Рабочая тетрадь предназначена для оказания помощи обучающимся в освоении программы учебной практики УП. 01по ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий по профессии 19601 «Швея» адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Задания тетради направлены на формирование готовности обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности по подготовке и организации технологических процессов на швейном производстве и освоение профессиональных компетенции.
В ней представлены разнообразные задания по темам: «Классификация одежды», «Инструменты и приспособления для ручных работ. Ручные стежки и строчки», «Терминология ручных работ», «Машинные работы», «Терминология машинных работ», «Организация рабочего места. Технические условия на выполнение влажно – тепловых работ», «Терминология влажно – тепловых работ», «Обработка мелких деталей», «Обработка вытачек», «Обработка кокеток и соединение их с изделием».
Все задания выполняются непосредственно в тетради. В предложенных заданиях выполнение текстовых записей сведено к минимуму.
Такие задания, как описание внешнего вида изделий, установление последовательности обработки узлов, решение криптограмм, в целях экономии учебного времени целесообразно выполнять дома.
Рабочая тетрадь не только является средством контроля знаний студентов, но и способствует активизации их мышления, развитию навыков работы со схемами обработки деталей одежды, а также окажет несомненную помощь при подготовке студентов к квалификационным испытаниям.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами рабочей учебной программы курса. Предназначена для использования обучающимися вместо традиционных опорных конспектов.
Выполнение тестовых записей сведено до минимума, что позволит эффективнее использовать время занятия для более полного изучения предмета.
Работа с тетрадью способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, развитию навыков работы со схемами обработки одежды, что в конечном итоге должно сказаться на качестве профессиональной подготовки.
После утверждения рабочей тетради на заседании ЦМК швейного и обувного профиля,
тетрадь будет изготовлена по одному экземпляру для каждого обучающегося.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………
4
Тема «Ручные работы»………………………………………………….
6
1.1.Организация рабочего места. Безопасные условия труда при выполнение ручных работ …………………………………………….
6
1.2.Инструменты и приспособления для ручных работ ………………..
7
1.3.Классификация ручных стежков ……………………………………
8
1.4.Характеристика стежков временного назначения ………………….
8
1.5.Характеристика стежков постоянного назначения …………….......
9
1.6.Стежки специальные ………………………………………………....
9
1.7.Пришивание фурнитуры ……………………………………………..
10
1.8.Терминология ручных работ ………………………………………...
10
1.9.Технические условия на выполнение ручных работ ……………….
10
2. Тема «Машинные работы»…………………………………………….
12
2.1.Организация рабочего места для машинных работ ………………
4.3. Обработка кокеток и соединение их с изделием …………………..
30
Список используемой литературы ..............................................................
32
Введение
История развития и задачи швейной промышленности
Работа на уроке
Одежда– это изделие (или совокупность изделий), изготовленных из материалов животного, растительного и искусственного происхождения. Одежда является предметом первой необходимости человека наряду с пищей, жильем и т.п. Изготовлением одежды занимается швейная промышленность.
Задачи швейной промышленности:
Выпускать одежду высокого качества;
Выпускать одежду в оптимальном количестве;
Выпускать одежду отвечающую современным требованиям.
Пути выполнения задач швейной промышленности:
Повышать уровень автоматизации производства, применения компьютерной техники и т.п.
Использовать современные технологии изготовления одежды.
Готовить высококвалифицированные кадры, способных трудиться творчески и высокопроизводительно, умело использовать швейное оборудование.
Какие предметы твоего туалета относятся к верхней одежде? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Тема 1. «Ручные работы»
Оснащение рабочего места
Рисунок
Стол с гладкой поверхностью, оснащенный выдвижными ящиками для хранения полуфабрикатов и инструментов
Светильник 2 локального освещения
Передвижная подставка З с нитками и инструментами
Мусоросборник 4
Подставка 5 для ног (в случае отсутствия перекладины в конструкции стола)
Винтовой стул 6 с регулировкой высоты сидения и изменением положения спинки
1.1. Организация рабочего места. Безопасные условия труда при выполнение ручных работ
Организация рабочего места
Расстояние от глаз работающего до изделия – 25-30 см.
? Ответьте на вопрос:
Как правильная организация рабочего места влияет на производительность труда и качества работы? ____________________________________________
Какие стежки (прямые или косые) эффективнее при наметывание подкладки клапана на основную деталь клапана? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой длины стежок Вы рекомендуете для сметывания деталей из:
1. От чего зависит высота петли копировального стежка?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Нитками в цвет ткани или контрастными целесообразно выполнить ручные стежки временного назначения? И почему? ____________________________
2. Какие свойства на Ваш взгляд у него положительные, а какие отрицательные, по отношению машинной строки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
1.7. Пришивание фурнитуры
СДЕЛАТЬ ТАБЛИЦУ
?Ответьте на вопрос:
А если пуговица с отверстиями пришивается только в качестве отделки, то ее пришивают на стойке или в плотную к ткани? __________________________
2) Какой длины стежки вы рекомендуете для сметывания боковых швов женской блузки и вметывание рукавов в той же блузке и почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2 «Машинные работы»
СДЕЛАТЬ ТАБЛИЦУ
2.1. «Организация рабочего места для машинных работ»
Рабочее место швеи состоит:
стол с головкой швейной машиной
винтовой стул
лампа местного освещения
бабинодержатель
Обрабатываемое изделие должно находиться на 30 – 40 см от глаз работающего; локти – на одном уровне с крышкой стола; обе ноги работающего находятся на педали.
Работа дома:
вставьте пропущенное слово:
«Детали изделия лежат по обе стороны от в __________________ швах»; (соединительных или краевых).
2.2. Классификация машинных швов
СДЕЛАТЬ ТАЛИЦУ
2.3. Соединительные швы: стачные, настрочные
ТАБЛИЦА
?Ответьте на вопросы:
Почему важно положение локтей на одном уровне с крышкой стола??? ________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие устройства имеются на швейной машине в учебной мастерской для улучшения условий труда швеи? ________________________________
подготовить косую бейку длиной 15 см., шириной 3,5 см. из хлопчатобумажной ткани.
?Ответьте на вопрос:
Каким швом обрабатывают низ изделия из тонких хлопчатобумажных тканей?______________________________________________________________________________________________________________________________
2.6. Отделочные швы. Рельефные швы. Швы с кантом
Складочки застрочные
Складочки настрочные
Выстрочной шов со шнуром, с подложенной полоской
Стачной шов с кантом (одной строчкой)
Накладной шов с кантом (одной строчкой)
Обтачной шов с кантом
?Закончите предложение:
Рельефные швы предназначены для _________________________________
зарисуйте модель плечевого изделия при обработке которого будут использованные отделочные швы.
2.7. Отделочные швы. Складки
Односторонние
Встречные
Бантовые
Последовательность выполнения
односторонней складки
Наметить складки с изнаночной стороны изделия
Сметать по боковой линии
3.Стачать по линиям 2 и 3
Заутюжить складку
?Ответьте на вопрос:
Какова ширина меловой линии при наметке складки на деталь и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа дома:
найдите в тексте учебника и законспектируйте ответ на вопрос:
Каков должен быть припуск при раскрое детали при односторонней, встречной и бантовой складок?_______________________________________
Какой корень в большинстве словах-терминах определяет использование машинных работ для постоянного соединения? Подчеркните этот корень в таблице.
Работа дома:
зарисуйте схемы машинных швов используемых при выполнении операции «притачивание» и подпишите название швов.
2.9. Технические условия на выполнение машинных работ
Внутренние строчки выполняют нитками в цвет ткани верха.
Номера ниток, машинных игл и частота строчки должны соответствовать толщине ткани и характеру выполняемых операций.
Концы всех внутренних строчек, выполняемых на стачивающей машине, закрепляют двойной обратной строчкой (закрепкой) длиной 0,7 – 1,0 см; на специальных машинах – длиной 1,5 – 2,0 см.
При прокладывание строчек по замкнутым контурам строчки в конце швов должны заходить одна на другую не менее чем на 2 – 2,5 см.
При соединение двух деталей, одна из которых с прямым срезом, а другая с косым, деталь с косым срезом необходимо положить снизу (на рейку двигателя ткани), а деталь с прямым срезом – сверху.
При соединение двух деталей из ткани разной толщины, вниз следует положить деталь из толстой ткани.
При соединение двух деталей с посадкой одной из них деталь, которую нужно посадить, следует положить вниз на рейку двигателя ткани.
?Обоснуйте правильность утверждений:
– «деталь с косым срезом кладется снизу, а с прямым сверху».____________
15. Закончите предложение, выберите правильный вариант ответа:
При стачивании деталей из основной и подкладочной тканей сверху располагают деталь из______________________________________________
а) подкладочной ткани;
б) основной ткани;
в) любой ткани
16. На каком расстоянии и в какую сторону от строчки сметывания стачивают детали? __________________________________________________
17. Вставьте в предложение пропущенные значения:
При выполнении двойного шва первую строчку прокладывают на расстоянии ________мм от срезов, затем детали вывертывают на лицевую сторону и прокладывают вторую строчку на расстоянии ______мм от края.
18. Укажите какому виду работ:
1 — постоянное соединение двух деталей по овальному контуру;
2 — постоянное соединение двух деталей, примерно равных по величине, по совмещенным краям;
3 — закрепление подогнутых краев детали или изделия машинной строчкой;
4 — постоянное соединение двух или нескольких разных по величине деталей;
5 — соединение двух деталей по краю с последующим вывертыванием их на лицевую сторону;
б — постоянное закрепление заутюженных срезов шва строчкой или соединение двух деталей, наложенных одна на другую, лицевыми сторонами вверх;
7 — закрепление отделочными строчками припусков стачанного и разутюженного швов;
8 — обработка срезов деталей или швов полоской материала или тесьмой для отделки края или предохранения от осыпания;
1. Выберите правильный ответ и обведите его кружочком:
1.1 Соединение рукава с проймой изделия:
а) притачивание
б) стачивание
в) обтачивание
г) втачивание
1.2 Прокладывание машинных строчек на деталях для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, вытачек, защипов:
а) обтачивание
б) притачивание
в) втачивание
г) застрачивание
1.3 Прокладывание машинной строчки при наложении одной детали на другую для их соединения, закрепления припусков шва, складки, направленных в одну сторону:
а) притачивание
б) настрачивание
в) расстрачивание
г) стачивание
1.4 Соединение пояса с верхним срезом юбки:
а) стачивание
б) притачивание
в) втачивание
г) застрачивание
1.5 Ниточное соединение 2-х деталей по краям с последующим вывертыванием их на лицевую сторону:
а) обтачивание
б) притачивание
в) втачивание
г) настрачивание
2.12. Контрольная работа по теме: «Машинные работы»
Работа выполняется в тетради для практических работ по вариантам.
Тема 3 «Влажно-тепловая обработка изделия»
3.1. Оборудование и приспособление для ВТО
Влажно-тепловая обработка бывает внутрипроцессная (проводится в процессе обработки изделия) и окончательная (при отделке готовой продукции).
Виды ВТО: утюжка, прессование и отпаривание
Вид ВТО
Оборудование
Утюжка
Электрические и паровые утюги, гладильные столы.
Прессование
Универсальные и специальные пресса.
Отпаривание
Паровоздушный манекен , отпариватель.
?Ответьте на вопросы:
Основное отличие операции утюжки от прессования?_______________
Какими средствами для ВТО вы еще пользуетесь в учебной мастерской?_____________________________________________________________________________________________________________
При выполнение операций влажно-тепловой обработки необходимо соблюдать следующие технические условия:
Если изделие выполненное из ткани, свойства которой неизвестны, во избежание потери ею цвета и прочности следует проверить действие утюга на маленьком кусочке.
При выполнение влажно-тепловых работ в качестве проутюжильникаприменяют бязь (для изделий пальтово-костюмного ассортимента), отбеленную льняную или хлопчатобумажную ткань (для изделий платьево-блузочного ассортимента). Для изделий из тканей, содержащихсинтетические волокна используют марлю и мягкие хлопчатобумажные ткани (байку, фланель).
Детали или готовые изделия перед обработкой утюгом увлажняют с помощью пульверизатора. Детали из тканей, на которых от воды остаются пятна, увлажнению не подвергаются.
Операции влажно-тепловой обработки производят до полного удаления нанесенной на ткань влаги.
Чтобы не допустить искажений линий шва, его следует разутюжить до полного прилегания срезов.
Для получения четкой и ровной линии заутюживание швов производится с предварительным разутюживанием.
Влажно-тепловую обработку деталей с изнанки изделия выполняется без проутюжильника, а с лицевой стороны – через проутюжильник. При этом воротник приутюживают со стороны нижнего воротника, борта – со стороны подбортов, отвороты – со стороны полочек, манжеты – со стороныподманжет, пояс – по подпоясу, низ изделия – со стороны подгиба. Плечевые швы и откаты рукавов в верхней одежде приутюживают и отпаривают с лицевой стороны на специальных прессах.
?Ответьте на вопросы:
Какие дефекты могут возникнуть при не соблюдении технических условий на ВТО?_______________________________________________________
Из какой ткани детали изделия обрабатывают без проутюжильника?____________________________________________________________________________________________________________
Работа дома:
объясните появление лас при обработке изделия. И почему они удаляются с помощью пара?______________________________
3.3. Организация рабочего места. Технические условия на выполнение влажно – тепловых работ.
1. Перечислите процессы влажно-тепловой обработки (ВТО):
15. Если ВТО подлежат ткани, впервые встречающиеся, то во избежание потери цвета и прочности, необходимо выполнить какое действие? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Особое внимание при ВТО требуют ткани каких цветов? _____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.4. Терминология влажно-тепловых работ
ТАБЛИЦА
?Ответьте на вопрос:
При выполнении, каких машинных швов используется операция ВТО «разутюживание»?________________________________________________
3. Выполните рисунок и определите линии разметки верхней неразрезной вытачки на спинке:
4. Можно ли считать, что подрез – это разрезная вытачка с разными по длине сторонами? __________________________________________________________________
5. Закончите предложение, выбрав правильный вариант значения:
При стачивании разрезных вытачек строчку заканчивают дальше конца разреза вытачки на расстоянии ________________________________________________________а) 0,2 см.
б) 0,5…0,7 см.
в) 0,7…1 см.
г) 1…1,5 см.
6. Как закрепляют концы строчек стачивания вытачек на тонких тканях? __________________________________________________________________
11. Какую операцию необходимо выполнить, чтобы талиевые вытачки на цельной детали не затягивали изделие в области талии?
12. Опишите требования к выполнению вытачек: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какими способами можно обработать припуск шва на овальных краях кокетки при соединении ее с изделием накладным швом с закрытым срезом? __________________________________________________________________
4. Со стороны какой детали прокладывают машинную строчку при соединении кокетки с основной деталью? __________________________________________________________________
Силаева М.А.Пошив изделий по индивидуальным заказам М.: Академия, 2012: учебник для НПО; 7-е издание,– 528 с.
Крючкова Г.А. Технология швейных изделий М.:
Интернет – ресурсы
Ассоциация средних специальных учебных заведений лёгкой и текстильной промышленности «Легпромобразование»[Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.lpo2.ru/ ,свободный- Загл .с. экрана.
4.Энцилопедия моды. Дома моды. Дизайнеры [Электронный ресурс]. режим доступа:
Учебные наглядные пособия и презентации по курсу Оборудование швейного производства»:диски, слайды, плакаты. Национальный проект «Образование»Email.rupo @ susu.ac/ru
4.Учебные наглядные пособия и презентации по курсу «Материаловедение швейного производства»: диски, слайды, плакаты. Национальный проект «Образование» Email.rupo @ susu.ac/ru.