Просмотр содержимого документа
«"Коррекционная работа на уроках технологии"»
«Коррекционная работа на уроках технологии»
Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие обучающихся. Однако, основная задача трудового обучения – вооружить школьников доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Знания, полученные обучающимися на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой стороны, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач. Процесс обучения детей с ОВЗ имеет существенную специфику: - более низкий уровень сложности учебного материала; - замедленный темп обучения; использование наглядных методов обучения; - коррекция присущих учащимся недостатков. Коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям с отставанием в развитии недостатков путем применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы.
Коррекционная работа в специальной школе не просто добавление к учебному процессу. Она пронизывает весь педагогический процесс, выступает его неотъемлемой частью. Прежде всего, она выполняет подготовительную функцию, создает необходимые предпосылки для формирования у школьников готовности к сознательному усвоению знаний и целенаправленной деятельности, а затем через развитие правильного отношения к труду и потребности выполнять отдельные действия и операции в соответствии с поставленной целью ведет к формированию общественных мотивов труда и целенаправленных способов деятельности. Для того чтобы активизировать учащихся специальной школы на уроках труда, необходимо специальными приемами расширить их кругозор, развить у них познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что на уроках труда учитель не может и не должен ограничиваться выработкой у школьников трудовых навыков. Не менее важно развивать познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно, контролировать и корригировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, навыки и умения; формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества. Необходимое условие обучения обучающихся специальной школы систематическое изучение их индивидуальных особенностей. Трудовая деятельность открывает большие возможности для выявления особенностей учащихся и для формирования у них положительных качеств личности. Изучение учащихся школы в процессе трудового обучения призвано помочь учителю совершенствовать педагогический процесс и коррекционно - воспитательную работу, направленную на преодоление недостатков психического развития каждого из учащихся.
На уроках швейного дела обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление изделий требует от ребёнка ловких движений, а в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, появляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий. В процессе обучения швейному делу образуется система специальных навыков и умений у обучающихся. Работая с детьми, испытывающими трудности в обучении, я определила следующие задачи: выявить индивидуальные способности обучающихся; -развивать тактильную чувствительность рук; -сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью; подготовить руку ребёнка к шитью. Для решения задач использую следующие средства: использование физкультминуток и речевых зарядок, где движения обучающихся сочетаются с речью, такие зарядки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание); упражнения, которые стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою. игры (дидактические, сюжетно-ролевые), которые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память. На уроках швейного дела особенно важен индивидуальный подход, в связи с большой неоднородностью детей по способности к обучению. Обучающиеся различаются по характеру и темпераменту, по темпу работы и мотивации учения. Непосредственно в учебном процессе оптимальные условия создаются с помощью методов и приёмов индивидуального подхода. Так, обучая всех детей приёмам шитья, слабым даю задание вырезать, сметать, проутюжить или распороть шов. Когда основная группа уже самостоятельно выполняет работу, приступаю к индивидуальному обучению приёмам шитья. В работе подбираю задания с учётом их постепенно возрастающей сложности, учитываю индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности, настроение. Работу провожу регулярно, систематически, соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребёнка. Повышаю у обучающихся интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру. Забочусь о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к урокам и процесс обучения и развития формирует у обучающихся положительную мотивацию. В каждом классе есть ученики, у которых заметно снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы. Основной путь коррекции указанных недостатков – развитие у обучающихся интереса к практической работе. Внимание к особенностям обучающихся необходимо на разных этапах урока. Педагог должен хорошо знать: какому ученику, какой инструктаж требуется. Одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на инструкционную карту, третьему – необходим неоднократный показ приемов работы и помощь учителя. Ответ слабого ученика контролируют учитель и успевающие ученицы. На усвоение знаний большое влияние оказывает оценка учителем результатов. Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать о недостатках, но это необходимо делать так, чтобы не вызвать у обучающихся угнетенное состояние. Даже в случае полного незнания вопроса целесообразно обнадежить ученика, что на другой вопрос он ответит лучше, а над этим еще нужно поработать. Индивидуальный подход к детям помогает мне предвидеть все возможные конфликты, чтобы каждый ребенок уходил с урока удовлетворенным. Большое коррекционное значение имеют упражнения в планировании, которые проводятся с помощью специальных наглядных пособий. На уроках применяются инструкционные карты. В них, в последовательности выполнения работы, расположены образцы объекта работы, доведённой до разной степени готовности и таблички с текстом - инструкцией. Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию речи, умственных действий и мелкой моторики рук на уроках швейного дела способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма; развитию глазомера и координации движения пальцев; правильному использованию материалов, инструментов. Дети приобретают практические навыки и умения. У них развивается речь, воображение, фантазия, воспитывается аккуратность, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Все эти качества помогут обучающимся в социализации и адаптации в дальнейшей жизни.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(194) "Развивающая игра как один из приемов в реализации программы коррекционной работы в соответствии со ФГОС ."
["seo_title"] => string(102) "razvivaiushchaiaighrakakodinizpriiemovvriealizatsiiproghrammykorriektsionnoirabotyvsootvietstviisofgos"
["file_id"] => string(6) "307480"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1458357465"
}
}