kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование умений и навыков в ходе практической деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умений и навыков в ходе практической деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений и навыков в ходе практической деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

«Формирование умений и навыков в ходе практической деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.»

«Мы учимся, когда мы что-то делаем»
(Джордж Херберт)

Основой современного образования является практико-ориентированное обучение, процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении задач и проблем в социальной, учебной или профессиональной сферах.

Главная задач образовательной области «Технология» состоит в том, чтобы научить учащихся трудиться. Это значит, что учащихся нужно, прежде всего, вооружить практическими умениями и навыками.

«Навык» - это способность на безошибочное (после многократного повторения), доведенное до автоматизма выполнение отдельных действий.

«Умение» - это способность обучаемого, точно и сознательно применять в познавательной созидательной или преобразующей деятельности усвоенные знания и навыки.

«Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся, ей отводится не менее 70% всего учебного времени.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ».

Упражнение - это повторение каких-либо действий или последовательности действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. В технологии упражнения чаще всего применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда.

Учебно-практическая или практическая работа. Этот метод применяется для обучения учащихся выполнять последовательность операций по изготовлению изделия или целостный технологический процесс. По своей методической сущности практическая работа есть не что иное, как комплекс упражнений, подчиненных единой цели. В зависимости от уровня подготовки учащихся задание на выполнение практической работы может быть дано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение необходимых операций с заданным перечнем оборудования, детально с указанием характера операции, приемов ее выполнения и необходимого инструмента для каждой операции. В последнем варианте задание носит характер технологической карты или инструкции.


Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями я выбираю такой объект, процесс или тему творческой работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитываю посильность объекта труда для учениц соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость. Например, при изучении темы «Ручные работы» в 5 классе предлагаю девочкам сшить игрушку разного уровня сложности, которая в дальнейшем может стать подарком, ёлочной игрушкой или игольницей. Объект труда дети выбирают сами из предложенных вариантов.

Лабораторный опыт - это непродолжительное по времени, однократное экспериментальное исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Лабораторный опыт служит доказательством сделанного мною (учителем) утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Например, при определении вида волокна по горению.

Лабораторно-практическая работа по своим целям и методической форме этот метод полностью совпадает с методом лабораторной работы. Принципиальное отличие составляет лишь характер используемого оборудования. Лабораторно-практическая работа рассчитана на достаточно продолжительное время и, поскольку требует целой серии измерений, проводится по специально подготовленным для учащихся инструкционным картам. В этих картах дается название и цель работы, перечисляется оборудование, которое должны использовать учащиеся, указывается последовательность выполнения заданий. При необходимости приводятся формы таблиц, которые должны заполнить учащиеся в ходе измерений. Работа проводится фронтально, т.е. все учащиеся одновременно выполняют одни и те же задания. Например, изучая лоскуты ткани, учащиеся рассматривают предложенные образцы, определяют по волокнистый состав ткани.

Программой по технологии для каждого класса определен объем знаний, умений и навыков.

Наиболее приемлемым для занятий в мастерской является комбинированный урок. На занятиях в мастерской используются различные формы организации практической работы учащихся: фронтальная, бригадная, индивидуальная. Каждая из них имеет свою область эффективного применения. Например, в начале изучения трудовой операции, когда необходимо обеспечить одновременное руководство всеми учащимися, наилучшей формой является фронтальная. Приступая к изготовлению изделий, учащиеся часто выполняют разные задания и в зависимости от этого объединяются в бригады. Учащиеся, которые в силу различных причин опережают одноклассников или отстают от них, получают индивидуальные задания. С точки зрения задач трудового воспитания и в соответствии с материальной базой мастерских бригадная форма наиболее предпочтительна. Также используется еще одна форма организации практической деятельности – распределение обязанностей, когда практическая деятельность делится на части и каждую из них выполняют различные учащиеся. Эта форма стимулирует добросовестное отношение всех учащихся к своей работе. Так при изучении учащимися раздела «Кулинария» необходимо сформировать и развивать умения самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению работы, работать с технологической документацией, что имеет хорошие результаты при разделении труда.

В учебном процессе с помощью контроля устанавливаю, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к занятиям. Контроль знаний, умений и навыков учащихся бывает текущий и итоговый. Контроль дает возможность мне совершенствовать учебный процесс; повышает ответственность учащихся за выполняемую работу; приучает к систематическому труду и аккуратности.

Оценка знаний, умений и навыков имеет функцию поощрения и порицания, является средством воспитательного воздействия. Выставляемая оценка должна быть понятной, ясной для ученицы, объективной и справедливой.

При проверке практических умений при выполнении отдельных операций обращаю внимание на качество выполненной работы, соблюдение техники безопасности в процессе работы и организацию рабочего места, соблюдение правильности приемов и способов работы.

Также использую основные показатели качества умений и навыков на уроках технологии:

  • правильность приемов работы;

  • рациональность организации труда и рабочего места;

  • соблюдение технических требований и других качественных показателей при выполнении практического задания;

  • соблюдение правил безопасности;

  • степень самостоятельности выполнения задания

Значение этих показателей может изменяться в зависимости от учебно-воспитательных задач, отдельного задания и периода обучения. Все параметры контроля и оценки качества умений и навыков обязательно довожу до учащихся.

Таким образом, основное место на уроках технологии занимает практическая деятельность учащихся, которая опирается на умения и навыки.

Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача. Процесс формирования умений и навыков является длительным, а многие из них формируются в течении всей жизни человека.

В ходе своей работы я пришла к выводу, что при недостаточной материальной базе школьной мастерской применяемые мною приемы практической деятельности учащихся обеспечивают эффективное формирование практических умений и навыков на уроках технологии в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.

Знания, умения и навыки, полученные, на уроках технологии дают первоначальные практический опыт и навыки работы для социализации учащихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Спиридонова Татьяна Евгеньевна

Дата: 29.05.2024

Номер свидетельства: 651776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Педагогический проект: Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(172) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-i-issliedovatiel-skikh-sposobnostiei-na-urokakh-tiekhnologhii-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420814175"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Методическая разработка семинара, тема "Конструирование урока в контексте ФГОС СПО""
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskaia-razrabotka-sieminara-tiema-konstruirovaniie-uroka-v-kontiekstie-fgos-spo"
    ["file_id"] => string(6) "281856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453614700"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства