Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках технологии.»
МБОУ «Гимназия № 65 имени Н. Сафронова»
Липанова Ольга Владимировна
Учитель технологии
Использование ИКТ на уроках технологии.
Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют ученику успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает возможность получать необходимые знания. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования. Компьютерные или новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации учащимся. Информационная технология обучения позволяет усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения.
Проектная работа учащихся на уроках является приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.
Виды самостоятельной работы учащихся при подготовке проекта: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; практические работы; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.
Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности играет проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является проектная деятельность. Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли, обогащают свои знания через дополнительный материал при подготовке проекта.
Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников. Использование информационных технологий в процессе подготовки проекта позволяет:
индивидуализировать процесс обучения;
повысить мотивацию обучения;
развивать логику и образное мышление;
повысить самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке;
повысить практическую направленность обучения.
Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя сам учебный процесс.
При организации проектной деятельности основную информацию учащиеся получают из компьютера. Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют защиту результатов в буклетах и презентациях. Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Изучение проектной части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной информации.
Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия.
Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель лишь направляет деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии. В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-8 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет).
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются презентации как один из видов защиты своего проекта
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.