kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа "Делопроизводство на компьютере"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая.

Актуальность данной программы заключается в том, что она  профессионально-ориентирована и дает  начальную профессиональную подготовку по специальности секретарь. Программа составлена в русле основных направлений развития дополнительного образования, определенных в разработанной концепции развития дополнительного образования, где профессиональная ориентация образования вообще и дополнительного образования в частности становится одной из основных задач.

            В основу данной программы положены следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность ОУ в сфере дополнительного образования:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-Р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Устав МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара.

            Предлагаемая программа естественно вписывается в концепцию развития ЦВР «Крылатый» г.о. Самара, так как обучение по этой программе детей способствует решению задачи “социализации и адаптации обучающихся к новым жизненным условиям без потери непреходящих человеческих ценностей”.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Делопроизводство на компьютере"»





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Крылатый»

городского округа Самара



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦВР

«Крылатый» г.о. Самара

_______________ Шумских О.В.

«___»_________20__ г.

Программа принята на основании

решения методического совета

протокол № ___

от «___»_________20___ г.




Дополнительная общеобразовательная программа

«Делопроизводство на компьютере»


Возраст обучающихся –13-17 лет

Срок обучения – 1 год




Авторы-составители:

Гаврилова И.Г., педагог дополнительного образования;

Калинина И.В.,

педагог дополнительного

образования













Самара, 2015

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………..

3

Учебно-тематический план ……………………………………………

5

Содержание обучения………………………………………………….

6

Методическое обеспечение образовательного процесса……………...

9

Список литературы………………………………………………………

10



































Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая.

Актуальность данной программы заключается в том, что она профессионально-ориентирована и дает начальную профессиональную подготовку по специальности секретарь. Программа составлена в русле основных направлений развития дополнительного образования, определенных в разработанной концепции развития дополнительного образования, где профессиональная ориентация образования вообще и дополнительного образования в частности становится одной из основных задач.

В основу данной программы положены следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность ОУ в сфере дополнительного образования:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-Р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  • Устав МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара.

Предлагаемая программа естественно вписывается в концепцию развития ЦВР «Крылатый» г.о. Самара, так как обучение по этой программе детей способствует решению задачи “социализации и адаптации обучающихся к новым жизненным условиям без потери непреходящих человеческих ценностей”.

Программа рассчитана на учащихся 8 - 11 классов и реализуется в течение одного года.

Курсы рассчитаны на 144 часа и включает в себя следующие направления:

- секретарское дело - 72 часа;

- компьютерная грамотность - 72 часа.

Цель: создание необходимых условий для успешной адаптации подростков в социуме.

Задачи

Образовательные:

- сформировать у учащихся теоретическое представление о “Секретарском деле”;

- выработать навыки составления, оформления различных документов по делопроизводству;

- научить свободному общению с компьютером на уровне пользователя;

Развивающие:

Развить мелкую моторику рук при наборе информации на компьютере, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Привить аккуратность, ответственность, точность.

Занятия проходят по группам постоянного состава. Количество учащихся в группе - не менее 12 человек.

Каждая группа занимается раз в неделю по 4 часа: 2 часа - “Секретарское дело”, 2 часа - “Компьютерная грамотность”. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут с перерывами между ними по 10 минут.

Занятия за компьютером проводятся таким образом, что в каждый раз практические занятия составляют 30 минут в первый час и 20 минут во второй час занятий. После каждого часа занятий делается 15 минутный перерыв с гимнастикой для глаз в соответствии с требованиями техники безопасности работы на компьютере.

Программа использует сочетание различных учебных методик:

- лекции и беседы для подачи теоретического материала;

- практические и самостоятельные работы для закрепления теоретических знаний;

- индивидуальная работа;

- компьютерные практикумы;

- компьютерные тренажеры с различными обучающими программами;

- консультации;

- психологические тренинги общения, как вид групповой психологической работы, необходимые для успешного общения и направленные на приобретение знаний, умений, навыков, формирование и коррекцию установок;

- контрольные работы;

- анализ личностного и профессионального роста;

- тренинги по организации деловых приемов, встреч, фуршетов;

- экскурсии и культпоходы с целью формирования общей культуры и культуры производственных отношений.

