Примерная программа включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; списоклитературы; критерии оценивания результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии 10 класс »
10 класс. Технология. Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Примерные программы среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и
учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авто-ры учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования
учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов
по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности,
развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого
образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие
возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуаль-ных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных
социально-экономических условий и национальных традиций.
Задачи обучения:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели
Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Структура документа
Примерная программа включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; списоклитературы; критерии оценивания результатов.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Примерная программа по технологии для базового уровня обучения может реализовываться в
учебных заведениях с базовым уровнем подготовки или с не технологическими профилями подготовки.
На не технологических профилях подготовки изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Основным предназначением образовательной области«Технология» в старшей школе на базовом
уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его
личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя также разделы«Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение
материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• творческая, проектная деятельность;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и
общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Основной принцип реализации программы– обучение в процессе конкретной практической
деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем,
методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной
деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой
или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения технологии в 10 классе отводится 24 часа + 10 часов по выбору (2 часа в неделю) (I полугодие).
(I полугодие).
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование:
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: в программу внесены изменения в связи с тем, что раздел «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг» в объёме 10 часов представлен по выбору. Программы курса (10 часов) направлены на подготовку выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
В связи с перераспределением временив указанном разделе в комбинированных программах уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии.
При этом построение курса осуществляется в форме последовательности тематических разделов. Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 2;
– самостоятельных работ – 2;
– проектов – 1;
– практических работ – 7.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами
общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе
среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное
применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от
образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с
другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать- перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь– владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Количество часов
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ
8
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
8
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА
8
ИТОГО
24
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ
Технология как часть общечеловеческой культуры.
Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квали-фикационный справочник работ и профессий (ЕТКС).
Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги.
Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности.
Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда.
Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА
Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства.
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.
Тематическое и календарное планирование по курсу «Технология». 10 класс.
Дата
№
урока
Тема урока
Обеспечение урока, в том числе компьютерное
Виды контроля, измерители
Кол-во часов
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ
8
1
2
Технология как часть общечеловеческой культуры.
Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия.
Использование ЦОР.
Опрос
3
4
Составляющие современного производства.
Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда.
Использование ЦОР.
Тест
5
6
Требования к квалификации специалистов различных профессий.
Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина.
Использование ЦОР.
Самостоятельная работа
7
8
Овладение основами культуры труда: безопасность труда и средства ее обеспечения.
Овладение основами культуры труда: эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе.
Использование ЦОР.
Тест
Практическая работа.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
8
9
10
Планирование проектной деятельности Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги.
Работа за компьютером.
Практическая работа
11
12
Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ.
Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ.
Работа за компьютером.
Практическая работа
Самостоятельная работа
13
14
Выполнение операций по созданию продукта труда.
Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности.
Работа за компьютером.
Практическая работа.
15
16
Оформление и презентация проекта и результатов труда.
Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг.
Практическая работа.
Защита проекта
Профессиональное самоопределение и карьера
8
17
18
Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий.
Изучение рынка труда и профессий: спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда,
Использование ЦОР.
19
20
Виды и формы получения профессионального образования.
Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи.
Использование ЦОР:
видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет
Практическая работа
21
22
Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста.
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.
Интернет – ресурсы.
Практическая работа
23
24
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства.
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса (базовый уровень)
В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.
составления резюме и проведения самопрезентации.
Оценивание учащихся проводится в соответствии с ШСОКО, утверждённый МС МБОУ «СОШ №15», Протокол №7 от 27.05.2009 г.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Оценка проектной деятельности
«5»
отлично
Учащийся самостоятельно выполнил все этапы проекта, не нуждался в помощи учителя, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, полностью соответствует ее функциональному назначению, имеет высокое качество, проект выполнен и сдан в срок.
«4»
хорошо
Учитель оказывал значительную помощь в виде наводящих вопросов, литературы, выполненное изделие в основном отвечает требованиям проекта и соответствует функциональному назначению, имеет хорошее качество и выполнено в срок.
«3»
удовлетворительно
Учитель оказывает учащемуся значительную помощь не только в виде наводящих вопросов, но и в конкретизации задания, действий, дополнительного инструктирования, постоянной помощи на технологическом этапе, при выполнении учащийся постоянно нуждается в стимулировании, выполненное изделие частично отвечает требованиям проекта, а в основном соответствует назначению, но имеет низкое качество, выполнено в срок.
«2»
плохо
Учащийся постоянно нуждался в помощи учителя, выполненное изделие не соответствует требованиям проекта, не выполняет свое функциональное назначение, имеет плохое качество и к конечному сроку выполнено около половины работы.
Оценка ответа учащегося
«5»
отлично
Учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4»
хорошо
Учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
«3»
удовлетворительно
Учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«2»
плохо
Учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Оценка практической работы
«5»
отлично
Полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
«4»
хорошо
Работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
«3»
удовлетворительно
Самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
«2»
плохо
Самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Выполнение приёмов труда
«5»
отлично
Все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
«4»
хорошо
Приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
«3»
удовлетворительно
Отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
«2»
плохо
Неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Норма времени (выработки)
«5»
отлично
Задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
«4»
хорошо
Норма времени (выработки) недовыполнена:
5-6-й классы – на 10-15%;
7-й класс – на5-10 %.
«3»
удовлетворительно
Норма времени (выработки) недовыполнена:
5-6-й классы – на 15-20 %;
7-й класс – на 10-15 %.
«2»
плохо
Норма времени (выработки) недовыполнена:
5-6-й классы – на 30 %;
7-й класс – на 25 %.
Качество изделия
«5»
отлично
Изделие (или другая работа, например графическая) выполнены с учетом установленных требований:
а) шероховатость поверхности;
б) качество выполнения основных операций (клепки, нарезание резьбы, сборки и т.д.);
в) точность соблюдения размеров;
г) другие требования.
«4»
хорошо
Изделие (или другая работа, например графическая) выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований (шероховатость поверхности, качество выполнения основных операций и др.).
Отклонения в размерах составляют: древесина +_1-2 мм., металл +_0,5-1 мм.
«3»
удовлетворительно
Изделие (или другая работа) выполнено со значительными нарушениями заданных требований (шероховатость поверхности, качество выполнения основных операций и др.).
Отклонения в размерах составляют: древесина +_3 мм., металл +_1,5 мм.
«2»
плохо
Изделие (или другая работа) выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
Нормы оценок при тестовом контроле
На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом.
Тестовые формы диагностики и контроля знаний учащихся являются одним из наиболее перспективных средств повышения эффективности процесса обучения. К безусловным достоинствам тестовых технологий относятся объективность и независимость контроля, оперативность контроля большого количества учащихся и наиболее полный охват тестовыми заданиями изученного курса.
Планомерное осуществление тестового контроля позволяет учителю оценить степень усвоения учебного материала за определенный период, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения пройденного материала.
Тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов.