Просмотр содержимого документа
«Организация профессионального обучения. Основы делопроизводства»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА БАЗЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
КОМПЬЮТЕРНАЯ МАШИНОПИСЬ И ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Профессиональное обучение в школе, как и в других образовательных учреждениях, направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, предоставляется бесплатно.
Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных.
Современное общество выдвигает перед молодыми специалистами высокие требования не только к знанию и виртуозному владению новыми информационными технологиями, но и умению грамотно и умело применить их на практике, в своей будущей профессии.
Изучение курса «Компьютерная машинопись и основы делопроизводства» позволит не только определить будущую профессию. Приобретенные навыки помогут более эффективно использовать компьютер в различных областях деятельности.
Машинопись необходима каждому, кто работает с текстовыми документами: журналистам, секретарям-референтам, работникам печати, писателям, программистам, менеджерам офиса, бухгалтерам и т.д.
В настоящее время считается правилом плохого тона независимо от того, какой профессией владеет специалист, работать на клавиатуре двумя пальцами. Чтобы выглядеть деловым и современным человеком необходимо овладеть десятипальцевым способом печати.
Одним из современных способов работы с клавиатурой является слепой десятипальцевый способ печати. Слепой десятипальцевый метод считается полностью освоенным только тогда, когда сознание печатающего не контролирует движение пальцев рук по буквенным клавишам клавиатуры. По методу клавиатура делится на горизонтальные и вертикальные ряды. Изучение буквенных рядов клавиатуры начинается со второго (основного) ряда клавиатуры.
Курс «Компьютерная машинопись и основы делопроизводства» включает в себя два года обучения:
Первый год – 10 класс – компьютерная машинопись.
Второй год – 11 класс – основы делопроизводства.
Особое внимание отводится вопросу «Место секретаря-референта в структуре управления». Секретарь-референт – это лицо фирмы. И если он имеет специальное образование, является профессионалом в своей работе, то это весьма положительно сказывается на работе в целом. От профессионализма секретаря-референта зависит во многом эффективность работы руководителя, имидж фирмы, взаимоотношения с контролирующими организациями и партнерами. С развитием технической оснащенности рабочего места функции секретаря-референта расширяются. Кроме непосредственной работы с документами предъявляются требования к умению работать с оргтехникой. Поэтому автоматически профессия секретаря референта преобразуется в профессию «Менеджер офиса».
Первый год обучения: «Компьютерная машинопись»:
Цели и задачи курса
Изучение расположения буквенных клавиш клавиатуры.
Умение печатать под диктовку и печатать текст с листа.
Красиво и грамотно располагать цифровой и текстовый материал.
Знать различные виды машинописных работ.
Знать и уметь применять на практике правила, предъявляемые к оформлению текстового материала.
Курс начинается с изучения расположения буквенных рядов клавиатуры и техники печати буквенных клавиш. Обучение ведется по горизонтальным рядам (в практике используется еще и метод вертикальных рядов, но опираясь на свой опыт, могу свидетельствовать, что в первом случае обучение более эффективно).
Технику печати учащиеся отрабатывают, выполняя специальные упражнения. Огромную помощь в практическом овладении буквенными рядами клавиатуры оказывают компьютерные программы «Тренажеры клавиатуры» («Виртуоз», наиболее интересный – «Тренажер Стамина»). Большое воздействие оказывают практические занятия с использованием закрытой клавиатуры.
Необходимо обратить внимание учеников на ритмичность удара по клавишам клавиатуры и уделять огромное внимание посадке за компьютером и физкультминуткам, которые обязательно включают в себя упражнения для глаз.
Особое внимание следует оказать работе над скоростью печати. В этом плане организация работы проводится следующим образом. Учащимся выделяется время на ознакомление с текстом, который будет печататься на время. Затем уже знакомый текст предлагается напечатать в течение пяти минут. По истечении времени ученики вычисляют скорость печати (количество знаков (включая пробелы и знаки препинания) делится на время (5 мин.). Полученный результат (количество знаков в минуту) фиксируется в журнале результатов по совершенствованию скорости печати.
Работа над техникой и скоростью печати ведется в течение всего курса.
Огромное внимание уделяется изучению правил оформления текстового материала. В процессе изучения курса предлагаются следующие пункты:
Правила оформления цифрового и знакового материала (арабские и римские цифры, простые дроби, многозначные числа, порядковые числительные, и т.д. )
Правила оформления текстовых работ (поля текстовой страницы, проставление номеров страниц, организация ссылок, разбиение текста на составные части).
Правила оформления титульного листа.
Правила оформления заголовков и подзаголовков.
Оформление примечаний, приложений, оснований.
Виды корректурных знаков и способы их применения.
Сокращения, применяемые в деловой переписке.
Способы и правила выделения текстового материала.
Особое значение уделяется оформлению библиографических сведений (списков литературы).
Второй год обучения: «Основы делопроизводства».
Включает следующие разделы:
Делопроизводство и его значение в работе учреждений.
Виды делопроизводства.
История развития делопроизводства в России.
Документы и их роль.
Классификация документов.
Виды документов.
Нормативно-правовая база делопроизводства. Унификация и стандартизация по ведению делопроизводства.
Реквизиты документов, формуляр-образец.
Основные требования к оформлению документов;
Виды документов личного характера (резюме, автобиография, доверенность, заявление, характеристика, расписка и т.д.). Правила оформления документов личного характера.
Составление и оформление основных видов служебной документации (делового письма, приказов, протоколов, актов, договоров, трудовых соглашений, докладных и объяснительных записок и т.д.).
Организация документооборота на предприятии.
Требования к стилю и языку деловой служебной документации.
Основные требования, предъявляемые к профессиям «секретарь-референт», «менеджер офиса» и т.д.
Занятия сопровождаются знакомством с работой офисной техники (сканером, принтером, факсом).
В конце курса предлагается экзамен. В билетах содержатся вопросы по всему курсу, включая и правила оформления текстового материала, и практическое выполнение личной и деловой документации. Важной частью экзамена считается распечатанный документ и анализ его выполнения.
Используемая литература
Кузнецова А.Н., Вагенгейм Р.Н. Машинопись: Практическое пособие. – 4-е изд., испр. и доп. _ М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999.
Басаков М.И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления организацией на основе ГОСТ 6.30-2003). 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. – М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
Стенюков М.В. Справочник по Делопроизводству. – М.: Издательство ПРИОР, 2002.
Петелин В.Г. Делопроизводство на предприятии: Краткий курс. Деловая игра «Создай свое предприятие». – М.: «Ось-89», 2000
Сюбаева Ю.В. Тематическое планирование курса «Компьютерная машинопись и основы делопроизводства», статья, ИД «1 сентября», 2018 г.
«Компьютерная машинопись и основы делопроизводства»
10 класс ( 2ч. в неделю, всего 68 часов )
Темы занятий
Количество часов
I. Введение.
2
Занятие 1. Правила техники безопасности и электробезопасности при работе в кабинете информатики и ИКТ.
Цели и задачи курса «Компьютерная машинопись и основы делопроизводства».
2
II. Программное обеспечение, используемое при ведении компьютерной машинописи и основ делопроизводства.
4
Занятие 1. Текстовый процессор Microsoft Word XP.
Создание и открытие документа. Сохранение документа.
Установка границ и интервалов. Форматирование текста.
Работа с принтером и сканером. Распечатка текстовых работ.
Занятие 2. Зачет по теме «Программное обеспечение, используемое при ведении компьютерной машинописи».
2
2
III. Технические средства, используемые при ведении делопроизводства.
2
Занятие 1. Средства для составления документов.
Персональный компьютер – основной инструмент совершенствования делопроизводства.
Системный подход к управлению электронными документами.
2
IV. Изучение схемы клавиатуры.
16
Занятие 1. Слепой десятипальцевый метод печати. Преимущества и возможности. Схема клавиатуры. Гимнастика пальцев рук.
Занятие 2. Основной (второй) ряд клавиатуры. ФЫВАПРОЛДЖЭ.
Занятие 3. Верхний ряд клавиатуры. ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ.
Занятие 4. Нижний ряд клавиатуры. ЯЧСМИТЬБЮ.
Занятие 5. Четвертый ряд клавиатуры.
Знаки препинания. Арабские цифры. Знаки, употребляемые с цифрами.
Занятие 6. Использование верхнего регистра для проставления заглавных букв. Правила написания римских цифр.
Занятие 7. Выполнение упражнений на совершенствование техники печати.
Занятие 8. Зачет по теме «Схема клавиатуры».
2
2
2
2
2
2
2
2
V. Общие нормы и правила оформления текстовых работ и служебных документов.
30
Занятие 1. Основные правила оформления текстового материала (размеры бумаги, применяемые в делопроизводстве, размеры полей деловых документов, нумерация страниц в документах).
Занятие 2. Оформление в документах написания чисел (написание многозначных чисел, цифровая форма однозначных чисел, буквенная форма однозначных чисел, простые дроби, десятичные дроби, порядковые числительные).
Занятие 3. Написание в документах физических величин.
Занятие 4. Написание в документах математических формул.
Занятие 5. Оформление таблиц и выводов.
Занятие 6. Способы оформления дат в документах.
Занятие 7. Правила оформления заголовков и подзаголовков.
Занятие 8. Оформление титульного листа.
Занятие 9. Приемы выделения отдельных участков текста.
Занятие 11. Библиография. Виды библиографии. Правила оформления библиографии.
Занятие 12. Корректурные знаки и применение их в корректурной правке.
Занятие 13. Сокращения слов и словосочетаний, применяемые в деловой переписке.
Занятие 14. Правила построения структурных схем.
Занятие 14. Зачет по теме «Общие нормы и правила оформления машинописных работ и служебных документов».
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
VI. Изучение английской раскладки клавиатуры
8
VI. Резерв
6
ВСЕГО:
68 часов
11 класс ( 2ч. в неделю, всего 68 часов )
Темы занятий.
Количество часов
I. Введение.
2
Занятие 1. Правила техники безопасности и электробезопасности при работе в кабинете информатики и ИКТ.
Цели и задачи курса «Основы делопроизводства».
2
II. Основы организации делопроизводства.
10
Занятие 1. Делопроизводство. Значение делопроизводства в работе учреждений. Организационная структура службы делопроизводства. Основные функции и задачи подразделений службы делопроизводства.
Занятие 2. Роль секретаря-референта в структуре управления предприятий малого и среднего бизнеса. Профессиональная этика и деловое общение.
Занятие 3. Документ. Роль документов в жизни общества. Виды документов. Классификация документов.
Занятие 4. Нормативно-методическая база делопроизводства. Государственные стандарты на документацию. Единая система государственной документации. Государственная система документационного обеспечения.
Занятие 5. Зачет по теме «Основы организации делопроизводства»
2
2
2
2
2
II. Реквизит. Формуляр-образец.
4
Занятие 1. Понятие реквизита. Формуляр-образец. Типовой формуляр.
Основные требования к оформлению управленческих докумен тов. Общие правила оформления документов.
Занятие 2. Зачет по теме «Реквизит. Формуляр-образец».
3
1
III. Рекомендации по составлению текстов служебных документов.
2
Занятие 1. Язык и стиль служебных документов. Особенности официально-делового стиля.
Употребление прописных и строчных букв. Полные и сокращенные названия центральных органов федеральной исполнительной власти.
Понятие, виды и назначение распорядительных документов.
Порядок разработки распорядительных документов в условиях единоличного принятия решения.
Порядок разработки распорядительных документов в условиях коллегиального принятия решений.
Занятие 2. ПРИКАЗ. Виды приказов. Приказы по вопросам общей деятельности. Приказы по личному составу.
РАСПОРЯЖЕНИЕ. УСТАВ. ИНСТРУКЦИЯ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ. Реквизиты документа. Правила оформления.
Занятие 3. Зачет по теме «Система распорядительной документации».
2
3
1
V.III.V. Система организационно-правовой документации.
4
Занятие 1. УСТАВ. ПОЛОЖЕНИЕ. ИНСТРУКЦИЯ. Реквизиты документов. Правила оформления.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ. Реквизиты документов. Правила оформления документов.
Занятие 2. Зачет по теме «Система организационно-правовой документации»
3
1
VI. Организация документооборота. Регистрация документов.
6
Занятие 1. Понятие и принципы организации документооборота.
Прохождение и порядок исполнения входящих документов. Прохождение исходящих и внутренних документов. Работа с конфиденциальными документами.
Работа с письмами и обращениями граждан. Понятие и системы регистрации документов. Формы и порядок регистрации документов. Индексация документов. Организация справочно-информационной работы. Контроль исполнения документов.
Занятие 2. Зачет по теме: «Регистрация документов»
4
2
VII. Творческая работа по курсу « Основы делопроизводства »