Необходимость и возможность создания в школе № 53 п. Октябрьский этнографического музея, который был открыт в 2008 году, появились несколько лет назад в результате того, что в ней сложилась целая система формирования личности школьника на основе духовно- нравственной культуры и традиций народа.
В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ШКОЛЫ №53 »
ПРОГРАММА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ПРИ ШКОЛЕ № 53 П.ОКТЯБРЬСКИЙ.
Необходимость и возможность создания в школе № 53 п. Октябрьский этнографического музея, который был открыт в 2008 году, появились несколько лет назад в результате того, что в ней сложилась целая система формирования личности школьника на основе духовно- нравственной культуры и традиций народа.
В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим несколько поколений - как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно- нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности». Этими задачами определяются цель и смысл деятельности школьного музея. Его Программа основывается на современных, актуальных идеях национально ориентированной школы и этнопедагогики, которые выражены также в научно-методическом пособии Чудиновой Г.В. «Современная русская школа в историософическом, педагогическом и культурологическом аспектах» (Пермь, 2004), в учебном издании Волкова Г.Н. «Этнопедагогика» (М., 1999), в «Концепции содержания национального образования в Московской области» (москва, 2000) и т.д. Роль этнографического музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...» В музее сложилась система разнообразной деятельности, которая раскрывается в настоящей Программе, несколько измененной и дополненной, по сравнению с первоначальным вариантом (2002 г.), в результате глубокого анализа наработанного в течение двух лет опыта и в соответствии с методическими рекомендациями центра детского и юношеского туризма «Организация работы школьного музея» (москва, 2002). Программа включает в себя 10 разделов: 1. Работа с активом музея. 2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами. 3. Научно-исследовательская деятельность. 4. Научно-экспозиционная работа. 5. Экскурсионно-массовая работа. 6. Творчество учащихся, ремесло. 7. Благотворительность. 8. Методическая, консультативная работа. 9. Презентационная и издательская деятельность. 10. Укрепление материально-технической базы музея. Утверждение специалистов комитета по образованию г.Люберцы о назначении школьных музеев абсолютно справедливо по отношению к этнографическому музею школы № 53: «Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музей для детей и руками детей...» Не случайно поэтому девизом музея являются слова: «И люди, и вещи - наш фонд золотой».
2. Цель : создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.
Задачи:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края; - развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности; - развитие творческих способностей учащихся; - воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений; - сохранение исторического наследия и исторической памяти; - развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края; - пополнение и обновление музея материалами, связанными с жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками; -организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий; -укрепление сотрудничества с музеями других школ, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами; - привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
3. Прогнозируемые результаты Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов: достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения; постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций; положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте; стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни; пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа; создание условий для самовыражения и самореализации школьников; переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий; развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в селе, районе более чем достаточно; активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки; учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы; музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика; руководитель музея, преподаватели, сотрудники музея отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
4.Основные направления деятельности музея:
1.Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения: учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов). 2. Поисковая, научно-исследовательская работа. 3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе. 4. Развитие сетевого взаимодействия. 5.Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам. 4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея. 5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями. 6. Составление картотеки музейных предметов. 7. Создание условий для хранения экспонатов.
Работа с активом музея
1. Обучение актива основам музееведения.
2. Распределение между активистами музея определенных участков работы. 3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее. 4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы. 5. Участие в издательской деятельности.
Поисковая научно-исследовательская работа
3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы. 4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края. 5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа. 6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток. 7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий. 8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея. 9. Результаты исследований представлять на районные, городские конференции.
Экскурсионно-просветительская работа
1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.
3. Встречи с краеведами, художниками, другими интересными людьми нашего края.
4. Дни открытых дверей.
5. Творческие отчеты.
6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.
Творческая работа
1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.
2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений. 3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства. 4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, и других мероприятиях школы, района, города, области. 5. Студия, созданная для пополнения экспонатов музея аналогами подлинников.
2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.
3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ. 4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами. 5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ. 6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе музея.
Материально-техническая база
1. Изготовление стендов, витрин, макетов. 2. Ремонтные и технические работы. 3. Приобретение технических и канцелярских средств.
5. Реализация программы
1) Этнографический кружок 2) Уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства; 3) Интегрированные уроки; 4) Уроки технического и художественного труда; 5) Студия, 6) Этнографические экскурсии и походы; 7) Организация свободного времени подростков.
6. Основные блоки программы.
Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность учителям Центра и школ и детских садов района формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 3-м блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.
Это следующие блоки: - «Неиссякаемый источник» - «Родословные истоки» - «Истоки славы и доблести»
I. Неиссякаемый источник.
Задачи: использование фольклора в воспитании любви к Родине;
воспитание на традициях русской культуры;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе; воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.
- уметь исполнять народные песни и танцы; - уметь охранять родную природу; - уметь инсценировать сказки; - уметь применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения; - уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.
Действия:
-собирать и пропагандировать детский фольклор; -выпускать народный календарь; -проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»; -возрождать народные обычаи, ремесла; -участвовать в национальных праздниках и обрядах; -участвовать в озеленении класса, микрорайона; -посещать музеи, участвовать в экскурсиях по городу; -правильно вести себя в храмах и монастырях и в других религиозных центрах нашей Родины.. Возможные формы работы: - конкурсы, фестивали народного фольклора; - народные праздники «Сударыня-Масленица», «Рождество», «Богатырские потешки», праздник народной песни и частушки; - сказочные фестивали - выставки
IIРодословные истоки.Задачи: формирование, у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;
воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
развитие творческой деятельности учащихся; развитие потребности к изучению родословной своей семьи;
Знания:
- знать биографии своих родителей, предков, родословную; - знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений; - знать семейные законы и обычаи; - знать увлечения и интересы своих родных; - знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.
Умения:
- уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них; - уметь рассказать о своей семье, родственниках; - уметь поддерживать добрые и уважительные отношения; - уметь рассказать о своих бабушках и дедушках
Действия:
- оказывать помощь родным и близким; - сохранять семейные традиции, передавать их своим детям; - создавать семейную летопись; - организовывать досуг семьи.
V. Истоки славы и доблести.
Задачи: воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания; формирование национального самосознания, лучших черт национального характера; осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе; использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России; воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями; воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
Знания:
- знать военную и трудовую историю Отечества; - знать символы, святыни, людей, прославивших государство; - знать культурные центры и достопримечательности родного края; - знать священные обязанности защитника Отечества.
Умения:
- уметь гордиться Родиной, заботиться о ней; - уметь трудиться на благо Родины; - беречь и продолжать традиции; - уметь заниматься исследовательской работой; - уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества; - уметь отстаивать честь и достоинство Родины; - уметь анализировать и оценивать происходящие события; - уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.
Действия:
- проводить культурно-просветительскую работу; - участвовать в охране памятников истории и культуры; - проводить экскурсию ; - проводить поиск и пополнение фондов школьного музея; - способствовать углублению и расширению школьного музея; - проектировать свое будущее в системе будущего страны; - вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом; - готовиться к службе в армии РФ.
Возможные формы работы:
- уроки мужества ; - рыцарский турнир; - историко-познавательные игры; - военно-спортивная игра; - слет мальчишек; - военно-спортивная игра «Зарница»; - спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»; - исследовательский походы - научно-исследовательские работы «Великие имена России»; - сборник путевых рисунков, фотографий
7. Критерии оценки результатов реализации программы.
Результаты будут отслеживаться учителями, родителями, руководителем музея:диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с учащимися; - наблюдения; - анкетирования; -метода самооценки; -ведение «Книги отзывов»; -публикации материалов в газету «октябрьские известия» -творческие отчеты; -фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Критерии: Сформированность положительной мотивации на развитие у обучающихся патриотических чувств. Сформированность познавательной активности обучающихся. Сформированность основных ценностных отношений. Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу. Сформированность готовности защищать Отечество. Сформированность чувств сострадания и сопереживания. Сформированность отношения к окружающей действительности.
БЛАГОДАРЯ МЕРОПРИЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В МУЗЕЕ, ФОРМИРУЕТСЯ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ СВОЕГО РОДНОГО КРАЯ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧЕНИКА, А ТАКЖЕ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.