Министерство образования Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ -Югра (Тюменская область) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 2»
ТЕМА УРОКА: Этот сказочный батик
Титова Елена Павловна
учитель технологии
Урок проведён в 5 б классе
Цель:
Обучить способам деятельности по овладению конкретной технологией «Батик (роспись по ткани)» преобразование материала в виде создания творческого проекта
Развивать творческие способности обучающихся, воображение, интерес к выполнению проектов на уроках технологии, совершенствовать предметные умения: разработка технологической карты, работа с эскизом изделия, соблюдение правил безопасности охраны труда.
Воспитывать умение проявлять заботу о близких людях, творчески решать стоящие перед ними проблемы, воспитывать степень самостоятельности мышления, эстетический вкус, обогащать визуальный опыт, через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства
Структура урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Подготовка к усвоению новых знаний
Объяснение нового знания
Вводный инструктаж
Самостоятельная работа с самопроверкой
Итог урока
Средства обучения
Наглядные
Технологические карты,
Правила техники безопасности
Образцы готовых изделий
Учебные
белый материал (ситец или сатин) 20х20 см
набор крупных бусин или средних пуговиц (3-5 штук),
Набор для батика
белые нитки,
восковая (парафиновая) свеча.
Практическая работа:
Салфетка в технике узелковый батик
Метод обучения :
Рассказ,
Беседа,
Практическая работа
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Здравствуйте, девочки! Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом, что урок будет интересным и полезным для вас.
Проверка количества присутствующих учащихся.
Контроль за готовностью учащихся к уроку. Поделить учащихся на 4 группы
Дети приветствуют учителя, настраиваются на работу и сотрудничество, проявляют интерес.
Подготовка тетрадей, чертежных инструментов, рабочей формы.
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Рукоделие. Художественные ремесла»
- Скажите, какие виды украшений внешнего вида (художественной отделки) швейных изделий вы знаете?
- Прежде чем выполнить швейное изделие и его украшения, что мы должны сделать?
- Что такое эскиз швейного изделия?
Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним видом художественных ремесел, с батиком.
- Кто из вас слышал о нем, кто знает, что такое батик.
Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.
Обозначение плана урока.
ответ: Мы узнали, что есть много видов художественной отделки швейных изделий: украшение тесьмой, лентами, вышивкой, аппликацией.
ответ: Нам надо знать как будет выглядеть наше изделие, а для этого необходимо выполнить эскизы.
ответ: Эскиз – это рисунок, по которому создается изделие. Его выполняют простым карандашом (черно- белый цвет) или в цвете.
Ответ(если знают): Батик – это роспись ткани красками
Цель: подготовка обучающихся к активной деятельности на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Синобу – тайная грусть,
Узор из страны Минитоку,
Кто спутал нити твои?
Смутил кто сердце тревогой?
Ведь не виновен я….
Кавара-но Садайдзин (822 – 895)
Смысл этого произведения кроется в слове «синобу», которое имеет два значения: тоска, тайная грусть и название узора ткани, которым издавна славилось селение Синобу. Поверхность большого гладкого камня устилали травами и цветами. Поверх растений укладывалась ткань и по ней с силой проводили другим гладким камнем. Получался весьма прихотливый узор. Ткань, расцвеченную таким способом, называли «синобу». Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков.
обучающиеся рассматривают читают стих на слайде
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.
Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах.
Посмотрите какие красивые изделия можно получить используя технологию батика.
(работы художниц г.Москвы:
Ольги Зениной и Елены Дорожкиной)
Записывают тему урока, определение, историческую справку
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Скажите, что вы можете сказать о работах этих художниц?
- Как вы думаете можно ли выполнить сразу такие работы, что нужно знать, чтобы их сделать?
Конечно прежде, чем выполнить какое-нибудь изделие, мы всегда продумываем технологию его изготовления и подбираем инструменты и материал для работы.
Поэтому мы должны узнать о технологии выполнения батика.
учащиеся рассматривают иллюстрации на слайдах
ответ: Эти работы яркие, разнообразные (панно, ткани, платки), интересные.
ответ: Наверное, надо знать, чем и как их выполнить. Знать технологию выполнения такого изделия.
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Но у батика есть несколько видов и технология выполнения каждого разная.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны.
Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.
Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Сегодня мы познакомимся с техникой выполнения узелкового батика
Записывают виды батика (узелковый, холодный, горячий)
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандх а на, бандх и ни), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги , что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и
Записывают определения, материалы и инструменты для выполнения узелкового батика
Записывают определения, материалы и инструменты для выполнения узелкового батика
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Выполняют практическую работу
по парам «Салфетка – узелковый батик»:
- выполнение эскиза изделия.
Вводный инструктаж.
Для выполнения практической работы вам необходимо четко следовать плану работы, правильно подготовить рабочий стол, выбрать внешний вид будущего изделия, выполнить его четко соблюдая технику безопасности и план работы.
- Учитель повторяет ТБ с учащимися при работе с утюгом, электроплитой, горячей жидкостью (при выполнении узелкового батика)
- Проведение инструктажей в группах, во время выполнения работы.
Обход1: Проверяет подготовку рабочего места, выполнение эскизов.
Обход 2: Помогает выбрать вид завязывания ткани. Показывает приемы завязывания.
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Упражнения выполняют стоя.
выполняют физкультминутку по офтальмографу.
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Обход3: Проверяет правильность выполнения завязывания, приглашает по парам к электроплите, для выполнения окрашивания ткани. Текущий инструктаж по соблюдению ТБ при работе с электроплитой.
Обход 4: Показывает приемы работы по высушиванию изделия. Текущий инструктаж по соблюдению ТБ при работе с утюгом
Выполняют практическую работу по парам «Салфетка – узелковый батик»:
- выбор вида завязывания изделия;
- покраска ткани с учителем;
- сушка изделия;
- подведение итогов работы.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оценивание работ обучающихся
- выставка работ обучающихся.
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
вопросы:
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое батик и узелковый батик?
- Родина узелкового батика?
- Сколько видов батика существует?
- Можно ли получить разные рисунки на ткани с помощью узелкового батика?
Отвечают на вопросы учителя
Цель: создание положительного эмоционального настроя на уроке посредством эпиграфа,
вступительных слов и подготовка обучающихся к работе на уроке.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Выставление оценок за урок с коротким комментарием учителя.
50 % успешности работы состоит в качественном ее оформлении.
Объясняет выполнение домашнего задания.
Домашнее задание:
- оформить изделие окончательно, поместить её в рамку или обработать край изделия.
- Создать презентацию к выполненному изделию – салфетки.
Уборка рабочих мест (2 мин)
Следит за работой дежурных.
Выставление оценок в журнал, дневники (для подписи учителем)