Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.»
Развитие самостоятельности обучающихся на уроках технологии.
В современных условиях важнейшей задачей образования является формирование у школьников самостоятельности, ответственности и правового самосознания, духовности и культуры инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.
Цель современного образования – формирование ключевых компетенций: ценностно – смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного совершенствования, учебно-познавательные.
В основе сформированности компетенций лежит умение самостоятельно овладевать знаниями и способами деятельности.
Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности.
Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.
Считаю , что одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов и способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.
Исходя из этого, в своей педагогической работе использую современные образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии.
Метод проектов.
Технологию проблемного обучения.
Личностно-ориентированную технологию.
Технологию развивающего обучения.
Технологию критического мыщления.
Методы формирования самостоятельности учащихся.
Использование метода проектов как компонента системы образования.
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. На уроках технологии учащиеся выполняют до четырех проектов в год, охватывающих все разделы программы.
Это позволяет совершенствовать познавательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств.
Учащиеся 5 класса успешно реализуют свои возможности в проектировании изделий по следующим разделам блока программы: технологии в сфере быта, способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи, создание изделий из текстильных материалов, художественные ремесла.
Приведу несколько тем проекта: « Кухня моей мечты», «Воскресный завтрак для всей семьи», «Наряд для завтрака», Лоскутное изделие для кухни-столовой». Первое представление об исследовательской деятельности, первые шаги в создании изделий позволяют преодолеть скованность и страх ребенка перед самим собой, своим внутренним не «смогу». Постепенно школьники начинают понимать чему, они учатся в настоящий момент и как это связано с тем, что они изучали раньше и что будут изучать в дальнейшем.
На этом этапе ученики все еще ориентируются на чужое мнение. Работают по образцу, нуждаются в опоре, испытывают трудности в самостоятельной постановке цели, проявляя невысокий уровень инициативы и самостоятельности.
В 6-7 классах обучающиеся выполняют проекты, связанные информационными технологиями, экономикой домашнего хозяйства, экологией : «Ремонт своими руками», « Умный дом», « Освещение жилого дома», «Приготовление воскресного семейного обеда», « Праздничный сладкий стол», « Наряд для семейного обеда», «Праздничный наряд», « Вяжем аксессуары крючком», « Подарок своими руками».
Успевающие ученики выполняют больше исследований, самостоятельно ставят цель и планируют свою работу, другие нуждаются в помощи учителя.
В процессе обучения обучающиеся достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения по методу проектов школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства, области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают технологии промышленного производства.
Все больше развивается способность учащихся анализировать свою деятельность.
Этапы работы над проектом.
Логика проекта представляется линейной: потребность – исследование – критерии - первоначальные идеи - оценка идей - разработка лучшей идеи – планирование – изготовление – апробирование и оценка. Иногда логика бывает иной.
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.
1. «Поисковый этап.
Поиск и анализ проблемы.
Выбор темы проекта.
Планирование проектной деятельности по этапам.
Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
2. Конструкторский этап.
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1 Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
1.2 Выбор технологии изготовления
1.3 Экономическая оценка , необходимых материалов, инструмента и оборудования.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап.
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, публикация).
Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.
Меняется характер педагогической деятельности учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих учеников. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.