kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кроссворды в учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Кроссворды в учебной деятельности

Перельман Я.И. – основатель жанра научной популяризации считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Занимательная наука делает труд ребенка интересным, а потому и приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком корне учения. Но занимательная наука не превращает обучение в род забавы. Занимательность эффективна тогда, когда педагог правильно понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно. Она может служить:

  • первоначальным толчком к познавательному интересу, своеобразным трамплином к углубленной познавательной деятельности;
  • опорой для эмоциональной памяти, средством запоминания особенно трудных разделов и тем учебных курсов;
  • своеобразной разрядкой, средством переключения эмоций, внимания, мыслей.
  • средством повышения эмоционального тонуса, мобилизации внимания и волевых усилий воспитанников.

Занимательные задания побуждают работать мысль обучаемого.

Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание воспитанниками тех или иных тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество  с преподавателем.

Вербальные головоломки

          Под головоломками в психологии подразумевается особый тип проблемных задач, которые построены с учетом недостатков, присущих мышлению большинству людей, - предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека сильнее, чем у других, развито продуктивное и творческое мышление. Тот же, кому указанные недостатки присущи в большей степени, часто при решении головоломок сталкивается с непреодолимыми трудностями. В практике преподавания широко используются головоломки вербальные (словесные): загадки, ребусы, шарады, анаграммы, кроссворды, сканворды. 

Решение кроссвордов позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить воспитанников с новыми названиями, понятиями, явлениями.

Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать.

Составление кроссвордов воспитанниками – это весьма полезный вид самостоятельной деятельности. С методической точки зрения особенно целесообразно тематическое составление кроссвордов. Составление требует от воспитанников хорошего знания выбранной темы, умения кратко и четко формулировать определения понятий. Школьникам придется обратиться к словарям, дополнительной литературе.

При начальном изучении предмета лучше всего сначала использовать кроссворды, составленные педагогом. Для составления кроссвордов, согласно всем правилам симметрии, требуется время и навык. Составление кроссвордов красивых – это  своего рода искусство, а их разгадывание – «гимнастика для ума». Начиная примерно с 6 класса можно предлагать воспитанникам самим составлять разнообразные кроссворды, цикловорды и т.д.

Тематический кроссворд поможет повторить пройденный материал, а зашифрованное слово в центре головоломки вместо педагога может «сообщить» новую тему занятия.

Педагогу, который использует кроссворды на своих занятиях, целесообразно дать воспитанникам некоторые представления об истории этой популярной игры.

По одной из легенд честь изобретения кроссворда принадлежит заключенному южноафриканской тюрьмы Виктору Орвиллу. Целыми днями созерцал Виктор Орвилл рассеченные швами каменные плиты пола в камере и рисовал на клочках бумаги возникающие в его воображении фигуры. Состояли эти фигуры из пересекающихся квадратиков, и однажды Орвиллу пришла в голову идея заполнить их буквами так, чтобы слова читались и по горизонтали, и по вертикали. Игра настолько захватила читающего арестанта, что он целыми днями только тем и занимался, что придумывал различные комбинации. Однажды Орвилл решил, что пора познакомить с придуманной им игрой и остальное человечество. Выбрав самую удачную из головоломок, он начертил фигуру с простыми клетками, написал значения загаданных слов и послал все это в редакцию местной газеты. Долго ждать ответа не пришлось. Редакция охотно откликнулась на предложение Орвилла, и статья была напечатана под названием «Туда – сюда по квадратикам». Когда, отбыв срок заключения, Орвилл вышел на волю, его игра уже облетела весь мир, получив новое, повсеместно принятое название  - «кроссворд».

 Предлагаю примеры кроссвордов, составленных мною для занятий в творческой мастерской «Веселые петельки» на начальном этапе.

м

е

л

а

н

ж

а

к

р

и

л

с

и

н

т

е

т

и

к

а

т

е

х

н

и

к

а

б

е

з

о

п

а

с

н

о

с

т

и

ш

е

р

с

т

ь

и

р

и

с

б

и

с

е

р

н

о

ж

и

и

ц

ы

с

х

е

м

а

1.  пряжа, выработанная из смеси окрашенных в разные цвета волокон

2.  синтетическая  пряжа, хорошо сочетаемая с шерстью

3.  общее название волокон, получаемых из  полимеров

4.  важна для сохранности глаз, пальцев и проч. при работе с острыми предметами

5.  пряжа животного происхождения

6.  название хлопчатобумажной пряжи

7.  мелкие цветные стеклянные бусинки со сквозным отверстием, ими  можно           украшать готовое изделие

8.  2 конца, два кольца, посередине гвоздик.

9.  общее название

в

о

з

д

у

ш

н

а

я

п

е

т

л

я

п

р

я

ж

а

б

е

з

н

а

к

и

д

а

ц

е

п

о

ч

к

а

н

а

к

и

д

п

и

к

е

п

е

т

л

и

п

о

д

ъ

е

м

а

  1. начальная петля вязания крючком
  2. создана путем прядения

      3. – столбик …

      4.     …………… воздушных петель

      5.   используется  для высоких столбиков

      6.

      7.

Винокурова О.В. – руководитель творческой мастерской «Веселые петельки»

1.   начальная петля вязания крючком

  1. создана путем прядения

      3. – столбик …

      4.     …………… воздушных петель

      5.   используется  для высоких столбиков

      6.

      7.

1.   начальная петля вязания крючком

  1. создана путем прядения

      3. – столбик …

      4.     …………… воздушных петель

      5.   используется  для высоких столбиков

      6.

      7.

1.   начальная петля вязания крючком

  1. создана путем прядения

      3. – столбик …

      4.     …………… воздушных петель

      5.   используется  для высоких столбиков

      6.

      7.

1. пряжа, выработанная из смеси окрашенных в разные цвета волокон

2. синтетическая  пряжа, хорошо сочетаемая с шерстью

3. общее название волокон, получаемых из  полимеров

4. важна для сохранности глаз, пальцев и проч. при работе с острыми предметами

5. пряжа животного происхождения

6. название хлопчатобумажной пряжи

7. маленькие бусинки, ими  можно украшать готовое изделие

8. 2 конца, два кольца, посередине гвоздик.

9. предназначена для чтения

1. пряжа, выработанная из смеси окрашенных в разные цвета волокон

2. синтетическая  пряжа, хорошо сочетаемая с шерстью

3. общее название волокон, получаемых из  полимеров

4. важна для сохранности глаз, пальцев и проч. при работе с острыми предметами

5. пряжа животного происхождения

6. название хлопчатобумажной пряжи

7. маленькие бусинки, ими  можно украшать готовое изделие

8. 2 конца, два кольца, посередине гвоздик.

9. предназначена для чтения

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается.(утюг)

Маленько, кругленько,

А за хвост не поднять.(клубок)

Штучка одноручка,

Носочек стальной,

А хвост льняной. (нитка)

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки. (спицы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кроссворды в учебной деятельности»

Кроссворды в учебной деятельности


Перельман Я.И. – основатель жанра научной популяризации считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Занимательная наука делает труд ребенка интересным, а потому и приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком корне учения. Но занимательная наука не превращает обучение в род забавы. Занимательность эффективна тогда, когда педагог правильно понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно. Она может служить:

  • первоначальным толчком к познавательному интересу, своеобразным трамплином к углубленной познавательной деятельности;

  • опорой для эмоциональной памяти, средством запоминания особенно трудных разделов и тем учебных курсов;

  • своеобразной разрядкой, средством переключения эмоций, внимания, мыслей.

  • средством повышения эмоционального тонуса, мобилизации внимания и волевых усилий воспитанников.

Занимательные задания побуждают работать мысль обучаемого.

Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание воспитанниками тех или иных тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем.


Вербальные головоломки

Под головоломками в психологии подразумевается особый тип проблемных задач, которые построены с учетом недостатков, присущих мышлению большинству людей, - предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека сильнее, чем у других, развито продуктивное и творческое мышление. Тот же, кому указанные недостатки присущи в большей степени, часто при решении головоломок сталкивается с непреодолимыми трудностями. В практике преподавания широко используются головоломки вербальные (словесные): загадки, ребусы, шарады, анаграммы, кроссворды, сканворды.

Решение кроссвордов позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить воспитанников с новыми названиями, понятиями, явлениями.

Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать.

Составление кроссвордов воспитанниками – это весьма полезный вид самостоятельной деятельности. С методической точки зрения особенно целесообразно тематическое составление кроссвордов. Составление требует от воспитанников хорошего знания выбранной темы, умения кратко и четко формулировать определения понятий. Школьникам придется обратиться к словарям, дополнительной литературе.

При начальном изучении предмета лучше всего сначала использовать кроссворды, составленные педагогом. Для составления кроссвордов, согласно всем правилам симметрии, требуется время и навык. Составление кроссвордов красивых – это своего рода искусство, а их разгадывание – «гимнастика для ума». Начиная примерно с 6 класса можно предлагать воспитанникам самим составлять разнообразные кроссворды, цикловорды и т.д.

Тематический кроссворд поможет повторить пройденный материал, а зашифрованное слово в центре головоломки вместо педагога может «сообщить» новую тему занятия.


Педагогу, который использует кроссворды на своих занятиях, целесообразно дать воспитанникам некоторые представления об истории этой популярной игры.

По одной из легенд честь изобретения кроссворда принадлежит заключенному южноафриканской тюрьмы Виктору Орвиллу. Целыми днями созерцал Виктор Орвилл рассеченные швами каменные плиты пола в камере и рисовал на клочках бумаги возникающие в его воображении фигуры. Состояли эти фигуры из пересекающихся квадратиков, и однажды Орвиллу пришла в голову идея заполнить их буквами так, чтобы слова читались и по горизонтали, и по вертикали. Игра настолько захватила читающего арестанта, что он целыми днями только тем и занимался, что придумывал различные комбинации. Однажды Орвилл решил, что пора познакомить с придуманной им игрой и остальное человечество. Выбрав самую удачную из головоломок, он начертил фигуру с простыми клетками, написал значения загаданных слов и послал все это в редакцию местной газеты. Долго ждать ответа не пришлось. Редакция охотно откликнулась на предложение Орвилла, и статья была напечатана под названием «Туда – сюда по квадратикам». Когда, отбыв срок заключения, Орвилл вышел на волю, его игра уже облетела весь мир, получив новое, повсеместно принятое название - «кроссворд».







Предлагаю примеры кроссвордов, составленных мною для занятий в творческой мастерской «Веселые петельки» на начальном этапе.







м

е

л

а

н

ж




















а

к

р

и

л





















с

и

н

т

е

т

и

к

а

















т

е

х

н

и

к

а


б

е

з

о

п

а

с

н

о

с

т

и





ш

е

р

с

т

ь




















и

р

и

с






















б

и

с

е

р

















н

о

ж

и

и

ц

ы




















с

х

е

м

а





















1. пряжа, выработанная из смеси окрашенных в разные цвета волокон

2. синтетическая пряжа, хорошо сочетаемая с шерстью

3. общее название волокон, получаемых из полимеров

4. важна для сохранности глаз, пальцев и проч. при работе с острыми предметами

5. пряжа животного происхождения

6. название хлопчатобумажной пряжи

7. мелкие цветные стеклянные бусинки со сквозным отверстием, ими можно украшать готовое изделие

8. 2 конца, два кольца, посередине гвоздик.

9. общее название












в

о

з

д

у

ш

н

а

я


п

е

т

л

я





п

р

я

ж

а






б

е

з


н

а

к

и

д

а


ц

е

п

о

ч

к

а








н

а

к

и

д







п

и

к

е







п

е

т

л

и


п

о

д

ъ

е

м

а






  1. начальная петля вязания крючком

  2. создана путем прядения

3. – столбик …

4. …………… воздушных петель

5. используется для высоких столбиков

6.

7.










Винокурова О.В. – руководитель творческой мастерской «Веселые петельки»






































































































































1. начальная петля вязания крючком

  1. создана путем прядения

3. – столбик …

4. …………… воздушных петель

5. используется для высоких столбиков

6.

7.


































































































1. начальная петля вязания крючком

  1. создана путем прядения

3. – столбик …

4. …………… воздушных петель

5. используется для высоких столбиков

6.

7.


































































































1. начальная петля вязания крючком

  1. создана путем прядения

3. – столбик …

4. …………… воздушных петель

5. используется для высоких столбиков

6.

7.



































































































































































































































1. пряжа, выработанная из смеси окрашенных в разные цвета волокон

2. синтетическая пряжа, хорошо сочетаемая с шерстью

3. общее название волокон, получаемых из полимеров

4. важна для сохранности глаз, пальцев и проч. при работе с острыми предметами

5. пряжа животного происхождения

6. название хлопчатобумажной пряжи

7. маленькие бусинки, ими можно украшать готовое изделие

8. 2 конца, два кольца, посередине гвоздик.

9. предназначена для чтения






































































































































































































































1. пряжа, выработанная из смеси окрашенных в разные цвета волокон

2. синтетическая пряжа, хорошо сочетаемая с шерстью

3. общее название волокон, получаемых из полимеров

4. важна для сохранности глаз, пальцев и проч. при работе с острыми предметами

5. пряжа животного происхождения

6. название хлопчатобумажной пряжи

7. маленькие бусинки, ими можно украшать готовое изделие

8. 2 конца, два кольца, посередине гвоздик.

9. предназначена для чтения


Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается.(утюг)


Маленько, кругленько,

А за хвост не поднять.(клубок)


Штучка одноручка,

Носочек стальной,

А хвост льняной. (нитка)



Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки. (спицы)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кроссворды в учебной деятельности

Автор: Винокурова Оксана Викторовна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Игра как средство учебной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(45) "ighra-kak-sriedstvo-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146790"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419259727"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Презентация к докладу " Организация учебной деятельности учащихся на уроках математики в рамках ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(119) "priezientatsiia-k-dokladu-orghanizatsiia-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "223966"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438272771"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование учебно – познавательных компетенций на уроках  спецдисциплин и химии "
    ["seo_title"] => string(92) "ispol-zovaniie-uchiebno-poznavatiel-nykh-kompietientsii-na-urokakh-spietsdistsiplin-i-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "222004"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435758748"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа факультативного курса "Занимательная грамматика".Внеурчная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurchnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417861639"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Занимательная грамматика" (внеурочная деятельность 1 класс) "
    ["seo_title"] => string(64) "zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413097230"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства