Просмотр содержимого документа
«Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.»
Камочкина Г.И.
Учитель технологии
МАОУ «Школа№7 для обучающихся с ОВЗ»
г.Березники Пермского края
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не в кризисе экономики, не в смене политического руководства, а в разрушении личности. Материальные ценности превалируют над духовными, поэтому у детей не сформированы, а зачастую искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме. Родители обращают большее внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о духовности и нравственности. Результатом чего становится эмоциональная, духовная незрелость детей. Проблемой современного образования является нарушение исторической преемственности поколений. Слабым местом в духовно – нравственном воспитании школьников является семья, как первоисточник воспитания. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано, что родители – первые педагоги ребенка. Личность ребенка формируется под влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Минимум педагогических знаний, имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. В соответствии с этим изменяется и позиция образовательного учреждения в работе с семьей. Наше ОУ является открытой образовательной системой: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, гуманным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Так организуется социальное партнерство — выгодное взаимодействие, направленное на решение социальных проблем.
В нашем ОУ разработана программа по взаимодействию с семьей. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития происходит через постановку цели – создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ОУ с семьей.
И через решение задач:
Повысить педагогическую компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Установить партнёрские отношения с семьями детей в воспитании любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
Расширять представления родителей о культуре, праздниках и народных традициях своего народа.
Вовлекать родителей в образовательную деятельность для формирования духовно – нравственных качеств школьников.
Опыт нашей работы по вопросам духовно - нравственного воспитания в семье показывает, что многим родителям просто неизвестно, что именно в семье происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, мы помогаем родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Одной из задач программы стало возрождение семейных традиций на основе воспитания духовно-нравственной личности.
Семейные традиции — редкость в наши дни. Но ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря традициям в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, мы строим свою работу. Находя крупицы семейных традиций, я подготовила семьи учениц 5 класса Елены Д.и Валерии К., которые представляли опыт семейного воспитания «Спортивные традиции нашей семьи», «Воспитание трудолюбия – традиция семейного воспитания». Родители предоставили на общешкольное родительское медиа-презентации на данные темы.
Именно традиции функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, сочувствия, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку.
Традиционно проходят в нашем ОУ конкурсы семейных газет «Лето – маленькая жизнь», «Наши зимние каникулы», где размещаем рисунки детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».
Расширяя представления о культуре, праздниках и традициях своего народа мы проводим необычные родительские собрания в форме круглого стола, мастер – классов «Колядки».
Интеллектуальные игры «Знатоки», КВН позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предположения, получить новые профессиональные знания от педагогов по вопросам духовно – нравственного воспитания.
Очень нравятся нашим папам и мамам совместные экскурсии на выставки в городской краеведческий музей, центральную городскую детскую библиотеку имени Н. Островского.
Сопоставив педагогические наблюдения за детьми, родителями за последние годы, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений наблюдается повышение педагогической культуры родителей.