нужно не только для того, чтобы у человека были золотые руки, но и для того, чтобы у него была умная голова. И так, любой труд, в том числе ручной, если он ведёт к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрёл нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствовать свой ум.
Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали общественно-полезное значение своего труда, почувствовали интерес к нему, но и стремились бы показать свои творческие возможности, реализовать их в конкретных трудовых делах.
Развивая творческие способности детей, следует учитывать:
Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Я работала с детьми с 5-го по 11-й класс. Четыре года в начальной школе у них были уроки труда, и для меня является важным, как проходили эти уроки, поэтому учащихся начальной школы следует привлекать к участию в кружках, выставках, экскурсиях, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Следует бережно относиться к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. В конце учебного года желательно привести учащихся 4 класса на экскурсию в кабинет технологии. Рассказать, чем они здесь будут заниматься, показать работы учеников, сообщить что надо подготовить для уроков. И тогда на первом уроке технологии в 5-ом классе учитель и ученики встретятся как добрые старые друзья. Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии.
В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.
Улучшить организацию работы помогает соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество - это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Форма проведения занятий может быть традиционной и нетрадиционной. Какой бы форма проведения занятия ни была, главное - это работа учеников, которую организует учитель. Использование разнообразных методов даёт возможность поддерживать хорошую работоспособность на занятиях. На уроках технологии используются словесные методы обучения: рассказ, беседа, сообщение, дискуссия. При объяснении теоретического материала следует использую различные энциклопедические сведения, исторические факты, давать задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме Большой интерес у школьниц вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиене, об особенностях развития девочки и девушки. Дети могут задавать любые вопросы. Опросы их показывают, что далеко не все родители разговаривают с ними на подобные темы. Следует постоянно разъяснять и показывать учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказывать о средствах индивидуальной защиты, оказании первой помощи. Объяснять, почему необходимо следить за правильной организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов. На некоторых уроках можно использовать музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться.
2.2 Создание проблемной ситуации
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Работая на уроках, девочки изготавливают различные изделия. В процессе работы приходится решать самые различные вопросы, начиная с выбора объекта труда, его конструкции, определять рациональные способы обработки отдельных деталей, рассчитывать количество ткани на изделие, уметь устранять неполадки в работе и т.д. Я не стараюсь сразу же по первому зову решать их проблемы, а создаю им такие условия, в которых приходится прилагать усилия не только физические, но и умственные. Например, поломалась игла, развалился шпульный колпачок, строчка петляет - замени, собери, исправь. Забыла, как это делается, возьми инструкцию, посмотри и сделай.
Какие полезные мелочи можно сделать из лоскутков? Как можно обойтись без заметывания боковых и нижнего среза накладного кармана, чтобы настрочить его на изделие? Как исправить допущенные ошибки в изделии? Как устранить дефект кроя на клетчатых тканях, если полоски не совпадают? На занятиях предлагаю решать технолого-экономические задачи. Например, измерьте общую площадь выпадов ткани при определенной раскладке выкроек (дается готовая раскладка выкроек на ткани); предложите экономную раскладку выкроек на том же отрезке ткани, вычислите, сколько ткани сэкономлено. При изучении темы «Моделирование» в 5-9 классах я включила в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».
Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).
1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.
2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.
3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;
4. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.
5. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
При прохождении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками и лентами, выполняют изделия из лоскута, шьют мягкие игрушки. При подготовке к выставки мы с девочками отбираем игрушки по номинациям. Этот процесс позволяет учащимся выделить более интересные работы, сравнить их с другими. В дальнейшем, я предлагаю отдать игрушки в Детский Дом, и большая часть детей, конечно - же, соглашаются. А для себя предлагаю учащимся изготовить подарки самостоятельно. На данных занятиях затрагиваю вопросы оформления подарков, где девочки также могут проявить творчество
Наибольшее применение в моей практике получили:
2.2Репродуктивный метод (демонстрация, упражнение, инструктаж)
Этот метод обеспечивает ускоренное, прочное усвоение информации, быстроту формирования практических умений и навыков. Особенно это касается тех занятий, на которых учащиеся выполняют пошив изделия, учатся правильно обращаться с инструментами, приспособлениями, оборудованием, грамотно выполнять рабочие движения и приемы труда На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ - на бумаге и лекальный метод - на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываю лучшие варианты. Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой - получить определенные знания, навыки и умения. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения, но, как правило, они небольшие по объему. Выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей. У меня было два варианта работы с упражнениями: первый - упражнения включались в процесс выполнения проектов, второй - упражнения выполнялись до ознакомления с проектами. Второй вариант оказался более успешным. В каждом упражнении указываю, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность.
Несколько примеров. При изучении раздела «Кулинария» в учащимся в качестве самостоятельной работы предлагается составить рецепты салатов из овощей, употребление которых будет способствовать:
укреплению защитных сил организма; улучшению зрения, роста. Оценка выполнения данного задания учитывает и соблюдение дополнительных условий: в салате должно быть не менее трех овощей, некалорийная заправка, оригинальное оформление. Предлагаются и более сложные упражнения: составить для школьника меню на день, на неделю из продуктов, которые обеспечивали организм необходимыми веществами. В разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки. Варианты могут быть разными: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный. В данной конкретной деятельности приобретаются и знания и опыт творчества. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. Все выполненные упражнения, а это есть творческие работы, поступают и пополняют копилку работ, которые со временем можно использовать: так, вышивка идеально впишется в проект по интерьеру или для оформления швейного изделия.
2.3 Использование игр и игровых форм
Использование дидактических игр, пожалуй, самый активный метод обучения. Он не только поддерживает интерес учащихся к предмету, но и стимулирует их познавательную активность, вовлекает в творческую деятельность.Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
2.4Творческое задание
Задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе неприменяемых. Например, подобрать лоскуты хорошо сочетающихся тканей и отрезки отделочной тесьмы к ним; составить отделку из двух-трех отделочных элементов; внести изменения в конструкцию платья, сумки и т.д.; подобрать ткани и отделочные материалы для пошива какого-нибудь изделия; разработать комплект кукол, зверей или домашних животных типа «варежка» для детского спектакля, используя различный масштаб изделия, а для того, чтобы работу облегчить, даю им исходные формы.
Надо научить девочек смотреть на ткань как на изобразительное средство. Так, например, сочетание различных тканей: ситец, вельвет, бархат, атлас, мешковина, обогащает фактуру изделия. Успешность выполнения любой творческой работы зависит от эскиза. Сначала это быстрые зарисовки возникших вариантов, идей, фасон платья и т.д. Дальнейшее развитие и уточнение идей происходит в творческом эскизе детали, детально проработанном и продуманном. Всегда говорю девочкам, что хороший эскиз - это 50% выполненной работы. Объяснение, что такое эскиз, начинаю с показа лучших творческих работ учащихся, художников-модельеров, мастеров декоративно-прикладного искусства. Когда девочки видят сначала наброски, затем чётко выполненный эскиз и точную копию эскиза-изделия, они начинают понимать всю его значимость. Для тех девочек, которые недостаточно хорошо рисуют, предлагаю выполнить макет из бумаги. Это стимулирует воображение учащихся. Большую роль в развитии творческих способностей играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с так называемым «бросовым» материалом. Здесь девочкам представляется много возможностей для творчества в мастерской, дома, развивается их фантазия, воображение. Очень интересно прошло занятие в 5 классе по изготовлению оригинальных поделок из ненужных компакт - дисков, изготовление поделок в технике квилленг. При изучении раздела «Рукоделие» пользуюсь программой: «Искусство аранжировки цветов», «Работа с соломкой», «Вязание», «Вышивка», «Аппликация», «Культура дома», «Бисероплетение», «Лепка из теста». При изучении этого раздела девочки с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. На уроках по кулинарии девочки учатся правильно и красиво сервировать стол, вкусно готовить, приобщаются к национальным блюдам. С 5 класса следует приучать девочек правильно оформлять блюдо, подходить творчески к любой работе. Пример: при изучении темы «Виды бутербродов». Можно сделать бутерброд, просто нарезав хлеб и намазав сливочным маслом, но можно сделать по-другому. При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества. Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Я показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо. В течение прохождения кулинарных работ даю девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей. После прохождения кулинарных работ даю задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, рецепт в форме рыбы, или блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.). Работая в 5 классах, я стараюсь увлечь детей делать красивые вещи. Хотя не сразу виден хороший результат, но, прививая, учу трудолюбию. В 6 классе виден результат целого года работы, и работать уже легче. Девочки понимают, чего от них хочет учитель, и стараются выполнять работы аккуратно, проявляют свое мастерство и фантазию в оформлении изделия.
2.5 Создание ситуации успеха в обучении (конкурсы, выставки, экскурсии, олимпиады)Представляет собой создание цепочки ситуации, в которых учащиеся добиваются хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувств уверенности в своих силах. Например, учащейся, которая решила сделать дорожку на стол в технике вышивки «ришелье», была предложена задача, найти более экономичный, эффективный способ оформления дорожки на примере накладной аппликации. Чтобы выполнить дорожку в технике вышивки «ришелье» ей потребовалось бы значительно больше времени, т.к. с этой техникой она не знакома, да и уверенности в том, что первая работа получится хорошо. В процессе обсуждения данной ситуации предлагались разные варианты: а что если аппликативные элементы настрочить на основу шёлковых тканей или сетку (трикотажную, капроновую) и вырезать отдельные элементы как в технике «ришелье». Учитывая, что шелковые ткани сильно осыпаются, трикотажная сетка мягкая, мы пришли к выводу, что основой будет капроновая сетка. Настрочив на нее цветы, мы получили потрясающий эффект, очень похожий на технику «ришелье». Участие в различных выставках, конкурсах имеет для учащихся большое значение, т.к. это влияет на уровень самооценки развивающейся личности. Любая творческая работа - это то, с помощью чего учитель может целенаправленно создавать ситуацию успеха как для группы учащихся, так и для отдельных учеников. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одарённых учащихся. Приёмом, способствующим созданию ситуации успеха, также служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Например, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, планы предстоящего ответа, инструкционные карты и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца - «я сделал!». Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.
Закрепить у школьниц интерес к изучаемому материалу помогут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую-либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся. Почти по каждому разделу предусмотрено проведение итоговых уроков для повторения, закрепления и систематизации знаний и умений. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому материалу. Необходимо на таких занятиях организовывать выставки изготовленных изделий. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.
Заключение
Таким образом из данной работы можно сделать следующие выводы
1) Творческие способности развиваются в условиях комфортной образовательной среды, когда ребенок чувствует себя раскрепощенно, свободно, у него есть право выбора.
2) Трудно творить без определённого запаса знаний. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.
3) Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
4) Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
5) При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
6) Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.
Литература
1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие. - М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС
2. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения.
3. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2000.
4. Богословский В.В., Степанов А.А., Ковалев А.Г. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.
5. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя.
6. Волков И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования школы №2 г. Реутова Московской обл.