Урок по технологии в 5 классе.
Тема урока «Технология выполнения простейших ручных швов»
Цели и задачи:
Оформить подарок, маме на 8 Марта, вышивкой.
Закрепить знания и умения при выполнении ручных стежков и строчек, правила Т.Б.
Воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке, способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
Ожидаемый результат: Оформить мешочек для мелких предметов, подарок для мамы, ручными стежками и строчками.
Тип урока: Урок – игра закрепление пройденного материала
Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.
Учебное задание: оформить подарок простыми на выбор стежками.
Уровень целей и упражнений: правильность, точность.
Самостоятельные целенаправленные наблюдения: анализ приемов выполнения практического задания, адаптация рекомендуемых действий к собственной работе.
Межпредметные связи: история; пение, литература, рисование, информатика.
Наглядные пособия: технологические карты, образцы
Материально-техническое обеспечение урока: ножницы, игла, карандаш, линейка, нитки ирис, игольница, тетрадь.
Дидактические средства: мультимедийная презентация, инструкционные карты.
Ход урока:
1 этап – Организационный
Проверка наличия учащихся в классе, подготовка к уроку. А урок наш начинается с улыбки. Ну а теперь давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. У вас на столе эмблемы, выберите ту, которая соответствует вашему настроению.
2 этап – Знакомство с историческими сведениями
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о подарках. А вы любите получать подарки? На какие праздники дарят подарки? А какой весенний праздник к нам приближается? (8 марта). Девочки, как вы думаете, какая цель нашего урока? (Слайд №2) Сегодня у нас урок пройдёт в виде игры. Сегодня мы вспомним о русской старине, о том, как жили и не тужили наши деды и бабушки. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Чтобы не было забыто это всё старое, доброе, что велось веками. Мы должны продолжать с вами русские традиции.
Возникновение вышивания, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения. Вышивкой украшали предметы быта, праздничную и повседневную одежду, головные уборы, которые отличались высоким художественным мастерством.
Для вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Геометрическими фигурами обозначают источники света - солнце и луну, линей - воду, дождь, горы - треугольниками.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности. В ней преобладают ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, мотивы дерева или цветущего куста. Расположение узора и приемы вышивки органически связаны с формой одежды. Белорусы используют на белом фоне красные, голубые, черные цвета. Украинцы любят вышивать птиц и животных. Вышивка цветным бисером характерна для народа Грузии и народа Татарии. В вышивании прекрасно соединяется традиционное и современное творческое начало.
А сейчас давайте послушаем историю «Иголки», которую вы приготовилидома.
История иголки
Ксюша.При слове «игла» мы обычно представляем себе орудие для шитья в виде заострённого маленького стержня из металла с ушком для вдевания нитки. Но ведь есть ещё гравированные иглы для создания офортов, медицинские (полные внутри), граммофонные… Да мало ли ещё «профессий» у иглы?
Надя.Но первые иглы, конечно были не стальные. Они изготовлялись из рыбных и других костей. Археологи ещё и сейчас находят их при раскопках поселений относящихся к каменному веку. С помощью заострённого камня наш далёкий предок проделывал в игле небольшое отверстие – ушко и сшивал шкуры нитками из жил.
Саша.На смену костяным пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей – серебряные иглы. Первые стальные иглы завезли в Европу в 14 веке арабы. Долгое время иглы изготавливали вручную. Сначала ковали тонкий стержень, один конец которого загибали (ушко ещё не умели делать), а другой затачивали. Но когда была придумана волочильная доска, иголки стали гораздо более изящными, гладкими, а главное прочными.
Настя.В Россию металлическая игла пришла из Германии в 17 веке. Но вскоре русские мастера раскрыли секрет изготовления столь необходимой в быту вещи. В 1677 году только в одной мещанской слободе в Москве насчитывалось пять игольных мастеров. Как же делали иголки? Их ковали. Можно представить себе, сколь ювелирной была эта ковка.
Лиза.В 18 веке в Европе началось бурное развитие булавочного производства. Тогда появились различные механические приспособления, станки на которых и стали штамповать булавки и иглы. Сегодня их делают из специальной стали. Иголка-копейка? Смотря какая. Несколько килограммов высококачественных игл для промышленных целей стоят дороже самой лучшей автомашины.
Люба.На единственном в нашей стране специализированном игольном заводе в Подмосковье выпускается 25 видов игл для шитья. Названия их говорят сами за себя: вышивальные, шорные, скорняжные, мешочные, парусные…
Сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки вышивки простейшими стежками, работая над подарком для мам, в форме русских посиделок. Прежде чем мы начнём наши посиделки давайте вспомним сведения, полученные на пошлых занятиях:
Что такое -
Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (Слайд №3). А сейчас поработайте в парах, выполняя задание «Путаница». (Слайд №4)
Молодцы, девочки! А сейчас давайте послушаем стихи, которые вы подготовили к уроку.
Ребята:
Вышиваем мы в родной нам школе
Вещи разные везде:
Платья, кофты и подушки,
Разукрашенные все.
И прихватки, и салфетки,
И чехлы на стулья,
Прославляя родной край,
Русское раздолье.
Есть «лужайка» у меня
Вот моя салфетка,
Ох, и нравится она
Маленьким всем деткам.
Пусть наше рукоделье,
Приносит всем радость.
Прочь, долой безделье,
За работу радостно.
Постараемся ещё
Сделать вещи сами,
Постараемся творить
Нашими руками.
3 этап – Пословицы
Учитель - Ребята, как много стихов сложено о труде и пословиц. А какие вы знаете пословицы или поговорки о труде. (отвечают дети)
Учитель: - А сейчас давайте познакомимся с новыми пословицами (текст пословиц проецируется на экран при помощи мультимедиапроектора)
4 этап – Символика цветов
Учитель: - Русский народ любил яркие вещи. Вы уже знаете, что цвета имеют свою символику:
-Это всё соблюдали бабушки при вышивке. А вышивали, пряли, вязали они, собравшись зимой в одном доме, и пели одновременно.
5 этап – Правила техники безопасности
Учитель: Давайте и мы с вами начнём оформлять мешочек вышивкой, и будем слушать русские песни и если вы их знаете, то можете подпевать. Но вначале нам нужно вспомнить правила техники безопасности.
Сели шить вы
Держим ровно корпус, спину.
Под косынки спрячем чёлки.
Давайте, повторим все вместе: (правила проецируются на экран при помощи мультимедиапроектора)
-Хранить булавки и иголки в определённом месте.
-Чтоб не болели зубы и живот,
-Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы Кольцами к себе.
А передаю я ножницы Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми – может быть беда. (Слайд №7)
6 этап – Практическая работа
Учитель: - Ну а сейчас, берём свои работы, начинаем вышивать и поём.
(Учащиеся достают свои работы и вышивают, учитель наблюдает за работой.)
Физкультпауза
Учитель: - Ни что не помогает так отдохнуть, как русская народная частушка.
Давайте ребята встанем, вы устали немного, и исполним частушки.
Мы умеем веселиться,
Мы умеем танцевать,
Любим очень мы трудиться,
И частушки распевать.
Не умела вышивать я,
Всё не получалось,
А как на конкурсы пошла
Я не растерялась.
Дискотека, дискотека,
Хоть и современная,
Лучше сходим на кружки,
Что-нибудь поделаем.
Шила, шила сарафан,
Получилась юбка.
Все в деревне обомлели,
Я в ней, словно дудка.
Ой, машиночка моя,
Строчку шей красивую,
Алёна Петровна
Будет ведь счастливая.
7 этап – Практическая работа
Учитель: - Давайте ещё немного поработаем и послушаем русские народные песни. (Продолжают работать учащиеся, а учитель проводит индивидуальную работу.)
8 этап – Подведение итогов.
Учитель: - Сегодня мы с вами, ребята, вспомнили частичку наших русских традиций. И если мы не будем знать свою историю, если не будем беречь наши национальные традиции, то в своём развитии мы не будем идти вперёд, нам нечего будет передавать новым поколениям. Я надеюсь, что урок всем понравился. Всем спасибо!
Давайте оценим свою работу. (Учитель анализирует работы учащихся и выставляет оценки)
На следующем уроке, мы с вами оформим работу до конца и как раз успеем к празднику, чтобы порадовать наших мам.
Молодцы, девочки! Я хочу вам прочитать такие строки:
Не можешь - сумей,
Не знаешь - узнай,
Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи.
Сверкай, достигай,
Чтобы жизнь твоя стала песней. (Слайд №8)
Уборка класса.