kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование краеведческого компонента на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе использованию краеведческого компонента. Неисчерпаемые возможности для его применения на уроках технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого компонента на уроках технологии»

В условиях современного полиэтничного мультикультурного мира одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, становится воспитание поликультурной личности, толерантной, готовой к межкультурному, межэтническому диалогу, в основе которого лежит взаимоуважение и взаимопонимание. Решение данной задачи предполагает познание обучающимися как культуры своего родного народа, так и других. При этом речь идет не просто об ознакомлении с народами мира, а о формировании системы этнических, гражданских, общечеловеческих ценностей, их принятие и использование как основы для поведения в обществе. Именно поэтому, несмотря на развитие науки и техники, все чаще можно слышать призыв оглянуться, посмотреть в сторону традиционной народной культуры, основанной на многовековых традициях, вобравшей в себя духовность многих поколений людей.

Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе использованию краеведческого компонента. Неисчерпаемые возможности для его применения на уроках технологии.

Концепция национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования должны отражать природно-экологическое, географо-демографическое, этническое,
национальное, историческое своеобразие региона России.

Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.

Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию школьников.

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.

Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами – смешанный состав учащихся, т.е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каж- дого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не
знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.

Сейчас дети, принадлежащие какой-либо национальности, не знают своего родного языка, традиций, обычаев. Поэтому актуален и важен «национальный вопрос», формирование положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры межнационального общения, умение понимать и принимать инокультуры других этносов.

Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованием краеведческого компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности ребенка. Дети с помощью взрослых познают смысл искусства в народном творчестве, у них вырабатываются собственная художественная инициатива, творческий поиск. Ребята начинают заимствовать приемы, мотивы, разные техники в традиционных видах декоративно-прикладного творчества народов родного края.

Таким образом, уроки с использованием краеведческого компонента знакомят школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.

На занятиях по кулинарии учащиеся изучают особенности национальной кухни телеутов и шорцев, осваивают технологию приготовления национальных блюд, знакомятся с обычаями и обрядами, национальными праздниками.

Своеобразие любой национальной кухни всегда тесно связано с особенностями жизни народов и «даров природы», которые их окружают. На уроках учащиеся получают не только теоретические знания, названия блюд, но и сами их готовят.

В 5 классе учащиеся знакомятся с использованием чайных сборов в национальной кухне телеутов и шорцев, с правилами сбора ягод, грибов, кореньев, лекарственных трав и правилами их заготовки в домашних условиях. На практических занятиях готовят чай из листьев мяты, чёрной смородины, малины, зверобоя…

На уроках кулинарии в 6 классе учащиеся знакомятся с национальными первыми блюдами шорцев: тутмаш (аналог супа с лапшой), иурге (крупяной суп).

В 7 классе учащиеся знакомятся с национальной выпечкой: токчок – популярное шорское лакомство , катама (хворост), қайнатқан калачик (жареные калачики); стряпают телеутские пельмени в форме полумесяца пекут национальный шорский пирог курмек с различными начинками. Знакомятся с национальными особенностями, мероприятиями, атрибутами празднования телеутского праздника Пельменек посвященного пельменям.

В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» национально-региональный компонент включён в уроки по:

* материаловедению, где учащиеся знакомятся с процессом прядения, ткачества, узнают о поясе кур, который ткали на самодельном станке из шерсти нескольких цветов с оригинальным узором из черной шерсти на белом фоне, а вдоль пояска, по краям, проходит зигзагообразная красная нитка;

* конструированию и моделированию, где учащиеся знакомятся с шорским и телеутским национальными костюмами. В 5классе - с головными уборами девушек и замужних женщин. В 6 и 7 классах учащиеся продолжают изучать национальный костюм. Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом кендырь-шабыр, именуемым так по названию растения (конопли), из волокон которого делали холст. Покрой таких халатов был туникообразным. Основой повседневной и праздничной женской одежды телеутов было длинное туникообразное платье «кунёк»  со стоячим воротником «тяга» и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом;

*рукоделию и художественным ремёслам с 5 по 7класс«Рукоделие» как ни одна другая тема раскрывает самобытность коренных народов Кузбасса. На этих уроках учащиеся знакомятся с видами художественных ремёсел шорцев и телеутов, женским рукоделием, изучают вышивки ( коштаган, сыран, коулен)  мастериц, которые использовали простейший прямолинейный и криволинейный орнамент. Использование орнамента для художественной отделки одежды, предметов интерьера, домашней утвари. Полученные теоретические знания учащиеся реализуют в практических, проектных работах (вышивка, вязание, изготовление изделий из лоскутков).

Кузбасс - многонациональный регион, его территорию населяют разные народы, каждый из которых имеет свою самобытную культуру.

Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.


В школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для формирования нравственных чувств, этики, поведения через
изучение родного края. Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном
процессе, приобщая к этому детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование краеведческого компонента на уроках технологии

Автор: Бондаренко Тамара Викторовна

Дата: 29.10.2020

Номер свидетельства: 561697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Использование краеведческого материала на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(73) "ispol-zovaniie-kraieviedchieskogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "198227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428384876"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Краеведческий аспект в обучении иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(58) "kraieviedchieskii-aspiekt-v-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "121857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414081613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "статья к уроку"
    ["seo_title"] => string(15) "stat-ia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "276233"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452693650"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Применение ИКТ на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(40) "primienieniie-ikt-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "116439"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412488344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства