kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов как способ формирования самостоятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.»

Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.


В современных условиях важнейшей задачей образования является формирование у школьников самостоятельности, ответственности и правового самосознания, духовности и культуры инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.

Цель современного образования – формирование ключевых компетенций: ценностно – смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного совершенствования, учебно-познавательные.

В основе сформированности компетенций лежит умение самостоятельно овладевать знаниями и способами деятельности.

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности.

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.

Считаю , что одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов и способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

Исходя из этого, в своей педагогической работе использую современные образовательные технологии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

  2. Метод проектов.

  3. Технологию проблемного обучения.

  4. Личностно-ориентированную технологию.

  5. Технологию развивающего обучения.

  6. Технологию критического мыщления.


Методы формирования самостоятельности учащихся.

Использование метода проектов как компонента системы образования.

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. На уроках технологии учащиеся выполняют до четырех проектов в год, охватывающих все разделы программы.

Это позволяет совершенствовать познавательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств.

Учащиеся 5 класса успешно реализуют свои возможности в проектировании изделий по следующим разделам блока программы: технологии в сфере быта, способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи, создание изделий из текстильных материалов, художественные ремесла.

Приведу несколько тем проекта: « Кухня моей мечты», «Воскресный завтрак для всей семьи», «Наряд для завтрака», Лоскутное изделие для кухни-столовой». Первое представление об исследовательской деятельности, первые шаги в создании изделий позволяют преодолеть скованность и страх ребенка перед самим собой, своим внутренним не «смогу». Постепенно школьники начинают понимать чему, они учатся в настоящий момент и как это связано с тем, что они изучали раньше и что будут изучать в дальнейшем.

На этом этапе ученики все еще ориентируются на чужое мнение. Работают по образцу, нуждаются в опоре, испытывают трудности в самостоятельной постановке цели, проявляя невысокий уровень инициативы и самостоятельности.

В 6-7 классах обучающиеся выполняют проекты, связанные информационными технологиями, экономикой домашнего хозяйства, экологией : «Ремонт своими руками», « Умный дом», « Освещение жилого дома», «Приготовление воскресного семейного обеда», « Праздничный сладкий стол», « Наряд для семейного обеда», «Праздничный наряд», « Вяжем аксессуары крючком», « Подарок своими руками».

Успевающие ученики выполняют больше исследований, самостоятельно ставят цель и планируют свою работу, другие нуждаются в помощи учителя.

В процессе обучения обучающиеся достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения по методу проектов школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства, области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают технологии промышленного производства.

Все больше развивается способность учащихся анализировать свою деятельность.

Этапы работы над проектом.

Логика проекта представляется линейной: потребность – исследование – критерии - первоначальные идеи - оценка идей - разработка лучшей идеи – планирование – изготовление – апробирование и оценка. Иногда логика бывает иной.

В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.

1. «Поисковый этап.

Поиск и анализ проблемы.

Выбор темы проекта.

Планирование проектной деятельности по этапам.

Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

2. Конструкторский этап.

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

1.1 Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.

1.2 Выбор технологии изготовления

1.3 Экономическая оценка , необходимых материалов, инструмента и оборудования.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный этап.

1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, публикация).

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.

Меняется характер педагогической деятельности учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих учеников. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.

Т.В. Сояпова,

учитель технологии МАОУ СОШ №3,

г. Кировград, Свердловская обл.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.

Автор: Сояпова Татьяна Васильевна

Дата: 03.11.2019

Номер свидетельства: 525450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Презентация: «Развитие самостоятельности обучающихся   посредством  игровых технологий на уроке  физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(133) "priezientatsiia-razvitiie-samostoiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-posriedstvom-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokie-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "163472"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422478397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(110) "stat-ia-organizatsiia-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "110104"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405533229"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Педагогический проект по теме: Развитие критического мышления средствами проблемного обучения на уроках технологии в контексте ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(157) "piedaghoghichieskii-proiekt-po-tiemie-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-sriedstvami-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii-v-kontiekstie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117085"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412697237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Педагогический проект: Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(172) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-i-issliedovatiel-skikh-sposobnostiei-na-urokakh-tiekhnologhii-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420814175"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: "Моделирование фартука" "
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-tiekhnologhii-v-5-klassie-po-tiemie-modielirovaniie-fartuka"
    ["file_id"] => string(6) "155182"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421249969"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства