Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Просмотр слайдов: «Узелковый батик – «Чешуя»
Выбор материала для будущей творческой работы. Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.
Просмотр слайдов: «Секреты узелкового батика» во время сушки окрашенной ткани. Пояснение и рекомендации основных этапов выполнения работы в технике узелкового батика.
3. Практическая часть.
Освоение приемов узелковой росписи ткани и анализ наиболее часто допускаемых ошибок.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
I. Вступительная часть.
1.Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.
2.Целевые установки. Содержание мастер-класса.
- Уважаемые коллеги! Обратите внимание на инструменты и материалы расположенные на столах, выставку детских работ. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Что будем делать? Чему учиться? (Правильно, тема нашего мастер-класса сегодня – «Узелковый батик»).
- Чтобы определить каким именно батиком мы займемся, я предлагаю рассмотреть разложенные перед вамиобразцы росписи по ткани, разложите их на подгруппы. По какому признаку вы их сгруппировали? (Холодный батик – при росписи ткани используется резервирующий состав, препятствующий растеканию краски и узелковый батик – где вместо резерва используют различные веревки, нитки, жгуты, где ткань плотно обматывают, а затем окрашивают. Обмотанные нитками места остаются непрокрашенными).
-Как бы вы назвали роспись ткани на образцах? Обратите внимание на узор. (Совершенно верно, один из образцов напоминает чешую)
- Сегодня мы ознакомимся с разными приемами узелкового батика, а в процессе практической деятельности вы освоите технику узелкового батика – «Чешуя».
Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам использовать в своей работе этот нетрадиционный материал для развития творческих способностей детей.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Просмотр слайдов : «Узелковый батик – «Чешуя»
Сложим ткань пополам, затем еще раз пополам. Складываем ткань к середине - с одной стороны и с другой стороны.
Возьмем простой карандаш и нарисуем «чешую». Ведем карандаш с правой стороны влево, с левой стороны вправо. Таким образом проводим линию до конца ткани.
Маленькими складками соберем ткань. Начнем с угла, с одной стороны к противоположной стороне. Линия проведенная карандашом должна проходить по - середине складок.
Туго перемотаем нитью наши складки и завяжем узел.
Затем, продолжим собирать ткань складками с одной стороны к другой стороне. Туго перевяжем складки, завяжем узлы.
В идеале, нить которой перевязали ткань, должна образовать прямую линию.
Намочим ткань с обеих сторон.
Если мы хотим, чтобы серединки чешуи были желтыми, то выкрасим края желтым цветом. С другой стороны продел тоже самое.
Добавим красный цвет, но не заходим на нашу прямую линию. С одной стороны, затем, с другой стороны.
Центральная линия отвечает за контур чешуи. Возьмем фиолетовый цвет и хорошенько пропитаем все складки, чтобы контур был четкий. Окрашиваем с одной стороны фиолетовым и с другой стороны.
Аккуратно разрежем и удалим нити, стараясь не повредить ткань.
Аккуратно развернем ткань.
Высушим ткань феном.
Закрепим рисунок, прогладив ткань с двух сторон. Узор «чешуя» готов!
-Алгоритм понятен? С чего начинаем?...( складываем ткань гармошкой, наносим контур простым карандашом, обвязываем ткань по линии, раскрашиваем, удаляем нитки, сушим, проглаживаем.)
-Я прошу обратить внимание на часто допускаемые ошибки (просмотр слайдов)
Начинается творческий этап. Осуществляется самостоятельная работа педагогов, каждый выбирает свои цвета для окрашивания чешуи, опираясь на таблицу смешивания красок. Работа осуществляется под инденизийскую музыку, где и зародилось искусство росписи ткани - батик. Параллельно идет обсуждение, на что надо обратить особое внимание. Анализ допускаемых ошибок детьми при росписи ткани.
3. Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками мастер класса. Выполнение росписи, сушка, закрепление красок на ткани, и параллельное обсуждение методических рекомендаций для педагогов.
Общие методические рекомендации для педагогов
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (10-20 минут) и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение эскизов, приготовление необходимых материалов для росписи, роспись ткани, закрепление краски на ткани.
Так при прохождении новой техники – батика, вначале нужно познакомить детей с историей происхождения данной техники, затем научить поэтапному выполнению определенной росписи. Важно оставить простор для детской фантазии, предложить детям фиксировать свои наблюдения, например узелкового батика. Чтобы ребенок понял алгоритм получения определенных узоров, для дальнейшего экспериментирования. (Просмотр альбома педагогами «Маленькие эксперименты», где расписан алгоритм и приложен образец росписи).
При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.
Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше, если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Во время занятий по батику не забываем о ТБ.
Правила техники безопасности при росписи тканей.
1. Соблюдать технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами (ножницы, силовые кнопки).
2. Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить.
3. Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасно при попадании воды.
4. Некоторые виды резерва испаряют вредные пары. Заниматься батиком следует в хорошо проветриваемом помещении.
5. Во избежание химического ожога кожи работать в резиновых перчатках.
В процессе рисования педагог контролирует соблюдение техники безопасности, качества выполняемой работы.
В заключительном этапе идет обсуждение творческих работ, закрепление полученных знаний.
В нашей программе 9 часов отводится батику, из них 4 часа на узелковый батик, 5 часов на холодный батик. Обучение ведется от простого к сложному, то есть от узелкового батика к холодному батику.
Рефлексия участников мастер-класса.
Я постаралась рассказать обо всех этапах обучения воспитанников узелковому батику.
Составим алгоритм продуктивной творческой деятельности.
Выбор темы (в данном случае определенной технике).
Сбор информации о новой технике.
Составление алгоритма выполнения творческой работы
Осуществление практической работы
Подведение итогов, закрепление изученного.
Просто сам по себе, узор на ткани – детей не особо заинтересует. Совместно с детьми можно продумать как можно использовать данный узор в оформлении интерьера, или определенного подарка и т.д.
Например, расписанная ткань может быть фоном для коллажа, открытки. Если ее оформить в рамку – то эта работа становится картиной с орнаментом. Если расписать однотонный шарф, он уже получит вторую жизнь. Этот лоскут может пригодиться для обтягивания фотоальбома, или дневника, которые любят вести девочки. Батик традиционно много используется в элементах одежды: платки, косынки, шарфы, галстуки. Открытки-батик, картины-батик, шкатулки, обтянутые тканью-батик, несут в себе эластичность, пластику и тепло текстиля, радуют глаз необычностью, неповторимостью, именно поэтому они могут стать прекрасным подарком. Быть ни на кого непохожей – мечта любой девочки. Поэтому осуществляя индивидуальный подход к каждому воспитаннику мы приобщаем его к прекрасному, обучая их различным видам рукоделия.
Пока работы сохнут педагогам демонстрируются слайды
Просмотр слайдов: «Секреты узелкового батика»(пояснение и рекомендации основных этапов выполнения работы в технике узелкового батика). Комментарии к слайдам:
Вашему вниманию представлен Мастер-класс, раскрывающий секреты одной из разновидности росписи по ткани «Узелковый батик».
Технология узелкового батика проста. Точно так же, как и в других методиках батика, ткань следует зарезервировать от попадания краски, но для этого используется не резервирующий состав, а различные веревки, нитки, жгуты. Ткань плотно обматывают в виде различных узелков, а затем опускают в краску (или наносят краску кистью). После процесса крашения места ткани, обмотанные нитками, остаются непрокрашенными, а рисунок на ткани, получаемый таким способом зависит от способов завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных ее фрагментов.
Чтобы получить рисунок в виде кругов, исходящих из середины возьмите ткань за центр и распределите свободно свисающие края равномерными складками. Зафиксируйте середину ткани с помощью другой руки. Туго, насколько это позволяет нить, перевяжите ткань близко к ее центру.
Затем намотайте на ткань два витка нити, отступив от центра приблизительно 5 и 7 см. Каждая такая обвязка после крашения образует на салфетке светлый круг. Меняя ширину и количество намоток, можно получить множество вариантов одного и того же узора.
В последнюю очередь зафиксируйте ткань у края.
Следующий этап – это крашение ткани. Для этого поместите ткань в заранее подготовленный краситель.
После того как ткань окрасилась, выньте ее из емкости с красителем и тщательно прополощите в теплой воде. При этом ни в коем случае нельзя развязывать нити. Чтобы уберечь руки от красителя, обязательно воспользуйтесь перчатками. Полоскание можно заканчивать лишь тогда, когда из ткани при отжиме будет стекать чистая вода, без красителя.
Хорошо отожмите ткань. После этого можно развязывать нитки и посмотреть на получившийся результат.
Последний этап – глажение и закрепление краев получившейся салфетки. Прекрасная салфетка готова.
Для получения узора в виде ровной клетки сложите ткань гармошкой и прогладьте при помощи утюга;
- затем получившуюся полоску ткани сложите вновь гармошкой до получения квадрата;
- полученный результат зафиксируйте с помощью двойной крепкой нити;
- опустите ткань в краситель;
- после крашения сполосните ткань, тщательно отожмите и освободите ее от нитей;
- прогладьте ткань утюгом;
- в результате у нас получается довольно ровная клетка.
Чтобы получить рисунок в виде параллельных полосок сложите ткань в гармошку, постепенно проглаживая складки утюгом;
- затем, туго, при помощи двойной нити перевяжите ткань в середине;
- замотайте по два витка нитей с каждой стороны ткани, отступив от середины и последующего витка 5 см;
- опустите всю ткань в краситель;
- после того как ткань прокрасится, тщательно ее прополощите и отожмите;
- теперь можете развязать скрепляющие салфетку нити;
- последний этап – глажение, после которого рисунок на ткани проявится еще ярче.
Красим ткань в две и более красок:
- на различных расстояниях друг от друга обвяжите ниткой термостойкие пуговицы или камешки;
- после этого намочите ткань, отожмите и попеременно опускайте каждую из обвязанных пуговиц красители различных цветов таким образом, чтобы краситель чуть-чуть заходил за нить;
- когда все части работы будут прокрашены, еще раз прополощите и отожмите ткань. Затем, можете убрать нитки и прогладить салфетку.
- узелковый батик «Спираль» выполняется следующим образом:
- в центр влажной салфетки ставим кисть, надавливаем и начинаем закручивать ткань на кисть;
- по кругу образуются складки, поправляем ткань и продолжаем скручивать;
- приступаем к окрашиванию «улитки» по секторам спектра радуги 5. Переворачиваем «улитку» и проделываем то же самое, там, где фиолетовый красим фиолетовым и т.д;
- после высыхания разрезаем нити, убираем их, аккуратно, не повреждая ткань. Разворачиваем аккуратно, проглаживаем;
Возьмите на заметку…
Если вы планируете получить резкие границы переходов краски, то изначально следует брать сухую ткань. Напротив, если планируется получить размытые границы с плавными переходами, то скань перед скручиванием предварительно увлажняют.
В нанесении краски на ткань кистью есть свои плюсы и минусы. При нанесении краски кистью идет меньший расход краски, но возможен побочный эффект - белые пятна. Это места, где краска не проникла глубоко в узлы ткани.
Узелковый батик по праву можно считать одним из древнейших и интереснейших видов оформления ткани. Самый простой материал, расписанный этим способом, вмиг становится неповторимым.
Подведение итогов.
- Выставка работ педагогов на столах.
- Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения?