kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационная работа с обучающимися на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе учителя технологии особое место занимает профессиональная ориентация учащихся. Условия реальной жизни требуют гибкого подхода к выполнению все новых и новых задач, значительные коррективы в их решение вносит формирующийся рынок труда, когда выпускник школы должен быть подготовлен для нахождения места своей трудовой деятельности в разнообразных сферах труда. В 21-м веке стремительно возрастает роль образования, как нынешнего фактора образования, не только экономики, но и общества в целом. Изменились требования к жизни, ученик должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе ученик отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы. Навязывать человеку нельзя, то, что он хочет или не хочет, но не может. Должно быть призвание, пригодность человека к той или другой деятельности. Учащийся должен быть в гармонии со своими способностями, к развитию самостоятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа с обучающимися на уроках технологии»

Профориентационная работа на уроках технологии

В работе учителя технологии особое место занимает профессиональная ориентация учащихся. Условия реальной жизни требуют гибкого подхода к выполнению все новых и новых задач, значительные коррективы в их решение вносит формирующийся рынок труда, когда выпускник школы должен быть подготовлен для нахождения места своей трудовой деятельности в разнообразных сферах труда. В 21-м веке стремительно возрастает роль образования, как нынешнего фактора образования, не только экономики, но и общества в целом. Изменились требования к жизни, ученик должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе ученик отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы. Навязывать человеку нельзя, то, что он хочет или не хочет, но не может. Должно быть призвание, пригодность человека к той или другой деятельности. Учащийся должен быть в гармонии со своими способностями, к развитию самостоятельности.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в “закрытости” рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции “свободного посетителя” социальных услуг.

Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей. Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.

Социальные опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения индивидуальных возможностей, соответствия из избираемой профессии. Старшеклассники практически не имеют представления о психологических особенностях профессионального самоопределения.

Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

В этих условиях нацеленность трудовой подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации учащихся.

Главная задача при рыночных отношениях - не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.

Творить, дерзать, искать - удел молодых, пытливых, знающих.

Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям - одна из основных задач учителя технологии. Элективные курсы должны стать основой для ориентации школьников в мире современных профессий.

Цель профильной ориентации - оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению. Не правильно выбранная профессия - страдает он сам и страдает государство. Надо найти себя. Задача учителя - помочь подростку на элективных курсах выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, инженерах, конструкторах, педагогах и других специалистах.

Основная цель элективного курса “Профессиональное самоопределение. Выбор профессии” - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

  • воспитывать уважение к рабочему человеку.

На занятиях курса “Профессиональное самоопределение. Выбор профессии” учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “Карта интересов”, “Дифференциально-диагностический опросник”. С помощью теста Айзенка и “Быстрый счет” определяют свои математические способности и уровень интеллектуального развития. Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления. Кроме того школьники знакомятся с отраслями общественного производства, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда. Составляют профессиограммы наиболее распространенных и востребованных профессий.

На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества.

Таким образом, элективный курс “Профессиональное самоопределение. Выбор профессии” играет значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной ориентации.

Вывод:

1. Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности.

2. Процесс профессионального самоопределения включает раз-витие самосознания, формирование системы ценностных ориен-тации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

3. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение - система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения.

4. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его “Я-концепции”.

5. Самооценка старшеклассника - устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна.

6. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности.

7. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности психической функции планирования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Профориентационная работа с обучающимися на уроках технологии

Автор: Зубарева Марина Евгеньевна

Дата: 07.10.2020

Номер свидетельства: 559356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Профориентационная работа на уроках химии. СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ"
    ["seo_title"] => string(72) "proforientatsionnaia_rabota_na_urokakh_khimii_silikatnaia_promyshlennost"
    ["file_id"] => string(6) "660272"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1732550896"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока технологии 7 класс "Художественная обработка металла: пропильный металл" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-7-klass-khudozhiestviennaia-obrabotka-mietalla-propil-nyi-mietall"
    ["file_id"] => string(6) "109324"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404366312"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(113) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319159"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742921"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(61) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319162"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2620 руб.
1510 руб.
2320 руб.
1510 руб.
2320 руб.
1510 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства