kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Исследовательская деятельность как метод воспитания креативной личности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация педагогического опыта учителем-мастером.

Став учителем, я непосредственно столкнулась с тем, что интерес к знаниям у большинства учащихся падает. Я поняла, что едва ли ни единственным источником, способствующим повышению интереса к знаниям. Является учитель.

         «Учитель не должен забывать, что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдёт» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д. Ушинским, говорят о важности решения проблемы. Поэтому моей педагогической деятельности присуща творческая новизна в поиске методических приёмов и, форм, методов и средств обучения, необходимых для создания ситуации успеха – создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции. Почему данная тема меня заинтересовала? Ответ таков: познакомившись с учебником геометрии 7-9 автора Шарыгина,  я столкнулась с множеством интересных и сложных задач на построение. Очень часто мы таким задачам стараемся уделять мало времени. Но однажды моей дочери была задана довольно таки сложная задача, с которой она, а также и весь класс не справились. В первую очередь эта задача заинтересовала меня как родителя. Тогда мне и захотелось более расширенно уделить этой теме внимание. Мои ученики очень быстро включаются в учебный процесс, у них  преобладает  творческое отношение к математике. И они себе поставили цель любыми путями узнать метод решения данной задачи.                                                                           

Учащиеся получили задание найти материал по решению задач на построение. У нас образовалась творческая группа, которая нашла дополнительный материал с применением их знаний к задачам более расширенного уровня «Построение правильного пятиугольника», после чего мы вместе с ними составили проект. Ведь каждый ученик должен овладеть исследовательскими навыками, необходимыми для практической деятельности. И мы это постараемся продемонстрировать.

       Сравнивая учебник геометрии автора И.Ф. Шарыгина и Л.С. Атанасяна, мы пришли к выводу, что в учебнике И.Ф. Шарыгина уделяется много времени данной теме.  По учебному планированию отводится на 12 часов больше, чем у Л.С.Атанасяна. Много задач, решение которых связано с окружностью. В своей работе я опираюсь на многие психолого-педагогические концепции учения.  Одной из них является теория проблемного обучения  М.И. Махмутова. В основу этой теории положены частично- поисковый и поисково-исследовательский методы работы, которым я отвожу первостепенное значение. Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики путём использования технологии проблемного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Мастер -Класс Шпаковой Е.Н.»

Исследовательская деятельность как метод воспитания креативной личности.

Исследовательская деятельность как метод воспитания креативной личности.

Цель проведения: познакомить учителей с методическими приёмами организации исследовательской работы по решению задач на построение.

Цель проведения: познакомить учителей с методическими приёмами организации исследовательской работы по решению задач на построение.

«Учитель не должен забывать, что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдёт»- слова, сказанные выдающимся русским педагогом К. Д. Ушинским,говорят о важности проблемы.

«Учитель не должен забывать, что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдёт»- слова, сказанные выдающимся русским педагогом К. Д. Ушинским,говорят о важности проблемы.

Одной из психолого- педагогических концепций учения является теория проблемного обучения М.И. Махмутова. В основу этой теории положены частично-поисковый и поисково-исследовательский методы работы, которым я отвожу первостепенное значение. Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики путем использования технологии проблемного обучения.
  • Одной из психолого- педагогических концепций учения является теория проблемного обучения М.И. Махмутова. В основу этой теории положены частично-поисковый и поисково-исследовательский методы работы, которым я отвожу первостепенное значение. Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики путем использования технологии проблемного обучения.
Для определения уровней творческой самореализации учащихся использовался пакет методик: а) Методика Е. Торренса для определения творческой активности («беглость») и творческого мышления («гибкость») б) Методика диагностики уровня творческой активности учащихся М.И. Рожкова и др. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика, и от умения ее выполнять.
  • Для определения уровней творческой самореализации учащихся использовался пакет методик:
  • а) Методика Е. Торренса для определения творческой активности («беглость») и творческого мышления («гибкость»)
  • б) Методика диагностики уровня творческой активности учащихся М.И. Рожкова и др.
  • Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика, и от умения ее выполнять.
Задачи на построение

