Слайд | Закадровые комментарии учителя |
| Тема нашего урока: "Узелковый батик". Это самый древний способ окрашивания ткани. Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. Такие названия, как бандхей, бандха’на, бандхни, говорили прежде всего об этой замечательной технике и в переводе означали фактически сам прием росписи «обвяжи – окрась». И сегодня мы подробно ознакомимся с техниками завязывания и окрашивания, разберем типичные ошибки и методы их устранения. |
| Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. |
| Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Виды батика: узелковый, холодный горячий. |
| Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. |
| Инструменты, оборудование и приспособления для узелкового батика. |
| Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон (хлопчатобумажная, натуральный шёлк и т.п.). На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. |
| При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани. |
| Узелки. Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2). С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги. |
| Завязывание нитью. |
| Складывание. Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду |
| Этапы практической работы. |
№ | Слайд с приемом узелкового батика | Комментарии учителя |
| | Квадрат заплиссирован четырьмя широкими складками. Полоса поделена на четыре квадрата, которые в свою очередь разделены на восемь треугольников, сложенных далее по принципу плиссировки. Получившийся плотный треугольник стянут верёвкой посередине. Боковые уголки перевязаны отдельно: с одной стороны они составили три группы, а другой – две. |
| | Один ярус волны образован на ткани , согнутой пополам. Два противоположных угла дважды откинуты вперёд к средней линии так, чтобы они соприкасались посередине. Левую часть отгибаем назад и складываем пополам вперёд. |
| | Диагонально двукратно отгибаем уголки. Полученный конверт складываем пополам по вертикали или горизонтали. Со стороны срезов обвязываем уголки.С противоположной стороны – серединку. |
| | Плиссируем кусок ткани сначала по горизонтали, затем по вертикали. По размеру получившегося квадрата или прямоугольника вырезаем два куска картона или крагиса. Прикладываем сверху и снизу и обвязываем. Окрашиваем четверти. |
| | Плиссируем кусок ткани сначала по горизонтали, затем по вертикали. По размеру получившегося квадрата или прямоугольника вырезаем два куска картона или крагиса. Прикладываем сверху и снизу и обвязываем. Окрашиваем четверти. |
| | Плиссируем кусок ткани сначала по горизонтали, затем по вертикали. По размеру получившегося квадрата или прямоугольника вырезаем два куска картона или крагиса. Прикладываем сверху и снизу и обвязываем. Окрашиваем стороны. |
| | Плиссируем кусок ткани сначала по горизонтали, затем по вертикали. По размеру получившегося квадрата или прямоугольника вырезаем два куска картона или крагиса. Прикладываем сверху и снизу и обвязываем. Окрашиваем стороны. |
| | Спирали могут получиться более округлыми или заострёнными. Прямоугольный кусок ткани сложим по диагонали. Два образовавшихся угла откинем вперёд до самого края сгиба ткани. Отогнём вперёд левый и правый углы. Затем левую (большую) часть полосы отогнём вперёд-вверх до пунктирной линии. Углы слева и справа загнём вперёд. Отогнём оставшийся верхний и нижний уголки. |
| | Платочек. Складываем ткань два раза по диагонали. Вертикальная плиссировка. Обвязка в двух, трёх местах. |
| | V-образный узор. Ткань сложена вдвое по средней линии и заплиссирована по диагонали. |
| | В простейшей «шланговой технике» ткань не завязываем в узел, а скручиваем и , взяв за концы , фиксируем по краям. Затем закручиваем, складываем как шнур, связываем концы и крепко заматываем. |
| | Симметрия относительно диагонали получается, если сложить ткань по диагонали (угол с углом), а потом сделать плиссировку и обмотку. |
| | Сделав плиссировку прямоугольного куска ткани, дважды загнём указанные уголки и симметрично откинем на изнанку половинку фигуры. Получившиеся геометризованные цветы очень напоминают гвоздики. |
| | Сделав плиссировку прямоугольного куска ткани, дважды загнём указанные уголки и симметрично откинем на изнанку половинку фигуры. Получившиеся геометризованные цветы очень напоминают гвоздики. |
| | «Лучеобразная» плиссировка. |
| | «Лучеобразная» плиссировка. |
| | Симметрия относительно диагонали и крестик получаются в зависимости от того с какого конца мы начинаем сворачивать сложенную по диагонали два раза ткань. |
| | «Зиг-заг» возникает, если ткань перед диагональной плиссировкой сложить , например, вчетверо, отогнув её сначала налицо, а потом наизнанку. |
| | Основной приём в планги – завязывание ткани в обычные узлы. Это делают или по долевой нити или по косой нити. |
| | Ещё один приём планги – откидывание уголков в разные стороны. Его можно сочетать с любыми приёмами складывания. Диагональное многократное отгибание уголков образует «конверт». Чётное количество откидываний – получаются квадраты, нечётное – треугольники. |
| | Цветы посередине образованы очень простым приёмом: сложенная вдвое ткань заплиссирована, а уголки на сгибе сверху загнуты внутрь. В зависимости от количества обмоток цветы превращаются в круги или расцветают пышным цветом. |
| | Несложен приём создания «мраморного узора» . Всю ткань или её часть скомкаем в клубок и обмотаем. После крашения увидим хаотичные пятна и жилки. Многоцветное крашение с изменением положения отдельных частей «клубка» даст богатый уникальный рисунок. |
| | Сложив ткань вчетверо и заплиссировав по диагонали, получим либо «крестик», либо «коврик». |
| | Самый простой способ – складывание по вертикали и горизонтали. Сложим квадратную ткань четыре раза и обмотаем. Получим рисунок квадратов. Яркость линий зависит от степени проникновения краски под обмотки, которые создают дополнительный рисунок. |
| | «Волна» . Ткань сгибаем дважды пополам. Далее от середины отгибаем левую половину вверх, а правую – вниз. Получившиеся уголки снова отгибаем к средней линии. Полоска ткани становится угрожающе узкой. Верхнюю половинку откидываем назад. Осталось сложить то, что получилось, пополам в самом узком месте посередине. |
| | Узорные квадраты получаются в результате откидывания уголков по такой схеме: прямоугольник сгибаем пополам, находим среднюю линию и, ориентируясь на неё, загибаем вперёд верхние уголки. На них накладываем оставшуюся внизу полоску, откидываем назад её маленькие уголки. У получившегося треугольника загибаем вперёд нижние углы и получаем пятиугольник, у которого загибаем вперёд боковинки , и, в заключение, складываем фигуру пополам. |
| | Ещё один приём планги – откидывание уголков в разные стороны. Его можно сочетать с любыми приёмами складывания. Диагональное многократное отгибание уголков образует «конверт». Чётное количество откидываний – получаются квадраты, нечётное – треугольники. |
| | Очень красивые цветы получаются при обвязывании пуговицы или камешка. |
| | Венок . Верхние углы прямоугольника отгибаем вперёд - вниз, но не до края ткани. Отгибаем углы ещё раз, сгибаем ткань посередине и снова дважды отгибаем верхние уголки вперёд к центру. Получившийся треугольник складываем пополам назад по средней линии. |
| | Венок . Кусок ткани складываем пополам. Со стороны сгиба верхние углы прямоугольника отгибаем вперёд - вниз, но не до края ткани. Отгибаем углы ещё раз, сгибаем ткань посередине и снова дважды отгибаем верхние уголки вперёд к центру. Получившийся треугольник складываем пополам назад по средней линии. |