Квалификационные характеристики

1. Данная квалификационная характеристика содержит основные требования к секретарю с базовым средним образованием и дополнительным образованием по установленной программе, дающим начальную профессиональную подготовку по специальности секретарь. Она является нормативным документом, который определяет:

- профессиональное назначение и условия использования специалистов секретарей;

- квалификационные требования к специалистам данного профиля;

- требования к аттестации выпускников данного курса.

2. Секретарь это специалист, которого готовят для выполнения организационно-технических функций по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия или его подразделений, для ведения делопроизводства и организации документообеспечения предприятия или его подразделений; специалист такого профиля предназначен для работы на предприятиях всех видов собственности в должностях, предусмотренных для замещения специалистами с базовым средним образованием типовыми номенклатурами должностей.

3. Секретарь должен знать:

- основы административного и трудового права;

- систему органов власти и управления в стране и в своем регионе;

- руководящий состав предприятия и его подразделений;

- научную, рациональную организацию своего труда;

- делопроизводство;

- нормативные документы документационного и информационного обеспечения предприятия;

- правила работы с персональным компьютером и условия его эксплуатации;

- правила эксплуатации оргтехники (факс, телекс, телефонных переговорных систем, ксерокса, сканера, магнитофонов, диктофонов, видеоаппаратуры и др.), а также правила эксплуатации бытовых электроприборов;

- правила орфографии и пунктуации;

- стандарты и другие нормативные документы унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

- правила внутреннего трудового распорядка предприятия, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии противопожарной защиты.

Результативность программы

В процессе работы по курсу “Секретарское дело” каждый обучающийся для контроля и оценки его знаний ведет информационное досье своего профессионального роста, которое систематически предъявляется преподавателю на контроль. Кроме того, обучающийся имеет дискету, на которой к концу курса должно быть сформировано дерево каталогов, соответствующее номенклатуре дел современного предприятия и в каждом подкаталоге записаны разработанные обучающимися документы - образцы.

Полученные знания оцениваются на зачетах.

Обучение заканчивается сдачей экзаменов по всем курсам программы и выдачей сертификата установленного образца о получении начального профессионального образования по специальности “Секретарь”.


Учебно-тематический план

Темы занятий


Количество часов

п/п


теории

практики

индивид

всего


I. “Секретарское дело”

26

34

12

72

1.

Организационные вопросы

-

2


2

2.

Введение в секретарское дело

1

1


2

3.

Система органов власти и управления в стране и в регионе


2


2



4

4.

Основы административного и трудового права

1

1


2

5.

Делопроизводство:

20

24

12

56


а) требования к бланкам документов предприятия и к машинописному тексту;

б) общие правила оформления управленческих документов;

в) составление текстов управленческих документов:

- составление организационных документов;

- составление распорядительных документов

- составление справочно-информационных документов;

- составление документов по личному составу.

б) организация работы с документами


5


5

5







5


6


6

6







6


3


3

3







3


14


14

14







14

6.

Информационное обеспечение предприятий

2

2


4

7.

Итоговые занятия

-

2


2








II. “Компьютерная грамотность”

26

34

12

72

1.

Вводное занятие: цели и задачи курса; технические и организационные мероприятия при оборудовании рабочего места пользователя; меры безопасности и защиты здоровья при работе с ПК.

2

-

-

2

2.

Вычислительная техника. История возникновения и развития ПК, применение ПК.

3

3


6

3.

Программное обеспечение

21

31

12

64

3.1.

Операционная система WINDOWS. Назначение и достоинства OC WINDOWS, объекты WINDOWS, назначение и их свойства.

2

-

2

4

3.2.

Файловая структура компьютера

4

10

2

16

3.3.

Средства редактирования текста

5

5

2

12

3.4.

Вспомогательные программы

2

2

2

6

4. Знакомство с EXCEL.

4

8

2

14

5. Компьютерная сеть INTERNET

4

4

2

10

6. Итоговое занятие

-

2

-

2


Итого:

52

68

24

144


Содержание программы

Секретарское дело

1. Организационные вопросы

Комплектование групп. Знакомство. Правила внутреннего распорядка в Центре. Правила техники безопасности работы за компьютером. Правила уличного движения.

Формы занятий: беседы, тесты на усвоение.

2. Введение в секретарское дело

Что такое секретарь? Что такое делопроизводитель? Отличие секретаря и делопроизводителя.

Что такое документ и документационное обеспечение? Что такое делопроизводство и документационное обеспечение предприятия? Что такое информационное обеспечение предприятия. Государственные нормативные акты, регламентирующие оформление документов (ГОСТы).

Формы занятий: беседы и тестирование на усвоение основных понятий раздела.

Практическое занятие: сочинение на тему “Что такое делопроизводитель”.

3. Система органов власти и управления в стране и в своем регионе

Конституция РФ, Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная ума), Правительство РФ, Судебная власть. Устав Самарской области, Администрация Самарской области, Губернатор, Губернская дума, суды. Государственная власть и местное самоуправление, Устав г.Самары, мэр г.Самары, Администрация, Городская дума, органы территориального общественного самоуправления (ТОС).

4. Основы административного и трудового права

Что такое административное право, субъекты административного права, нормы административного права, формы и методы осуществления исполнительной власти административного права, обеспечение законности и дисциплины в сфере исполнительной власти, ответственность по административному праву, права и обязанности должностных лиц, должностная инструкция секретарю референту. Что такое трудовое право. Субъекты трудового права. Порядок приема на работу, перевода и увольнения рабочих и служащих, обязательная мера труда (продолжительность рабочего времени), размеры и форма оплаты труда, поощрения за успехи в работе и меры взыскания за нарушение трудовой дисциплины.

Обязательные правила по охране труда, порядок рассмотрения трудовых споров. Роль профсоюзов в области регулирования условий труда рабочих и служащих.

Формы занятий: лекции, беседы.

Практическое занятие: разработка должностной инструкции секретаря; заполнение трудовой книжки при приеме, переводе и увольнении.

Коллоквиум по теме трех разделов:

Введение в секретарское дело. Система органов власти и управления в стране и в своем регионе. Основы административного и трудового права.

5. Делопроизводство

Документационное обеспечение предприятия. Требования к бланкам документов, требования к машинописному тексту, ГОСТ 6.38-97. Правила оформления реквизитов, создание бланка, построение формуляра образца. Организационные документы, порядок их составления. Распорядительные документы, порядок их составления. Справочно-информационные документы, порядок их составления. Документы по личному составу, порядок их составления.

Документационная лексика.

Организация работы с документами. Обработка поступающих документов. Обработка отправляемых документов. Регистрация и контроль исполнения документов. Классификация документов предприятия. Составление номенклатуры дел. Формирование и оформление дел. Подготовка документов к передаче на архивное хранение.

Формы занятий: лекции, беседы, практикумы по составлению различных справочно-информационных документов: письмо, телеграмма, телефонограмма, служебная записка, справка, доверенность, протокол, договор, акт. Практикумы по составлению документов по личному составу: личная карточка, приказ, характеристика, заполнение трудовой книжки, заявления, предложения, жалобы.

Все составленные документы обучающийся после проверки их педагогом помещает в информационное досье своего профессионального роста.

Практикумы по организации работы с документами.

6. Информационное обеспечение предприятия

Система избирательного распределения информации между специалистами предприятиями согласно их информационных запросов (система ИРИ).

Источники информации, сигнальные оповещения системы ИРИ. Карта информационных запросов системы ИРИ. Понятие реферата, принципы его составления.

7. Итоговое занятие

Подводятся итоги занятий за год, информационное досье профессионального роста обучающегося, проводится оценка выполненных учащимися работ, проставляются зачеты, составляется заключение о возможности выдачи сертификата по специальности.


Компьютерная грамотность

1. Вводное занятие

Цели и задачи курса “Компьютерная грамотность”. Правила поведения в Центре и компьютерном классе. Проведения инструктажа по безопасной работе за компьютером. Технические и организационные мероприятия при оборудовании рабочего места пользователя.

2. Вычислительная техника

История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Представление информации в ПЭВМ. Основные блоки ПЭВМ, блок-схема ПЭВМ, внутренние устройства (микропроцессор, основная память). Периферийные устройства. Классификация программного обеспечения для компьютера.

Формы занятий: лекции, беседы, тесты, контрольные работы.

