Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности на уроках технологии»
Организация внеурочной деятельности по технологии
Внеурочная деятельность по технологии создает условия для
самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие
способности, поэтому важную роль отвожу формированию культуры труда:
-содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени,
-планированию работы, правильному обращению с инструментами,
-соблюдению правил безопасной работы.
Хочу сразу же отметить, что все это нелегко прививается современным детям.
Но, тем не менее, цель внеурочной деятельности по технологии ставлю так:
- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения;
- обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить
его в процессе и индивидуальной, и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,
самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Каждый учитель, и я не исключение, знает, что получаемые ребенком знания и навыки должны иметь действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.
Решение данной задачи требует создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективный комплекс развивающего образования.
Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. На примере работы с моими учениками я расскажу о своих методах: что получается, с какими проблемами приходится сталкиваться, а что вообще трудно и не получается.
Внеурочная воспитательная деятельность носят специфический характер. Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности, во внеурочной деятельности она играет вспомогательную роль и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и т.д.
А вот развивающая функция имеет огромное значение и заключается в выявлении скрытых способностей, пробуждении и развитии склонностей, интересов ребенка.
Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, я могу сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу. Предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. открываю новые возможности ребенку и тем самым укрепляю его интересы.
Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету, занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому материалу, развитие творческих способностей учащихся.
В своей работе во внеурочной деятельности в системе технологической подготовки, использую разные виды занятий: кружковая работа, дни науки, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, защиты проектов. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества, как школьников, так и учителя.
Уроки технологии и внеурочные занятия обеспечивают:
- овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
- изучение мира профессий, приобретение практического опыта;
- воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма.
Составляя программу курса, использую самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Нетрадиционным формам присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью учитываю психологические возрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.
В среднем звене (5-7 классы) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности. Так как дети этого возраста более усидчивы, то им хорошо подходят занятия по осваиванию какого – либо ремесла или рукоделия. Художественно-эстетическое и патриотическое направление позволяют удовлетворить эти потребности в полном объёме. Необходимо отметить, что освоение новых знаний, (как впрочем, и любого другого материала) связанных с историей и культурно–бытовыми традициями нашей страны гораздо успешнее осваивается через практическую деятельность. При этом учащиеся раскрывают и реализуют творческий потенциал, осваивают различные производственные технологии. Приобретают такие навыки, как трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, приобщаются к русским традициям, истории, культуре.
На уроках технологии с шестыми классами изучали машинные швы. Чтобы заинтересовать девочек, предложила отрабатывать изученные машинные швы при пошиве одежды для кукол. Оказалось, что мои девочки ко всему ещё и прекрасные актёры. Так у нас в школе появился кукольный театр. Все игрушки, одежду для них, сам театр, постановки сказок – всё сделали мои девчонки. Я им только помогла.