КАК РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
КАК РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Многие учащиеся, особенно к старшим классам начинают терять интерес к учебе. Причины такого явления разные. Эта перегрузка однообразным материалом, ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Наши дети быстро утомляются от однообразия. Наша задача - формирование положительной мотивации у учащихся к учению, развитию их творческих способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КАК РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ »
КАК РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Многие учащиеся, особенно к старшим классам начинают терять интерес к учебе. Причины такого явления разные. Эта перегрузка однообразным материалом, ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Наши дети быстро утомляются от однообразия. Наша задача - формирование положительной мотивации у учащихся к учению, развитию их творческих способностей.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Объясняя учебный материал надо подробно объяснить, что за каждым этапом работы скрываются и процессы умственной деятельности: сравнение, сопоставление, обобщение. Ведь, что голова «прикажет», то руки и сделают (работа с инструкционными и технологическими картами). Поэтому объяснение надо начинать с анализа того или иного действия, которому хотим научить (пошив сорочки - разбор всех этапов работы, их выполнение, качество).
Чтобы научить выполнять работу качественно и быстро, надо научить координировать свои движения, организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений, не отвлекаться на поиски инструментов (слесарный цех, вязание).
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем больше дети владеют самоконтролем, тем меньше контроль учителя (на каждом уроке заключительный этап по подведению итогов включает в себя анализ, самоконтроль, самоанализ).
Через подражание, качественное копирование нужно вести ребенка к творчеству. Большим стимулом к успеху является похвала.
В конце каждого этапа работы надо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, для активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Дети, таким образом, лучше усваивают материал, особенно если вводятся игровые элементы, кроссворды, тестирование, вопросы-ответы по карточкам, игра «Цветик-семицветик», «Модельеры», эстафеты (по технике безопасности; кто больше назовет различные виды ткани и т.д.).
Ежедневная работа по развитию речи способствует развитию мышления и воображения. Учебный материал на уроках технологии позволяет использовать сказки, пословицы, поговорки, загадки, приводить исторические сведения (история костюма, ремесла, ткани). Воспитательными моментами служат пословицы: Мал золотник, да дорог», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Дело мастера боится».
Успешность обучения определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний. Контроль - это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть (это помогает формировать ответственность у учащихся за результаты своего труда, вырабатывает привычку самоконтроля — это все формирует навык самоанализа). На каждом этапе работы необходимо просить учащихся проанализировать результат своих действий, сравнить с образцом, найти ошибки, сказать, как их исправить. Эта работа должна проводиться систематично, контроль должен быть быстрым, гласным, малотрудоемким. Постоянно надо стимулировать учащихся хорошей оценкой даже за небольшие успехи.
Хорошим стимулом к работе являются викторины, игры-соревнования «Кто больше знает»: ткани, мерки, правила техники безопасности, контурные срезы, то есть, берется тот материал, который изучали на данном уроке. Проходя тему «Моделирование» - игра «Дом моделей», говоря о тканях - игра «Магазин тканей» и т.д.
Организация коллективной учебно-творческой работы на уроке.
Цель: формирование творческого интереса к делу, развитие способностей, умение воспринимать красоту, творить ее самому. Формирование умения уважать чужую инициативу, выслушивать различное мнение и отстаивать свое.
Больше всего дети любят уроки прикладного творчества, на этих уроках они могут фантазировать, изучать гармонию цвета, развивают эстетический вкус, знакомятся с историей русского народа, их обычаями и традициями.
В уроки практического повторения вводим лоскутное шитье, вышивку, работу над русским костюмом, пошив тряпичных кукол (и в натуральную величину).
Дети на таких уроках познают красоту обычаев и народных ремесел. Они стремятся сделать как можно больше и интереснее. Девочки ждут и охотно готовятся к «Девичьим посиделкам», на которых они подводят итог своей работы.
Сейчас я готовлю посиделки на тему «О сарафанах, кокошниках и прочих повойниках». Готовясь к мероприятию они узнают много нового и интересного. Все это прививает большой интерес к предмету.
В заключение хочу сказать, что, каким бы не был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для обучающихся, ставил перед ними конкретные задачи, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.