kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов как способ формирования самостоятельности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.»

Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.


В современных условиях важнейшей задачей образования является формирование у школьников самостоятельности, ответственности и правового самосознания, духовности и культуры инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.

Цель современного образования – формирование ключевых компетенций: ценностно – смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного совершенствования, учебно-познавательные.

В основе сформированности компетенций лежит умение самостоятельно овладевать знаниями и способами деятельности.

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности.

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.

Считаю , что одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов и способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

Исходя из этого, в своей педагогической работе использую современные образовательные технологии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

  2. Метод проектов.

  3. Технологию проблемного обучения.

  4. Личностно-ориентированную технологию.

  5. Технологию развивающего обучения.

  6. Технологию критического мыщления.


Методы формирования самостоятельности учащихся.

Использование метода проектов как компонента системы образования.

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. На уроках технологии учащиеся выполняют до четырех проектов в год, охватывающих все разделы программы.

Это позволяет совершенствовать познавательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств.

Учащиеся 5 класса успешно реализуют свои возможности в проектировании изделий по следующим разделам блока программы: технологии в сфере быта, способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи, создание изделий из текстильных материалов, художественные ремесла.

Приведу несколько тем проекта: « Кухня моей мечты», «Воскресный завтрак для всей семьи», «Наряд для завтрака», Лоскутное изделие для кухни-столовой». Первое представление об исследовательской деятельности, первые шаги в создании изделий позволяют преодолеть скованность и страх ребенка перед самим собой, своим внутренним не «смогу». Постепенно школьники начинают понимать чему, они учатся в настоящий момент и как это связано с тем, что они изучали раньше и что будут изучать в дальнейшем.

На этом этапе ученики все еще ориентируются на чужое мнение. Работают по образцу, нуждаются в опоре, испытывают трудности в самостоятельной постановке цели, проявляя невысокий уровень инициативы и самостоятельности.

В 6-7 классах обучающиеся выполняют проекты, связанные информационными технологиями, экономикой домашнего хозяйства, экологией : «Ремонт своими руками», « Умный дом», « Освещение жилого дома», «Приготовление воскресного семейного обеда», « Праздничный сладкий стол», « Наряд для семейного обеда», «Праздничный наряд», « Вяжем аксессуары крючком», « Подарок своими руками».

Успевающие ученики выполняют больше исследований, самостоятельно ставят цель и планируют свою работу, другие нуждаются в помощи учителя.

В процессе обучения обучающиеся достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения по методу проектов школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства, области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают технологии промышленного производства.

Все больше развивается способность учащихся анализировать свою деятельность.

Этапы работы над проектом.

Логика проекта представляется линейной: потребность – исследование – критерии - первоначальные идеи - оценка идей - разработка лучшей идеи – планирование – изготовление – апробирование и оценка. Иногда логика бывает иной.

В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.

1. «Поисковый этап.

Поиск и анализ проблемы.

Выбор темы проекта.

Планирование проектной деятельности по этапам.

Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

2. Конструкторский этап.

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

1.1 Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.

1.2 Выбор технологии изготовления

1.3 Экономическая оценка , необходимых материалов, инструмента и оборудования.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный этап.

1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, публикация).

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.

Меняется характер педагогической деятельности учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих учеников. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.

Т.В. Сояпова,

учитель технологии МАОУ СОШ №3,

г. Кировград, Свердловская обл.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.

Автор: Сояпова Татьяна Васильевна

Дата: 03.11.2019

Номер свидетельства: 525450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Презентация: «Развитие самостоятельности обучающихся   посредством  игровых технологий на уроке  физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(133) "priezientatsiia-razvitiie-samostoiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-posriedstvom-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokie-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "163472"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422478397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(110) "stat-ia-organizatsiia-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "110104"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405533229"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Педагогический проект по теме: Развитие критического мышления средствами проблемного обучения на уроках технологии в контексте ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(157) "piedaghoghichieskii-proiekt-po-tiemie-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-sriedstvami-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii-v-kontiekstie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117085"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412697237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: "Моделирование фартука" "
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-tiekhnologhii-v-5-klassie-po-tiemie-modielirovaniie-fartuka"
    ["file_id"] => string(6) "155182"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421249969"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Педагогический проект: Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(172) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-i-issliedovatiel-skikh-sposobnostiei-na-urokakh-tiekhnologhii-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420814175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства