Программа дополнительного образования “Две ладошки” для детей 4-7 лет
Программа дополнительного образования “Две ладошки” для детей 4-7 лет
Программа дополнительного образования “Две ладошки” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук. Данная программа разработана для реализации дополнительных образовательных услуг в школе. Возраст детей от 4 до 7 лет. Цель программы не только способствовать развитию мклкой моторики дошкольников, но и привлечения первоклассников в наше ОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования “Две ладошки” для детей 4-7 лет »
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма»
2. Полное название программы
Две ладошки
3. Сведения об авторах
3.1. Ф.И.О., должность
Сандрова Елена Сергеевна, учитель технологии, Изо
4. Сведения о программе
4.1. Нормативная база
Федеральный уровень:
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 - ФЗ
"Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года" (одобрена решением Коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N ПК-2) Указ Президента Российской Федерации « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07 мая 2012 г. №599
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. NQ189, зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;
«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПиН 2.4.4.1251-03, зарегистрированные в Минюсте России 27.05.2003г., регистрационный номер 4594
Окружной уровень:
Закон №6-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 27 января 2000 года).
Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».
Муниципальный уровень:
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район « О совершенствовании работы по обеспечению условий получения общего и дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях Надымского района» № 205 от 30.03.2009 г.
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымского района от 15.10.2009г. №633 «О проведении ежегодного мониторинга качества дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях»
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымского района от 16.11.2009г. №730 «О совершенствовании условий предоставления качественного дополнительного образования детям в ОУ Надымского района»
Институционального уровня:
Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (принят Общим собранием трудового коллектива (Пр. от 30.03.2012г. №7; утвержден приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 15.06.2012 г № 527)
Положение о дополнительном образовании обучающихся МОУ СОШ №5 (рассмотрено и принято решением педагогического совета от 01.09.2011г. №2)
Положение о внеурочной деятельности классов, реализующих ФГОС НОО (рассмотрено и принято решением педагогического совета от 01.09.2011г. №2)
Положение о требованиях к программе дополнительного образования детей МОУ СОШ №5 г. Надыма (рассмотрено на заседании НМС от 31.08.2011г. №1; принято решением педагогического совета от 01.09.2011г. №2)
4.2. Область применения
дополнительное образование
4.3. Направленность
развивающая
4.4. Тип программы
Модифицированная
4.5. Целевая направленность программы
Образовательная
4.6. Возраст обучающихся по программе
4-7 лет
4.7. Продолжительность обучения
1 год
5. Рецензент
Самакина Е.А.
Пояснительная записка к образовательной программе дополнительного образования детей «Две ладошки»
Программа дополнительного образования “Две ладошки” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Образовательное и воспитательное значение программы дополнительного образования детей «Две ладошки» формируется через развитие мелкой моторики, знакомство с окружающим миром и ручной труд. Образовательная программа создаёт условия для развития мыслительной деятельности, памяти и внимания ребёнка, а так же развивает речевые умения, артикуляционный аппарат, словесно-логическое мышление и эмоционально-волевую сферу через выполнение практических заданий по различным техникам, которые связаны с развитием мелкой моторики рук. Методика и смысл пальчиковых упражнений в сочетании с ручным трудом состоит в том, что нервные окончания воздействуют на мозг ребенка и развивают координацию движений руки, что является важной частью подготовки к школе, а знакомство с окружающим миром стимулирует развитие у детей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Всё это является мощным средством повышения работоспособности головного мозга и успешной социализации ребёнка.
Направленность программы – развивающая.
Отличительная особенность и новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
обучение детей проводится с четырехлетнего возраста;
данная программа направлена на решение задачи развития у детей мелкой моторики и подготовки руки к письму;
образовательная деятельность предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта.
Определены психолого-педагогические условия развития мелкой моторики (включение детей в занятия, состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия; формирование у родителей осознанного отношения к развитию мелкой моторики детей в возрасте от 4 до 7лет)
Практический раздел включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.
Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Актуальность программы. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека».
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.
Педагогическая целесообразность программы «Две ладошки» проявляется в предоставлении самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику на этапе выполнения практических работ с использованием различных материалов, приемов и техник.
Значение развития мелкой моторики формирования всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчёркивалось исследователями различных направлений науки. Однако научно обоснованных программ и технологий развития мелкой моторики детей 4-6 лет на основе телесно-ориентированного подхода представлены недостаточно выше изложенные факты доказывают целесообразность разработки и реализации программы по развитию мелкой моторики.
Цель программы - формирование у дошкольников внутреннего внимания, ощущения и осознания себя, своего тела; развитие психических процессов; укрепление физического здоровья детей.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно — двигательных ощущений.
Формировать навыки исполнительского мастерства.
Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Принципы программы.
Общепедагогические принципы:
Принцип систематичности и последовательности: постановка «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и неизвестному».
Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением, расширением от возраста к возрасту.
Принцип интереса: построение и/ или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.
Технологические принципы:
принцип отбора и композиции программного материала в соответствии с целью, учета возраста, индивидуальных типологических особенностей детей;
принцип организации соответствия деятельности воспитателя и ребенка на каждом временном этапе её организации в течение дня;
принцип техники наложений взаимоотношений и создание психологической комфортности, проводящий к чувству удовлетворения от достигнутого успеха;
принцип техники и последовательного использования средств развития мелкой моторики. Опора на чувственный опыт;
принцип постоянного соблюдения гигиенических условий и техники безопасности, смены видов деятельности, охраны нервной системы и предупреждение переутомления.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа кружка «Две ладошки» рассчитана на детей от 4 до 7 лет.
Характеристика обучающихся по программе детей и сроки реализации программы: 1 год обучения – одна группа численностью 10 человек.
Режим занятий: длительность одного занятия 30 мин. с перерывами на физкультминутки.
проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Ожидаемые результаты.
В конце изучения курса «Две ладошки» должны быть достигнуты конкретные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе кружка «Две ладошки»:
сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого характера;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
владеть приёмами работы с пластилином, тестом;
изображать отдельные предметы, правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками;
лепить различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки;
создавать изображения предметов из готовых форм;
украшать заготовки из бумаги разной формы;
создавать образы разных предметов, используя многообразие приёмов лепки;
уметь держать ножницы, резать ими; наклеивать;
использовать приёмы обрывания;
освоить различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов и инструментов;
располагать изображение по всему листу, соблюдать пропорциональность в изображении разных предметов;
передавать реальный цвет предметов;
раскрашивать мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
выполнять задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращаться с вопросами.
участвовать в смотрах и конкурсах;
Формы проведения итогов реализации программы
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
тестирование по индивидуальным карточкам;
самостоятельные работы;
беседа, выступления;
выставки графических работ;
участие в конкурсах.
Диагностика прогнозируемых результатов производится в конце каждого изученного раздела с помощью листа оценки, который показывает качество владения обучаемым учебным материалом.
__________________________________________________( Фамилия имя, возраст)
Название раздела
Уровень усвоения материала
Высокий
Средний
Низкий
Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Изображает отдельные предметы. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Умеет держать ножницы, умеет резать; наклеивать; использует приёмы обрывания. Движения переданы чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого; характер линии слитная; нажим средний; раскрашивание мелкими штрихами не выходящими за пределы контура; выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами.
Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Правильно пользуется материалами и инструментами, формообразующими движениями, выразительными средствами (цвет, линия, форма). Проявляет самостоятельность и творчество. Затрудняется определить тему будущей работы, нуждается в подсказке взрослого; использует основные техники. Демонстрирует относительный уровень технической грамотности (затруднения в координации силы нажима, наклона штриховки, аккуратности).
Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого. Ребёнок владеет материалами и инструментами, но создаваемый образ маловыразителен. Делает работы с помощью взрослого. Знает основные изобразительные материалы, их свойства; но умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения основаны недостаточно. Искажения значительные форма не удалась. Части предмета расположены не верно; пропорции предмете не верны. Расположение композиции не продумано, носит случайный характер, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами. Линия дрожащая (жесткая, грубая). Нажим слабый иногда еле видный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется). Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
Содержание учебного курса
1. Лепка из соленого теста и пластилина (13 час.)
Освоение базовых элементов, приемов и техник. Создание индивидуальных и коллективных работ. Использование в процессе создания работы природного материала, бусин, лоскутков ткани, разноцветных ниточек, шнуров.
2. Аппликация (10 час.)
Работа с бумагой различной текстуры (картон, цветная бумага, гофрокартон, салфетки, газеты, бархатная бумага). Создание аппликаций из круп, зерен, макаронных изделий, яичной скорлупы.
3. Рисование (13 час.)
Кляксография. Пальчиковое рисование. Графическое изображение. Рисование оттисками, поролоном, с использованием трафаретов, соли. Тычковая техника рисования. Рисование в технике набрызгивания, примакивания, цветными мазочками, гратаж.
Учебно-тематический план
№ учебного занятия
Наименование темы
Общее количество часов.
Теоретические занятия
Практические занятия
Дата проведения занятий
план
факт
1
Вводное занятие.
1
0,5
0,5
1. Лепка
13
13
2.1
«Веселые отпечатки». Создание отпечатков в пластичной массе с помощью различных предметов
1
3.2
«Пластилинки» Разукрашивание картинок пластилином
1
4.3
«Тарелочка» Наполнение одноразовой тарелки цветным соленым тестом, использованием тиснения.
1
5.4
«Ежик» Лепка ежика из пластилина и семян подсолнуха
«Шарики» Из салфеток катаются шарики, которыми выкладывается заранее нарисованный на картоне узор
1
17.3
«Я возьму с собой в полет….» Коллективная работа. Предлагается вырезать из журналов и газет понравившиеся картинки, наклеить на лист ватмана.
1
18.4
«Овощи» Из бархатной бумаги по шаблону вырезаются и наклеиваются овощи, стараясь соблюдать композицию
1
19.5
«Фрукты» Дети обводят на листе картона шаблоны фруктов(1-3), заполняют их клеем и насыпают манную крупу. После высыхания покрывают краской.
1
20.6
«Динозаврик» Шаблон динозаврика обклеивается яичной скорлупой и покрывается краской.
1
21.7
«Мухомор» Аппликация из цветной бумаги. Обводят шаблоны, вырезают, наклеивают.
1
22.8
«Волшебная веревочка». Наклеить разноцветные веревочки по предложенному орнаменту
1
23.9
«Макарена» Из различных видов макарон создать на темном картоне снежинку
1
24.10
«Сказочный замок» Работа выполняется с использованием полос гофрокартона, цветной бумаги, и др. материалов, а также шаблонов различных элементов замка.
3. Рисование
12
12
25.1
«Незаконченные фигурки». Рисование различными линиями
«Укрась платочек». Экспериментирование с оттисками из различных предметов (стакан, пуговица, скрепка, спичечный коробок, ватная палочка, трубочка для сока)
1
29.5
«Зимний этюд» Рисование губкой (поролоном)
1
30.6
«Ваза с цветами» Печатаем по трафарету при помощи губки
1
31.7
«Волшебная бумага» Рисование с помощью соли, рисование тычком (вертикальным примакиванием)
1
32.8
«Рыбки» Рисование ранее изученными техниками и приемами: соль, веревочка, оттиск.
1
33.9
«Валентинка» Рисование с использованием графических средств выразительности (линия, пятно, точка, штрих) и материалов (гелиевые ручки)
1
34.10
«Зимняя ночь» Рисование в технике примакивания
1
35.11
«Космос» Рисование в технике набрызгивания
1
36.12
«Автопортрет (как я вырос за год)» Рисование в технике гратаж
1
Итого:
0,5
35,5
Материально-техническое оснащение.
Печатные пособия:
Антипова, М.А. Соленое тесто. Украшения и подарки ручной работы. - Ростов н/Д :Владис, 2010
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Ёлкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям, — Ярославль: Академия развития», «Академия К»,998. – 256с.
Новикова О, Весёлые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, издательство «Сова»,2005г.
Светлова И, Развиваем мелкую моторику, Москва, «Владос»,2005г.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. Худож. А.А.Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006
ТСО:
Мультимедиа-проектор.
Персональный компьютер с СD/DVD приводом
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для дидактического материала.
Экран на штативе.
Аудиоколонки.
Учебно-практическое оборудование:
Краски гуашевые.
Краски акварельные.
Цветные карандаши.
Восковые мелки.
Ручка гелевая черного цвета.
Поролон.
Трафареты различной тематики.
Щетки зубные.
Тушь.
Воск.
Соль крупного помола.
Соль «Экстра».
Нитки разноцветные полушерстяные.
Клей ПВА.
Крупы (манная, гречневая, овсяная, пшено)
Зерна, семена.
Мука хлебопекарная
Пластилин
Различные предметы с фактурной поверхностью (пуговицы, крышечки, и, кружева, палочки, ключи и т.п.).
Макаронные изделия интересной формы.
Гофрокартон.
Картон.
Бархатная бумага.
Журналы, газеты.
Салфетки бумажные.
Скорлупа яичная.
Бумага А3, А4.
Бумага цветная.
Фломастеры.
Кисти беличьи №3,5,6,10.
Емкости для воды.
Ножницы с закругленными концами.
Методическое обеспечение ПДО детей
1. Пальчиковая гимнастика
1) У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо-мальчиков.
Будут-будут наши пальчики
трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам
лениться.
2) Птички прилетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
3) Мы положим в кузовок
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку,
И забавную свинушку.
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик, конечно,
А красавец мухомор
Пусть украсит косогор.
4) Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
5) Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок,
-Ну, а вместе –
- Кулачок!
6) Наш мизинчик
Утром встал,
Безымянного поднял.
Средний пальчик потянулся,
Указательный проснулся.
Должен и большой вставать,-
Братьев в садик провожать.
7) Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
С вами мы подружим, маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять,
Раз, два, три, четыре, пять –мы закончили считать.
2. Игры для свободной минутки
Игра «Имитируем движение кошки»
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь пройдусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молоко
Полакаю языком.
Лапкой грудки и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.
«Руки-пальчики»
Выпрямим кисть, сомкнем пальцы, затем медленно-медленно сожмем их в кулак.
Положим руки на стол ладошками вниз и будем сгибать пальцы (поочередно каждой рукой).
Выпрямим кисть и поочередно будем присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
Вращаем кулак (кулачки) в разных направлениях.
Сильно сомкнем пальцы, затем разомкнем (поочередно каждой рукой и обеими).
Положим руки ладошками вверх и поднимаем по одному пальцу в разном порядке на одной руке, затем на другой.
Положим ладошки на стол. Поднимаем пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Зажмем между средним и указательным пальцем карандаш. Разгибаем и сгибаем пальцы.
Положим на стол десяток карандашей (фасоли, пуговиц). Возьмем их все сразу сначала одной рукой, потом другой.
Заложим между средним и указательным пальцами карандаш. Поворачиваем пальцы так, чтобы сверху поочередно был то средний, то указательный палец.
Покатать между ладонями два шарика, то в одну, то в другую, то в другую сторону.
Игра «Поймай настроение»
- Я изображу на своем лице либо радость, либо грусть и брошу кому-нибудь мяч, он его поймает, а вместе с ним и мое настроение и покажет его на своем лице. Потом изобразит другое настроение и передаст его дальше.
Игра «Круг добра». Дети встаю в круг. Берутся за руки и говорят друг другу добрые слова.
(Стоя в кругу подвести итог занятия)
3. Физкультминутки.
Мы сидели, рисовали
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево -
Стало гибким наше тело.
И на стульчике скок, скок, скок,
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ.
И в ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И тихонько продолжаем.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише.
Деревцо все выше-выше.
Спасибо, водица,
За новые силы.
Теперь мы рисуем
С тобою красиво.
Кошка, коль придется,
По земле крадется.
Может, это слухи?
Но кролик длинноухий,
Если делать нечего
Прыгает кузнечиком.
Руки вверх – в кулачок, разожми и на бочок…
Руки в стороны - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вперед - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки назад - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вниз - в кулачок, разожми и на бочок…
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелись, закружились.
4. Примеры словесного поощрения
Еще лучше, чем прежде.
Потрясающе.
Классно.
Поразительно.
Неподражаемо.
Красота.
Как в сказке.
Очень ясно.
Ярко, образно.
Очень эффектно.
Прекрасное начало.
Ты на верном пути.
Это как раз то, что нужно.
Ух, ты!
Поздравляю.
Я тобой горжусь.
Я просто счастлив.
Мне очень важна твоя помощь.
Работа с тобой просто радость.
Ты мне необходим.
Для меня важно все, что тебя волнует и радует.
С каждым днем у тебя получается все лучше.
Научи меня делать так же.
Тут мне без тебя не обойтись.
Я знаю, что тебе это по силам.
Я горжусь тем, что тебе это удалось.
Я сам не смог бы сделать лучше.
Фантастика.
5. Консультации для родителей: «Организация детского уголка для творческой деятельности»
В домашних условиях, полезно выделить место для самостоятельной художественной деятельности, где ребенок может порисовать, полепить, выполнить аппликационные работы. Обычно выбирают хорошо освещенное место в доме (квартире).
В этом уголке ставят стол, если есть возможность 2-х сторонний мольберт (с одной стороны обычный, а с другой в виде доски для рисования мелом). Если нет возможности приобрести такой мольберт, можно сделать мольберт-доску (размером 50 х 50 см). Рядом со столом размещают подвесную полку или в шкафу выделяют место для хранения материалов и оборудования по рисованию, лепке, аппликации, которые дети используют по своему желанию. В зависимости от возраста ребенку предоставляют также материалы, которыми он уже научился пользоваться. Для рисования мелом используют настенную доску. Она ценна тем, что позволяет ребенку создавать крупные рисунки и при этом отрабатывать технику движения руки, совершенствовать форму изображаемых предметов, легко исправляя ошибки, неточности рисунка. Если есть возможность, такую доску можно организовать и на приусадебном участке, даче и т.д. в теплое время года.
В изобразительном уголке ребенка можно устроить небольшую выставку рисунков, лепки, аппликаций, выполненных им – работы можно разместить на полочках, на стене и т.п. Рисунки и аппликации для «выставки» желательно размещать в рамочках из белой и цветной бумаги, так работы смотрятся лучше, и у ребенка развивается эстетический вкус.
В уголке также можно поместить иллюстрации, репродукции, открытки о временах года, предметы народного декоративно-прикладного искусства или открытки с их изображением.
Это место станет прекрасной развивающей средой, где ничто не помешает ребенку заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым.
Есть несколько типичных ошибок в отношении родителей к творческому пространству ребенка. Первая - отрицание необходимости такового по принципу: "Он везде может рисовать, мы ему не запрещаем". Вроде бы это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребенка "везде" становится неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду рисунки. Ребенок не может сконцентрироваться на своих занятиях, или, напротив, когда он сосредоточился на творчестве, от него требуют, чтобы он убрал все лишнее, навел порядок и т.п.
Другая ошибка: вплоть до 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста (стол с бортиками и прикрепленным к нему стулом). Подросший ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). Получается, что формально творческий уголок есть, но фактически это просто ненужная громоздкая вещь.
От такого столика следует избавиться по достижении ребенком двух лет.
И, наконец, еще одна ошибка: уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: "Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобится". Следуя такой логике "навырост", родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя), она также оказывается нефункциональной, в лучшем случае, эквивалентом полки, на которую складывают игрушки. Письменный стол, как и школьный ранец, - это знак перехода ребенка в новую социальную позицию школьника; письменный стол должен появиться (или быть отдан ребенку) именно в момент поступления в школу (по этой же причине следует отказаться и от стола-парты).
"Начинка" творческого уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребенок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близким взрослым, или с другом-сверстником.
Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребенку вплоть до школы.
Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования), акварель.
Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) - это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).
Краски, пластилин, бумага и карандаши с возрастом не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и к собственному творчеству.
Современное общество потребления с рекламой на каждом шагу навязывает слишком много ненужного. Надо иметь в виду, что избыток творческого материала плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.
Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой творческого уголка. Старые израсходованные материалы выбросить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть материалов и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство и не создавали беспорядок.
Все эти рекомендации годятся для любого творческого уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной "детской".
Главное, надо помнить, что творческий уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.