Практические занятия с программами-тренажерами, с обучающими программами, с игровыми программами.

3. Программное обеспечение

3.1. Операционная система WINDOWS.

Назначение операционной системы. Принцип работы с операционной системой. Сравнительный анализ программ.

Формы занятий: лекции, беседы, тесты.

Практические занятия с программами-тренажерами, с обучающими программами, с игровыми программами.

3.2. Файловая структура компьютера

Работа с файловой структурой компьютера: просмотр, создание, редактирование, копирование, перемещение, переименование, удаление, поиск файлов, создание каталогов.

Формы занятий: лекции, беседы, тесты.

Занятия с программами-тренажерами, с обучающими программами, с игровыми программами.

3.3. Средства редактирования текстов

Набор текста, форматирование строк и абзацев, работа с блоками текста (выделение и отмена выделения блока текста, копирование, перемещение, вставка, удаление, изменение шрифта), проверка лексики, сохранение текста, предварительный просмотр печати, печать. Сравнительный анализ средств редактирования. Понятие шаблона. Формирование с помощью ПЭВМ шаблонов приказов, писем.

Работа с файлами в разных окнах, слияние файлов, перенос части одного файла в другой файл. Разделение документов на страницы, подготовка документа к печати, печать документов. Работа с таблицами.

Формы занятий: лекции, беседы, тесты.

Практические занятия по набору и редактированию текстов, отработка скорости набора текстов.

Все тексты набираются и записываются на индивидуальный Flesh-носитель учащегося.

3.4. Вспомогательные программы

Программы-упаковщики. Создание архивных файлов. Извлечение файлов из архива. Просмотр оглавления архива. Многотомные архивы. Самораскрывающиеся архивы. Защита архивов паролем. Профилактика компьютера. Утилиты. Антивирусные программы.

4. Знакомство с ЭТ EXCEL.

Электронная таблица MS Excel: назначение, основные возможности. Порядок решения задач с помощью электронной таблицы. Редактирование, печать таблицы. Мастер функций и мастер диаграмм.

5. Компьютерная сеть INTERNET.

Назначение компьютерных сетей. Локальные компьютерные сети, типы локальных сетей. Глобальная компьютерная сеть INTERNET, структура INTERNET, адресация и протоколы передачи данных. Подключение к INTERNET. Электронная почта E-mail.

6. Итоговое занятие.

Подводятся итоги за год. Сдаются зачеты, составляется заключение о возможности выдачи сертификата по специальности.



























Методическое обеспечение

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, а также индивидуальные занятия.

Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и наглядных пособий.

Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С учащимися можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задания в виде теста по той или иной теме, в виде мозаики или игры «Морской бой».

Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия материала, представленного педагогом, учащиеся выполняют практическое задание, результатом которого становится какой-либо документ по предмету «Секретарское дело» или выполнение задания, поставленного педагогом по предмету «Компьютерная грамотность» (копирование, создание каталогов, печать текстов и т.д).

Индивидуальные занятия позволяют добавить в процесс обучение не только индивидуальный подход, но это практически единственный вариант добиться качества у неуспевающих обучающихся.

В конце каждого занятия подводятся итоги выполнения поставленной задачи. Подведение итогов может происходить в форме коллективного обсуждения, а также в виде индивидуальной консультации, беседы с учащимися. Время для этого педагог находит сам – это может быть момент коллективной или индивидуальной самостоятельной работы, во время которой педагог может уделить внимание одному из учеников.

Итогом работы курса «Делопроизводство на компьютере» становится: по предмету «Секретарское дело» - досье своего профессионального роста, а по курсу «Компьютерная грамотность» - сформированное на любом носителе учащегося дерево каталогов, соответствующее номенклатуре дел современного предприятия и в каждом подкаталоге записаны разработанные обучающимися документы-образцы.

Для реализации данной программы необходимо соответствующее материальное обеспечение.

Под материальным обеспечением подразумевается:

- наличие стандартно оборудованного учебного класса, вмещающего для занятий группу учащихся численностью не менее 12 человек;

- наличие компьютерного класса,

- наличие должного программного обеспечения;

- обеспечение каждой группы обучающихся комплектом секретарских принадлежностей, канцтоваров.
















Литература

1. ГОСТ 6.38-97 Унифицированные системы документации. Система ОРД.- М.: Издательство стандартов, 1997.

2. Гражданский кодекс РФ часть I. - М.,2005.

3. Федеральный закон от 30.11.94 № 52 - Ф3 “О введении в действие части I Гражданского кодекса РФ “- М., 1995.

4. Кодекс законов о труде Российской Федерации (по состоянию на 01.12.94) - М., 1995.

5. Унифицированная система ОРД. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению. - М., 1993.

6. Стенюков М. В.. Документы. Делопроизводство. Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия - М.: Прибор, 2006. - 144 с.

7. Стенюков М. В., Кузнецова О. А.. Составление документов на компьютере. Практическое пособие. - М.: Прибор, 2000. - 144 с.

8. Дэвид Мерсер. IBM. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. - М.: Прогресс, 2001.

9. Документы и делопроизводство: справочное пособие. Сост. М.Т. Лихачев. - М.: Экономика, 2001.

10. Переписка с иностранными партнерами. Составление деловой корреспонденции на английском языке. Учебное пособие. Сост.: Московская Школа Cекретарей Общества “Бизнес - сервис”. - М.: Бизнес - сервис, 1992. - 74 с.

11. Материалы Центра международных образовательных программ “Практик”. - М.: Издательский дом “Русская провинция”, 1996.

12 “Школа стиля для девушек”. Из опыта работы. Сост.: Щенникова М. В. - Самара: Отдел народного образования Кировского района г. Самары, Центр внешкольной работы Кировского района, 1996 г.

13. Загорская А.П. Письмовник для ведения деловой корреспонденции на русском и английском языке. - М: Московский рабочий, 1992.

14. Бондырева Т.Н. Секретарское дело: Практическое пособие. - М.: Издательство “Высшая школа”, 2009.

15. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

16. Каталог опубликованных образовательных программ системы дополнительного образования детей. - М., 1996. - в надзаг.: Министерство образования Российской Федерации. Управление внешкольного дополнительного образования.

17. Андреева В.И. Делопроизводство: требования к документообороту фирмы на основе ГОСТов РФ. Издания III переработанное и дополненное. - М., 2000.

18. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2005.

19. Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие для юридических факультетов. - М.: Юрист, 2005. 303с.

20. А. Левин. Самоучитель работы на компьютере. - М.: Международное агентство A.D.&T., 2000.

21. О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович. Курс компьютерных технологий с основами информатики. - М.: Фирма “Издательство АСТ”, 2001.

22. Барихин А.Б. Делопроизводство на предприятии. Практическое пособие. – М.: Книжный мир, 2000.

23. Ключевые профессиональные компетентности: работа с информацией. – Самара, 2007/

24. Кузнецов С.В. Современные технологии документационного обеспечения управления. М., 2015.

25. Демин Ю. Делопроизводство. Подготовка служебных документов. – М., 2015.

26. Карепина А. Конструктор делового письма. Практическое пособие по эффективной бизнес-переписке. – СПб., 2015.


1. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. - М.: ИНФРА- М, 1995.

2. В. Лаптев. Что такое компьютер? - Ленинград: Детская литература, 2006.

3. Евгений Каперский. Компьютерные вирусы в MS-DOS. - М.: Эдель - Ренесанс , 2002.

4. Ф.Файтс, П. Джонстон, М.Кратц. Компьютерный вирус: проблемы и прогноз. - М.: Мир. 1993.

5. В.П. Пасько, А.И. Марченко. Word 6.0 для Windows. - М.: фирма БИНОМ. 1994.

6. Алиев В. Компьютер – это просто! – М., 2015.

7. Леонов В. Большая книга компьютера.- М.. 2015.

8. Кольчугин Д.А., Лебешева М.И., Серегина Е.И. Компьютер и интернет – это просто! – М., 2015.


1. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос , 2001.

2. Гамезо М.В. Домашко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 2006.

3. Педагогика. Под редакцией Л.Р. Болотиной, С.П. Баранова, Л.Г. Семушиной. - М.: Просвещение, 1987.


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная программа "Делопроизводство на компьютере"

Автор: Калинина Ирина Васильевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253776

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства