Тема занятия: Волшебный мир витража.
Цели занятия:
Обучающие: Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, познакомить учащихся с искусством витража (историей витража, технологией его изготовления, возможностями его использования в современном интерьере).
Развивающие: Развивать навыки творческого мышления учащихся в процессе ознакомления с произведениями современного выставочного искусства.
Воспитывающие: Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе со стеклом.
Материалы:
- образцы готовых изделий
- краски витражные (набор)
- контуры для витража
-трафареты
- фоторамки для практической работы.
Оборудование: компьютер, проектор, аудио и видеозаписи.
Музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий.
Тип занятия: Практикум
Используемые технологии, приемы и методы: информационно-коммуникативные, деятельностный метод.
Ход занятия. I этап. Мотивация к учебной деятельности.
1.Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что сегодня мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и доброжелательны. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю тревожность, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту чистого неба, дыхание морозного дня, приближение зимних каникул. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II этап. Актуализация знаний с фиксацией индивидуальных затруднений.
Учитель: (Слайд №1-6)
На бледно-лазурном стекле
Расписаны ярко узоры.
Цветы наклонились к земле,
Скала убегает к скале,
И видно, как дремлют во мгле
Далекие снежные горы.
Константин Бальмонт
Ребята, вы услышали стихотворение и увидели слайды, что вы можете сказать о теме сегодняшнего занятия? Чем мы будем сегодня заниматься? Ответы детей
Учитель: Тема сегодняшнего занятия «Волшебный мир витража» (Слайд №7)
Я хочу, чтобы вы послушали мини-проект об этой чудесной технике, который нам приготовила Хазова Марина.
Сообщение:
Витра?ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проёма в в архитектурном сооружении. (Слайд№8)
По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э., а с I тысячелетия н.э. — в Древнем Риме. (Слайд №9)
В X-XII в.в соборах Франции появляются витражи с религиозными сюжетами. Постепенно появляются и бытовые. Главное место в них занимает роспись (Слайд№10,11)
В России витражи имеют сравнительно недолгую историю (приблизительно X-XI).. Раньше таким способом украшали церкви и храмы, а позже это могли позволить себе только богачи. После Октябрьской революции производство витражей полностью прекратилось. (Слайд №12,13) В тот период художественное стекло считалось ненужным предметом роскоши.
Сейчас этот промысел успешно возродился. (Слайд №14,15,16,17)
Витражи делают по разному. Иногда красят само стекло, а еще витражи собирают из кусочков цветных стекол, скрепляя их между собой крепкими металлическими полосками. (Слайд №18-21) В настоящее время витражи он украшают здания ( окна, двери, предметы интерьера), изменяя их облик.
(Слайд 22-26)
Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в необыкновенные узоры.
Витражи- это особое, неповторимое и современное направление декоративно-прикладного искусства (Слайд №27-33)
Я хочу, чтобы вы сегодня прикоснулись к красоте витражного искусства, научились выполнять витражные композиции.
На предыдущем занятии вы начали работу в этой технике. Вспомните, что вы уже сделали.
(слайд № 34- 43, презентация)
Ответы детей:
1.Подготовили необходимые материалы и принадлежности.
2. Выбрали понравившийся трафарет и вставили его в раму.
3. Обезжирили поверхность стекла.
4. Нанесли контур на стекло ( 2-3 часа контур высыхает)
Чтобы продолжить изготовление композиции, какие задачи необходимо еще решить?
(слайд № 44-45, презентация)
5. Заполнение витражными красками рисунка ( ждем 24 часа, пока краски высохнут ) (слайд № 46-47)
На доске составляется технологическая карта (основные этапы работы)
IV этап. Физкультминутка. ( видеоролик)
V этап. Самостоятельная работа.
Ребята, вы были сегодня внимательны, когда заходили в фойе школы? Какой плакат вы увидели? О чем он свидетельствует? (Ответы детей)
Да, наша Самара-город многоликого Поволжья. В ней живут150 представителей разных национальностей.
А какой атрибут является показателем национальности? ( Ответы детей: орнаменты, узоры, цвета)
А теперь пришло время проявить свое мастерство и создать витражную композицию определенной народности.
Во время самостоятельной работы тихо звучат музыкальные композиции о нашей Волге, о России, о родном городе Самара.
( во время работы ребята рассказывают об орнаментах той республики, которую выбрали для композиции)
VI этап. Рефлексия.
Учитель: Ребята, а сейчас давайте составим свои композиции, и посмотрим какая выставка у нас получилась.
Спасибо за занятие!