Исследование, выявление традиций, истории, тенденции 3-8
Выбор материалов, инструментов, приспособлений 9-11
Последовательность изготовления изделия 11-18
Экономическое обоснование 19
Экологическое обоснование 19
Контроль качества 19
Разработка рекламного проспекта изделия 19
Используемая литература 20
Последовательность выполнения проекта
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Составление схемы обдумывания
Определение конкретной задачи и ее формулировка
Выявление основных параметров и ограничений
Исследование, выявление традиций, истории, тенденции
Выбор материалов, инструментов, приспособлений
Последовательность изготовления изделия
Экономическое обоснование
Экологическое обоснование
Контроль качества
Разработка рекламного проспекта изделия
Используемая литература
Оформление проекта
Обоснование возникшей проблемы
Роспись стекла – это необычайно интересное искусство, которое неподвластно веяньям моды. Художественная роспись стекла прекрасно смотрится в местах, где свет падает на роспись по стеклу, – свет преломляется, и краски «играют» яркими оттенками и цветами. Роспись мебели и фасадов из стекла, дверных проемов, окон, плафонов, фонарей, куполов, отдельных декоративных элементов, добавляет в интерьер своеобразный стиль богатую и теплую атмосферу. Выбирая предметы интерьера, можно на фасаде сделав любую роспись стекла. Художественные витражи принесут в Ваш дом неповторимость и новизну, создадут уют и комфорт. После ремонта в своей комнате, у меня на полке остался старый светильник, который совершенно не вписывался в мой интерьер. Я решила немного его изменить.
Звездочка обдумывания
проблема и
потребность
инструменты и
приспособления
материалы
себестоимость
мода
технология
изготовления
Определение конкретной задачи и её формулировка
Обосновав возникшую проблему, я поняла, что применив такой вид искусства, как витраж, можно изменить интерьер своего дома, сделав его изысканным и неповторимым .
Выявление основных параметров и ограничений
Мои изделия должны :
Быть оригинальными;
соответствовать выбранному стилю интерьера;
быть качественными;
иметь низкую себестоимость;
создавать уют и комфорт в моем доме.
Исследование, выявление традиций, истории, тенденции
Витраж возник в эпоху христианского храмового строительства. До этого древние римляне и греки выкладывали мозаики стен и полов из непрозрачного стекла. Основой христианского храма стал базилик – тип общественного здания, у храма были оконные проемы, этим он отличался от античного, их закрывали витражами.
Во второй половине пятнадцатого века придумали технологию создания прозрачного стекла в Венеции. С тех пор витраж стал полноправной частью интерьеров. На витражах изображались сцены из Библии, он стал олицетворять христианскую мифологию.
Постепенно появились новые технологии, и прозрачное стекло стали раскрашивать и обжигать. В тоже время появилась пескоструйная обработка стекла.
С наступлением эпохи Возрождения духовные сцены в изображении витражей сменились светскими эпизодами.
В шестнадцатом веке голландцы были лучшими мастерами витражного искусства, их приглашали в Англию, Испанию, Италию для разработки интерьеров.
в середине девятнадцатого века витраж пережил еще один переворот в общественной архитектуре. Он стал частью современного искусства, главное требование, применяемое к витражу – гармония между ним и видом из окна.
Западная Европа была богата витражами, а наиболее интересной страной в отношении собрания произведений искусства витража можно выделить Чешское государство. Один из глав Ватикана, съездив в Чехию, позже писал, что ни одна страна в отношении количества и красоты витражей не сравнится с Чехией. Так что если есть желание изучить лучшие образцы витражного искусства – немедленно ехать и смотреть чешские костелы! «Любительницами» витражного искусства являются Германия и кокетливая модная Франция. Собственно, именно под их влиянием в мире распространились витражи.
А вот что в отношении витражей делалось в России? И были ли вообще славянские народы мастерами в этом отношении? Были.
Российские мастера занимались стекловарением с ранних времен, и уже в одиннадцатом веке в храмах создавались витражи. Новгородские и гродненские церкви – тому яркое подтверждение. Хотя искусство витража не было настолько распространенным и популярным как в европейских державах.
Многое для развития стеклотехник и стекловарения сделал Михаил Ломоносов. Еще в пору его работы на фабрике там производилось стекло отличного качества. И впоследствии, получив высокий статус, Ломоносов не забывал о российском стекле. Он поддерживал открытие и работу открытой стекольной фабрики. На этой фабрике производили хорошего качества цветное стекло. Самый же первый завод, специализировавшийся на стекловарении, в России был открыт в 1634г.
Российские витражи были украшением и костелов, и православных храмов, и светских жилищ. То есть были достаточно распространены и не были слишком сосредоточены на исключительно храмовых зданиях. И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Абрамцевский кружок художников развивал этот вид искусства, как самостоятельный. Среди них наиболее известных - Михаил Врубель, его лучшим витражным произведением считается витраж «Рыцарь».
Но наибольшее количество витражей можно встретить все же в Петербурге. Зимний дворец, Пажеский корпус, усыпальница в Петропавловской, церковь Спаса-нА-крови, Академия Художеств… Всего, пожалуй, и не перечислишь. И ко всем перечисленным «владельцам» витражей можно добавить гостиницы, гимназии, ресторациях, особняках высоких лиц и даже в лечебницах. Внутренние покои великих княжон и князей украшались панно из цветного стекла, мозаиками. Возможно, именно поэтому история развития витражного искусства в России протекало без перерывов и скачков, как в европейском контексте.
На сегодняшний день существуют различные технологии исполнения витражей : Фьюзинг стекла Гравировка стекол Пленочный витраж Технология Тиффани Классический витраж Пескоструйная обработка стекла
Смешанные технологии изготовления витражей
Классический витраж. Паянный витраж.
Классический наборной витраж представляет собой набор цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем. В классических витражах применяется силикатное разноцветное стекло. С древних времен для скрепления стекол в витраже использовался свинцовый профиль. Создается полноценное ощущение «старинного» мозаичного витража. Техникой классический витраж изготовлены витражи многих памятников архитектуры: старинные замки, в древних храмах, соборах, костелах. Сейчас классические наборные витражи изготавливаются для мебельных фасадов, межкомнатных дверей.
Фьюзинг. Фьюзинг стекла. Технология Фьюзинга. Витражи Фьюзинг
Технология Фьюзинга (от английского fuse), также известна как Техника спекания. Изделия и детали декора, изготовленные в технике фьюзинг, являются оригинальным дополнением интерьера дома. Технику фьюзинга можно использовать как для исполнения отдельных элементов интерьера (вставки в дверь, перегородки, потолочные светильники и т.д.), так она может работать и для вставок в витраж.
Гравировка стекол. Гравировка стекла. Лазерная гравировка стекла. Гравировка на стекле.
В производстве витражей всегда используется стекло ведущих европейских и американских фирм-производителей, поэтому выбор стекла неограничен как по цветовой гамме, так и по фактуре. Здесь главное пожелания Заказчика и особенности интерьера. В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом - глухие стекла, которые почти не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Но есть стекла, которые, пропуская световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект. Также не исключена возможность комбинировать абсолютно разные и по структуре и по фактуре стекла. Наш Заказчик всегда может рассчитывать на индивидуальность исполнения его заказа. Многообразие цвета и фактуры стекла безграничны. Художественное воплощение идей Заказчика - наша главная цель.
Тиффани. Витражи Тиффани. Техника Тиффани.
Техника Тиффани, наиболее распространенная в наши дни техника изготовления витражей носит имя ее создателя - американца Луи Тиффани. В конце 19 века в США Луи Комфорт Тиффани, представитель известной семьи ювелиров, занялся изготовлением витражей. Тиффани произёл ряд экспериментов, касающихся совершенствования сборки и под его руководством было изобретено несколько новых видов стёкол. Тиффани используют палитру из более чем 150 цветов и фактур художественных стекол лучших зарубежных производителей. Техника Тиффани одна из самых дорогостоящих. Техникой Тиффани пользуются и сейчас изготовители витражей во всём мире.
Пескоструйная обработка стекла. Пескоструйка стекла. Пескоструйные витражи. Пескоструйная обработка стекла является отдельным направлением витражного искусства. При обработке стекла сжатым воздухом с абразивным песком, частицы кварцевого песка в сильной струе сжатого воздуха делают поверхность стекла матовой, получается рисунок на контрасте с прозрачным или матовым. Изолируя участки обрабатываемой поверхности, можно создавать самые причудливые композиции.
Пескоструйка стекла позволяет достигать степени обработки стекла горельефной глубины. Многоуровневое рельефное углубления дает глубокое объемное изображение. Для достижения большего художественного эффекта, отдельные области могут дополнительно гравироваться, шлифоваться или заливаться стеклоэмалью. Можно добиться интересного эффекта, если подсветить пескоструйный витраж с торца, тогда рисунок начинает, как бы светиться изнутри.
Смешанные технологии изготовления витражей.
Комбинированная технология объединяет в себе элементы всех предыдущих технологий изготовления витража. Сначала изготавливаются маленькие фьюзинговые элементы. Затем они крепятся на стекло по заданному шаблону с помощью ультрафиолетового клея, а затем по рисунку выполняется классический витраж. Получается очень красочные и недорогие витражи.
Техника пленочный витраж возникла в 70х гг. прошлого века, и со временем получила широкое распространение в силу относительно невысокой стоимости. При качественном производстве фальшвитража, не искушенные ценители могут и не заметить разницы между классическим витражом и фальшвитражом. Помимо всего, псевдовитражи имеют такие преимущества, как возможность сборки в стеклопакеты, без нарушения свойств оных и всевозможную гибкость и пластику линий в дизайне. Благодаря своей не большой массе фальшвитраж хорошо подходит для установки в подвесные потолки
Выбор материалов, инструментов и приспособлений
− витражные краски, кисти , 0, 1, 2;
− контур по стеклу;
− калька;
− маркер, канцелярский нож;
− ватные диски, палочки, салфетка;
− любая спиртосодержащая жидкость или жидкость для снятия лака.
Акриловые покрывные краски по стеклу и керамике серии "Decola" предназначены для росписи изделий из стекла, фарфора, фаянса. Пригодны для нанесения на полистирол, оргстекло и другие виды пластики. Краски хорошо смешиваются между собой, сохраняют чистоту цвета в смесях, свестойки, устойчивы к воде, не требуют фиксации обжигом. Палитра состоит из 23 основных цветов, 4 цвета "металлик". Краски выпускаются в пластиковых банках 50 мл с крышкой-дозатором и в наборах 6, 9, 12 цветов в банках объемом 20 мл.
Для создания декоративных эффектовв росписи разработаны контуры по стеклу и керамике 7 цветов, включая 4 цвета "металлик".
Для увеличения прозрачности красок при сохранении вязкости и устойчивости готовых изделий к воздействию воды используется специальный разбавитель для акриловых красок по стеклу и керамике, выпускаемый в пластиковой банке 50 мл с крышкой-дозатором.
Краска предназначена для декоративно-оформительских работ и прикладного творчества по стеклу. На обезжиренное стекло с нанесенным и высушенным контуром наносят готовые краски по стеклу, равномерно выдавливая из флакона сверху вниз. По окончании работы необходимо прочистить носик насадки. Флакон с красками необходимо плотно закрыть. Краски в рисунке сушат на горизонтальной поверхности до полного высыхания. Бесцветную краску можно использовать в качестве разбавителя для получения более светлых тонов.
Контуры - продаются в наборах и поштучно. Есть обычные и 3D-контуры
Технология изготовления
1. Придумываем мотив. Из кальки вырезаем лист нужного размера и рисуем на нем мотив.
2. Для того чтобы рисунок наклеить нужно его намочить. Здесь главное не переборщить и не допустить, чтобы рисунок сильно размок.
3. Вкладываем мокрый рисунок в светильник и, прижимая рукой, приклеиваем. Он будет держаться крепко. Если какая-то часть рисунка не промокла и не приклеивается, то ее нужно прижать влажной губкой или тряпочкой.
4. Полностью наклеенный рисунок хорошо просвечивается через матовое стекло и его можно обводить контуром.
5. Можно обойтись без «мокрого» дела и перевести рисунок с помощью копирки на внешнюю сторону светильника. Но это годится только в том случае, если контур будет черным. Если контур светлый, то переведенный рисунок будет виден с внутренней стороны.
6. Обезжириваем поверхность. Наносим контур. Для того чтобы линия получилась ровной необходима некоторая сноровка. Но в любом случае, очень важно чтобы рука опиралась на стол, а не висела в воздухе. Так же важно, чтобы толщина линии была везде одной. Для этого нужно, чтобы давление на тюбик с контуром было всегда одинаковым. Этого можно добиться, загнув на один оборот конец тюбика.
7. Если где-то не получилось вовремя оборвать контур или получилась некрасивая линия, то не нужно тут же ее стирать – этим Вы только разведете грязь и наверняка заденете то, что трогать было не нужно. Дождитесь, пока контур схватится, и аккуратно обрежьте ненужное канцелярским ножом. Контур очень аккуратно снимется, совсем не оставив следа. Обведите рисунок контуром с двух сторон, подождите пока они хорошо высохнут, и приступайте к двум другим сторонам.
8. Когда контур обведен и высушен, можно приступать к заливке краской.
9. Я обычно начинаю заливку с мелких деталей, а фон заливаю последним. Витражную краску лучше наносить таким образом, чтобы не нужно было размазывать ее кистью, как, например, акриловую краску. То есть, нужно набрать краску на кисть и поставить каплю, затем следующую и так далее. Краска должна заполнять контур почти до верха. Когда краска высохнет, она ровно уляжется на поверхность.
10. Затем заливаем фон. Если заливать большие участки на одной поверхности, то сложностей не возникает. Если же необходимо залить большой участок, который находится в двух плоскостях, то возникают некоторые трудности.
11. ждем 2-3 дня пока краска высохнет.
Изготавливаю каркас для светильника
Крашу заготовку
Экономическое обоснование
Расчет себестоимости светильника
№
Материалы
цена
расход
затраты
1
Акриловые краски
230 руб.
90 г
45 руб.
2
Кисть
20 руб.
1шт.
20 руб.
3
Витражные краски
260 руб.
100 мл.
45 руб.
4
Светильник
250 руб.
1шт.
250 руб.
Итого:
360руб.
Трудозатраты при з/п 5000 руб. стоимость одного часа равна:5000 : 192=26 руб.
Для изготовления светильника потребовалось 16 часов.
Итого: 16х26=416 руб. Всего: 416+360=776руб. Прибыль 20% - 155,20
Расчетная стоимость изделия: 776+155,20=931,20рублей.
Экологическое обоснование
Изделия выполнены из экологически чистых материалов, вредных веществ в окружающую среду не выделяют, здоровью вреда не приносят.
Контроль качества
Свои работы я показала учителю технологии и получила отметку «отлично».
Когда ко мне приходят гости, все восхищаются моими изделиями, которые оригинально сочетаются с интерьером моего дома.
Разработка рекламного проспекта
Роспись стекла – это необычайно интересное искусство, которое неподвластно веяньям моды. Художественная роспись стекла прекрасно смотрится в местах, где свет падает на роспись по стеклу, – свет преломляется, и краски «играют» яркими оттенками и цветами. Роспись мебели и фасадов из стекла, дверных проемов, окон, плафонов, фонарей, куполов, отдельных декоративных элементов, добавляет в интерьер своеобразный стиль богатую и теплую атмосферу. Художественные витражи принесут в Ваш дом неповторимость и новизну, создадут уют и комфорт.
Используемая литература:
Княжицкая Т. В. Витражи Петербурга. СПб., 2006.
Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. М., 2006.