Задачи на построение

Задача: Построить отрезок с концами В и С на сторонах угла КОМ, где точка А ВС и  Анализ:  1) Построим прямую а. Прямая а  ОК и ОМ в точках В и С соответственно. 2) Пусть отрезок с концами В и С на сторонах угла КОМ построен, где . 3) Проведём А D //ОК так, что точка D  OC .  4) Получим  по теореме о пропорциональных отрезках, и треугольник по признаку подобия. Построение: 1) А D //ОК, точка D OM.  2) Отрезок О D делим на 2 равные части, получаем единичный отрезок.  3) Откладываем на луче ОМ от точки D три таких единичных отрезка и  получаем отрезок ОС.  4) Проведём луч СА  5) СА  ОК  т. В.  6) Отрезок СВ- искомый.
  • Задача: Построить отрезок с концами В и С на сторонах угла КОМ, где точка А ВС и
  • Анализ:
  • 1) Построим прямую а. Прямая а ОК и ОМ в точках В и С соответственно.
  • 2) Пусть отрезок с концами В и С на сторонах угла КОМ построен, где .
  • 3) Проведём А D //ОК так, что точка D OC .
  • 4) Получим
  • по теореме о пропорциональных отрезках, и треугольник по признаку подобия.
  • Построение: 1) А D //ОК, точка D OM.
  • 2) Отрезок О D делим на 2 равные части, получаем единичный отрезок.
  • 3) Откладываем на луче ОМ от точки D три таких единичных отрезка и
  • получаем отрезок ОС.
  • 4) Проведём луч СА
  • 5) СА ОК т. В.
  • 6) Отрезок СВ- искомый.

К

В

А

О

М

С

Д

а

b     b     b     b     b   медиана   b  отрезок ВС    В С            угол

b

  • b
  • b
  • b
  • b

медиана b

отрезок ВС В С

угол

Построение: 1. Построим прямую а и отложим на ней отрезок ВС . В С В С а а

Построение: 1. Построим прямую а и отложим на ней отрезок ВС .

В С

В С

а

а

т . S . В С а S" width="640"

2.Найдём середину отрезка ВС = т . S .

В С

а

S

• 3.Через т. S проходит прямая L  перпендикулярная ВС .   В С а S L

3.Через т. S проходит прямая L перпендикулярная ВС .

В С

а

S

L

• 4. Построим биссектрису c угла    угол = угла . . .

4. Построим биссектрису c угла угол = угла

.

.

.

• • • • 4.На прямой L выбираем т. М и строим угол, равный половине угла альфа,с вершиной М и одной из сторон,проходящей вдоль L (прямая  k ) М S В С k L

4.На прямой L выбираем т. М и строим угол, равный половине угла альфа,с вершиной М и одной из сторон,проходящей вдоль L (прямая k )

М

S

В

С

k

L

• • • 5 .Через т. С проводим прямую //  k до пересечения с прямой L в точке Д. Д М В С S k L

5 .Через т. С проводим прямую // k до пересечения с прямой L в точке Д.

Д

М

В

С

S

k

L

т.О Д О В С S L" width="640"

6. Строим центр описанной окружности около треугольника ДВС(точка пересечения серединных перпендикуляров )= т.О

Д

О

В

С

S

L

• • • 7. Описываем около треугольника ДВС нужную нам окружность ВДС, радиуса=СО. Д О В С S L

7. Описываем около треугольника ДВС нужную нам окружность ВДС, радиуса=СО.

Д

О

В

С

S

L

• • • • • 8. Строим окружность с центром в точке S ,  радиусом =  b . Точки пересечения А и А 1  дуги ВДС и этой окружности и есть искомые точки. Д А А 1 О В С S b L

8. Строим окружность с центром в точке S , радиусом = b . Точки пересечения А и А 1 дуги ВДС и этой окружности и есть искомые точки.

Д

А

А 1

О

В

С

S

b

L

• • • • • • • 9.Получили два треугольника:  а)Треугольник АВС с медианой А S .  б)Треугольник А 1 ВС с медианой А 1 S . Д А А 1 О В С S b L

9.Получили два треугольника: а)Треугольник АВС с медианой А S . б)Треугольник А 1 ВС с медианой А 1 S .

Д

А

А 1

О

В

С

S

b

L

Построение правильного пятиугольника

Построение правильного пятиугольника

"Геометрия обладает двумя великими

                                       сокровищами. Первое - это теорема Пифагора,

                                       второе - деления отрезка в крайнем и среднем

                                                                                                  отношении"

                                                                    Иоганн Кеплер

Правильные многоугольники привлекали внимание древнегреческих учёных ещё задолго да Архимеда. Пифагорейцы, выбравшие эмблемой своего союза пентаграмму - пятиконечную звезду, придавали очень большое значение задаче о делении окружности на равные части, то есть о построении правильного вписанного многоугольника.  Альбрехт Дюрер (1471-1527гг),    ставший олицетворением Возрождения в Германии  приводит  теоретически точный способ построения  правильного пятиугольника, заимствованный из великого    сочинения Птолемея

Правильные многоугольники привлекали внимание древнегреческих учёных

ещё задолго да Архимеда. Пифагорейцы, выбравшие эмблемой своего союза

пентаграмму - пятиконечную звезду, придавали очень большое значение

задаче о делении окружности на равные части, то есть о построении

правильного вписанного многоугольника.

Альбрехт Дюрер (1471-1527гг),

ставший олицетворением Возрождения в Германии

приводит теоретически точный способ построения

правильного пятиугольника, заимствованный из великого

сочинения Птолемея "Альмагест". Интерес Дюрера к

построению правильных многоугольников отражает

использование их в Средние века в арабских и готических

орнаментах, а после изобретения огнестрельного оружия

- в планировке крепостей

Дюрер пишет: «Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать». Живописец подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица – ртом и т.д. Известен пропорциональный циркуль Дюрера.

Дюрер пишет: «Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому

других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать».

Живописец подробно разрабатывает теорию

пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений

Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в золотых

пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних

пальцев опущенных рук, нижняя часть лица – ртом и т.д.

Известен пропорциональный циркуль Дюрера.

Леонардо да Винчи также много писал о многоугольниках, но именно Дюрер, а не Леонардо, передал средневековые способы построения потомкам.  Дюрер, конечно, был знаком с

Леонардо да Винчи также много писал о многоугольниках, но именно

Дюрер, а не Леонардо, передал средневековые способы построения

потомкам.  Дюрер, конечно, был знаком с " Началами" Евклида, но не привел

в своем "Руководстве к измерению" (о построениях при помощи циркуля и

линейки) предложенный Евклидом теоретически точный способ построения

правильного пятиугольника.

 

Предложенное Евклидом построение правильного пятиугольника включает в себя деление отрезка прямой в среднем и крайнем отношении , названное впоследствии золотым сечением и привлекавшим к себе внимание художников и архитекторов на протяжении нескольких столетий.

Предложенное Евклидом построение правильного пятиугольника включает в себя деление отрезка прямой в среднем и крайнем отношении , названное впоследствии золотым сечением и привлекавшим к себе внимание художников и архитекторов на протяжении нескольких столетий.

Способ построения пятиугольника по Дюреру

Способ построения пятиугольника

по Дюреру

                                                                                                                                         

Приближенное построение правильного пятиугольника представляет собой интерес. А.Дюрером оно проводится при условии неизменности раствора циркуля, что повышает точность построения. Способ построения описан Дюрером так:

" Однако пятиугольник, построенный неизменным раствором циркуля, делай так. Проведи две окружности так, чтобы каждая из них проходила через центр другой. Два центра А и В соедини прямой линией. Это и будет стороной пятиугольника. Точки пересечения окружностей обозначь сверху С, снизу D и проведи прямую линию CD. После этого возьми циркуль с неизменным раствором и, установив одну его ножку в точку D, другой проведи через оба центра А и В дугу до пересечения её с обеими окружностями. Точки пересечения обозначь через E и F, а точку пересечения с прямой CD обозначь буквой G. Теперь проведи прямую линию через Е и G до пересечения с линией окружности. Эту точку обозначь Н. Затем проведи другую линию через F и G до пересечения с линией окружности и поставь здесь J. Соединив J,A и H,B прямыми, получим три стороны пятиугольника. Дав возможность двум сторонам такой длины достигнуть совпадения в точке K из точек J и H, получим некоторый пятиугольник."

Построение по Дюреру

Попробуем выполнить построение Дюрера самостоятельно: K C J H B A G E F D

Попробуем выполнить построение Дюрера самостоятельно:

K

C

J

H

B

A

G

E

F

D

Задание на дом.   На рисунке показано, как можно определить ширину реки ВВ 1 , рассматривая два подобных треугольника АВС и АВ 1 С 1 . Определите ВВ 1 , если АС = 100 м, АС 1 = 32 м, АВ 1 = 34 м. В  ? В 1 С 34 С 1 3 2 100 А

Задание на дом.

На рисунке показано, как можно определить ширину реки ВВ 1 , рассматривая два подобных треугольника АВС и АВ 1 С 1 . Определите ВВ 1 , если АС = 100 м, АС 1 = 32 м,

АВ 1 = 34 м.

В

?

В 1

С

34

С 1

3 2

100

А


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шпакова Елена Николаевна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства