kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсия в этнографическом музее по итогам исследования "Бабушкины полотенца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование исследовательской деятельности учащихся  во внеурочное время в стенах школьного этнографического музея на основе этнокультурного материала. Организация работы с одаренными детьми. Работа с информаторами, справочниками, энциклопедиями, оформление полученных сведений,приобретенных знаний,создание презентации, выступление перед аудиторией  способствуют развитию коммуникативных, личностных, познавательных  УУД, Внеурочная деятельность с учащимися -один из условий реализации междисциплинарных программ в  основной школе(ФГОС). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в этнографическом музее по итогам исследования "Бабушкины полотенца" »

Экскурсия по итогам исследования «Бабушкины полотенца»

Авторы: Мозуленко Ю., назарова С.

Руководитель: учитель русского языка Петрунева Г.П.



Добрый день! Бур лун!

  • Мы, экскурсоводы этнографического музея Зеленецкой средней школы, приглашаем вас на экскурсию «Бабушкины полотенца».

  • Рассмотрите внимательно эти экспонаты и скажите, какие из них, на ваш взгляд, принадлежали нашим прабабушкам?

  • Что помогло вам правильно определить, распознать их? (коми узоры, орнаменты, красный цвет узоров, ветхость).


- Перед вами домотканые льняные полотенца, изготовленные девушками и женщинами деревень Парчегская, Зеленецкая, Койтыбожская Богоявленской волости. Как с картинки они выразительны, сочны на них узоры… Примерно 85 –110 лет тому назад их соткали! Они представляют станочное узорное ткачество. Узоры наносились двумя видами браной техники (öктöмöн кыöм). Эта техника «бранья» позволяла коми женщинам выполнять самые сложные по замыслу узоры.

-Какой цвет ниток для нанесения узоров в основном использовался нашими прапрабабушками?

Чаще всего узор наносили красными покупными нитками на белый фон льняного полотенца. Основную часть полотенец готовили к свадьбе – для приданого, для подарков родне жениха, для дружков свадебного поезда. С 10 лет матери начинали приобщать своих дочерей к секретам ткачества, строго следили за точным исполнением различных орнаментальных мотивов.

- Послушайте воспоминания Кирушевой Александры Ивановны (девичья фамилия Порошкина), 1930 года рождения, родом из деревни Верхний Парчег:

«Мне было лет 7-10. Вечерами мама сидела за ткацким станом…, натянуто льняное полотенце, как в пяльцах. В руках мамы ловко играет – бегает игла с красной нитью, очень аккуратно подхватывает иголкой 2-3 продольные нити полотна и оставляет красный стежок: öктö и öктö, öктö и öктö… подхватит и вперед иголку передвигает. Очень кропотливая работа, требующая усердия. Волшебная иголка рисует на белоснежном полотне, многократно выбеленном на весеннем снегу».

- Посмотрите внимательно на эту самую «молодую» представительницу бранного ткачества! Перед вами полполотенца, его подарила нам в музей из семейного архива уроженка д. Койтыбож Изъюрова Галина Степановна ( 1939 г.р.). Изделию более 100 лет. Эта женщина с любовью хранила семейную реликвию, подарок от бабушки. Щедро поделилась она и передала в наш этнографический музей, т.к. в нашей школе учатся ее внуки. Галина Степановна пожелала нам, чтоб мы знали и изучали историю и культуру коми народа, мастерство коми женщин, раскрывали тайну узоров и орнаментов наших прабабушек.

- Почему мы называем это полотенце «юным»? Так как оно не использовалось в хозяйстве, красные нити утка не поблекли, узор сочный, яркий, выразительный.

На этом полотенце, как и на всех коми, узорная кайма состоит из трех окаймленных полос, каждая полоса отличается по ширине: 6см, 11см, 4,5 см, самая широкая – средняя. На всех трех полосках узоры разные.

На узорных каймах используются диагонально – геометрические узоры, выполненные по счету 1, 3, 5, этот счет позволяет составлять большое количество узоров, сочетающих в разных вариантах орнаментальных мотивов и композиций. Рисунок средней каймы плавно переходит в верхний бордюр, есть повторяющиеся элементы, но в уменьшенном и видоизмененном варианте.

- Обратите внимание, как заметно – белого холста меньше, чем узорного. Интересно то, что на изнаночной стороне та же самая композиция, но отпечатана в противоположных цветах: красные линии узора стали белыми, белая часть полотна покрыта нитями утка.

  • Подойдите, пожалуйста, ко второму экспонату. Это полотенце находится у нас в красном углу музея, украшает икону. Длина его 235 см. В 50-е годы ХХ века его концы с двух сторон были обработаны кружевами (вязание крючком), дочерью хозяйки экспоната. Изготовлено оно в Усть-Вымском районе в селе Гам Белоголовой Манефой Ивановной. По наследству оно досталось ее внучке Дубняк Маргарите Александровне. Рисунок на льняном полотенце состоит из двух бордюров и центральной полосы, гармонично сливающихся в одну композицию. Белая кайма холста между полосами остается незаметной из-за зубчиков-треугольников, которые связывают бордюры с центральным рисунком. Основные элементы: ромб, косой крест, диагонали искусно вытканы в нежный мотив.


Лен имеет такое качество: чем больше пользуется хозяйка изделиями из этого материала, тем оно становится белее, белоснежнее.

- Следующий экспонат, полотенце уже реставрировано, полученная салфетка-скатерть комбинирована из двух концов льняного полотенца. Отличает его то, что оно использовалось в быту более полвека, видимо, очень щадящее либо настолько прочные льняные полотна. По этому экспонату можно выделить отличительные признаки от ранее представленных полотенец. Все три полосы одинаковой ширины, с одинаковым рисунком, каждый рисунок окаймлен красной «цепью», которые друг от друга разделяются полосой белой ткани. На этих рисунках преобладает красный цвет, отличает этот рисунок – расположение трех одинаковых ромбов внутри более крупного, массивный диагональный крест.

Данное «полотенце» принадлежало Порошкиной Елене Лукиничне, жительнице деревни Верхний Парчег. Передала в музей ее дочь Кирушева Александра Ивановна (1930г.).

- Великая сила – память о матери, сохранилась в стареньком обветшалом полотенце, которое передала нам Распутина Агния Петровна (в дев. Ладанова), житель д. Койтыбож. Изделию более 100 лет. Чем оно ценно для нас? Узкая полоса узора повторяет те же рисунки, что на предыдущем. Ее мать росла и готовила приданое в деревне Верхний Парчег, а замуж вышла в соседнюю деревню. Следовательно, для парчегских мастериц характерно то, что они составляли комбинации из повторяющихся ромбов, массивных углов, диагональных крестов в счете 5 единиц, относительно от выбранной единицы узора. Полотенце уже отремонтировано, видоизменено, полоса – бордюр пришита к белому полотну, добавлены кружева дочерью. Все это напоминает о родном доме, о родной деревне Парчег нашей жительнице д. Койтыбож.

-Полотенце по -коми звучит «кузь чышъян», дословный перевод – длинный платок. Следующее изделие подтверждает значение этих слов. Длина полотенца 2м 70см. В 1923 году во время свадебных обрядов Распутина Ивана Алексеевича и Богдановой Агнии Евгеньевны, дружки, помощники – друзья жениха наряжались такими полотенцами. С плеча наискосок по диагонали укрывали грудь, спину и связывали полотенце в узел на правом боку.

Свадебный поезд состоял из 12 саней, на которых сидела молодежь, родня. На одном из дружков было это полотенце, 90 лет оно является «свидетелем тех событий».

После свадьбы узорными полотенцами пользовались в семье, в быту. Самыми красивыми украшали иконы, зеркала по праздничным дням; полотенца, что были попроще, использовались в каждодневном обиходе.

Проанализировав узоры и орнаменты на наших полотенцах, можно сделать вывод, что на полотенцах Богоявленской волости:

- средняя полоса шире бордюров, что характерно для всех коми полотенец;

- наблюдается повторение одних и тех же рисунков на всех трех полосах;

- встречаются полотенца с одинаковой и разной шириной каймы;

- Есть полотенца с разными рисунками, но в совокупности они образуют одну композицию или орнаментальный мотив.

Это еще раз доказывает, что каждая девушка старалась совершенствовать свое мастерство, как видите, нет ни одного повторяющегося узора, т.к. девушка получала публичную оценку своим произведениям во время свадебного обряда, демонстрируя товар лицом (полотенца вывешивались на стены для осмотра гостями).



Используемая литература


  1. Этнографические очерки «Традиционная культура народа Коми». Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1994г.

  2. Г. Климова «Текстильный орнамент коми». Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1984г.

Информаторы:

  1. Дубняк Маргарита Александровна, 1961г.

  2. Изъюрова Галина Степановна, 1939г.

  3. Кирушева Александра Ивановна (Порошкина), 1930г. с.Зеленец.

  4. Распутина Раиса Ивановна, 1926г. с.Зеленец.

  5. Распутина Агния Петровна (Ладанова), 1928г. д.Койтыбож.




































За таким станом ткали десятки метров полотна для будущих полотенец



Репетиция перед конференцией





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экскурсия в этнографическом музее по итогам исследования "Бабушкины полотенца"

Автор: Учащиеся Назарова Светлана, Мозуленко Юлия МБОУ "Зеленецкая СОШ", руководитель Петрунева Галина Павловна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197633


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства